Абсолютный идеализм Гегеля
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Реферат По Антропологии На тему: Гегель размышление о человеке Выполнила: студент 1 курса ИПП гр. 15-10 Балтийская Дарья Александровна Проверила: Дворецкая Марианна Ярославовна
Санкт-Петербург
План:
1 Введение 2 Биография 3Абсолютный идеализм Гегеля 4 Феноменология 5 Гегель о закономерностях становления сущности человека 6.
Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии. Г.В.Ф. Гегель создал грандиозную и всеобъемлющую философскую систему, в которой обобщил все существенные достижения не только философии, но буквально всех отраслей знаний.
По Гегелю, философия – это особая наука, занимающая свое особое место в едином процессе человеческого познания. Философия не противостоит естественным и другим наукам, а наоборот опирается на них для того, чтоб продвигаться в главном для человеческой культуры – в осознании сущности мира и человека. Все науки стремятся к раскрытию истин, целью же философии является постижение истины т.е. сути реальности. Именно познание сути реальности Гегель считал главной задачей философии.
Гегель отрицал упрощенный взгляд на философию. Он считал, что каждый человек умеет философствовать, но не обладает знаниями по этому предмету. Философию Гегель называл элитарным знанием.
В основу своей системы Гегель положил ряд исходных принципов. Весь материал знаний он представил не в хаотичном порядке, а в систематической форме. Гегель обратил свое внимание не только на знания Нового Времени, но стремился опираться также и на накопленные знания. Гегель принял во внимание достижения не только культуры Нового времени, но стремился опираться на всю совокупность накопленных человечеством знаний. Несмотря на то, что в послегегелевское время философы пришли к выводу об ошибочности попыток построения столь всеобъемлющих систем, гегелевская философия остается грандиозным памятником человеческому духу в его стремлении «объять необъятное». Гегель более отчетливо, чем его предшественники, видит не только положительные, но и отрицательные стороны фундаментальных установок новоевропейского мышления. Обнаруживает он и то, что разделение на субъект и объект чревато внутренней разорванностью человеческого духа. Именно поэтому он и настаивает на тождестве субъекта и объекта.
Гегель ведет читателя по пути духовного восхождения. Задача мыслителя - обнаружить закономерности этого пути, его основные вехи и конечную цель. Дух постепенно все более прозревает, освобождается от обворожительных и наивных иллюзий, страданий и грез, зато приобретает мужество и зрелость. Гегель различал понятие душа и дух. Душа по его мнению субъективна. В ее состав входят ощущения, восприятия, представления, аффекты (страсти), Душа пристрастна. В ней выражаются особенности характера данного индивида, индивидуальный способ восприятия. Но душа способна к восхождению до уровня духа. Дух объективен. На этапе духа человек освобождается от мелкого, поверхностного, наносного. Душа обнаруживает способность мыслить; мышление превращает душу в Дух. В мышлении реализуется высшая способность духа - разум. Разум отличен от рассудка. Рассудок оперирует абстрактно-формальным, т.е. систематизирует, классифицирует. Разум - способность к теоретическому мышлению.
Биография
Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника. Предки Гегеля были лютеранами . Отец Гегеля считал, что школьного образования его сыну недостаточно. Он нанял педагогов для сына, которые ходили к ним на дом.. С самого детства он много читал. Карманные деньги он тратил на книги. Часто посещал городскую библиотеку, в которой читал книги о науке и философии.
Между тем он плохо разбирается в художественной литературе. Юность Гегеля прошла на фоне расцвета немецкой литературы. Однако Гегель игнорирует классику и зачитывается бульварной литературой. Гегель также увлекается античной литературой. Он окончил гимназию в октябре 1788 года. В 1788—1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. В 20 лет Гегель стал магистром философии. Три последних года в университете были посвящены богословию. Гегель успешно сдал экзамены. Однако священником становиться не хотел. Возможно, причины лежали в антипатии Гегеля к церкви, зародившейся ещё во время учёбы Гегель написал свою знаменитую работу «Феноменология духа», закончив её в октябре 1806 года во время битвы за Йену. Был редактором газеты. 1816—1818 — профессор философии в университете Гейдельберга. C 1818 — профессор философии в университете Берлина. В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В 1831 Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству. После того, как в августе 1831 года Берлин охватила холера, Гегель покинул город, остановившись в Кройцберге. В октябре, с началом нового семестра, Гегель возвращается в Берлин, ошибочно решив, что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти является заболевание желудочно-кишечного тракта.
Абсолютный идеализм Гегеля Абсолютный дух– высшая категория философской системы Гегеля, означающая наиболее развитую форму бытия абсолютной идеи, высшую конкретность – это сознающая себя абсолютная идея. Формами абсолютного духа как самосознания абсолютной идеи являются в системе Гегеля искусство, религия и философия, в которой абсолютная идея полностью завершает процесс своего самопознания и достигает «абсолютного знания». В философии дух окончательно раскрывает и запечатлевает свою сущность. Основная мысль состоит в том, что дух абсолютен в своей идее. Абсолютное у Гегеля понимается, как недостижимая идея, которая не имеет ничего общего с миром природы и человеческим сознанием. Абсолютное понимается как облик разума. Разум выступает как единство самосознания и действительности. Разум, по Гегелю, раздваиваясь на природу и интеллигенцию, выступая как сущий и сознающий себя. Так понимаемый разум представляет собой, полную прозрачность тождества и дифференции субъекта и объекта, и эта их взаимная проницаемость, собственно, и есть дух, абсолютное сознание как знание себя в своей истине, в своей идее. Абсолютный идеализм Гегеля состоял именно в утверждении той мысли, что действительность, - та, что нас окружает, и та, что содержится внутри нас, - в корне своем есть действительность бога, есть его energeia. По Гегелю, разум, дух, бог это проявление Бога. Сила духа так велика, как велико ее внешнее проявление и распространение. Постулат Гегелевской филосрфии: «Дух существует только как единичное действительное сознание». Человек бесконечно внутренне глубок и сложен, так же сложен, как сам мир, как сам Абсолют. И потому его нельзя объяснить, не объяснив самого мира и Абсолюта. Человеческая личность рассматривалась им как комплексное понятие, в котором есть различные пласты детерминации и деятельности: субъективный, объективный, абсолютный. Человек живет одновременно в нескольких мирах: мире своих субъективных склонностей и природных особенностей, мире социальных отношений и зависимостей, мире всеобщего содержания и абсолютных сущностей.
Гегель центрирует внимание именно на социально-исторических проблемах. Раскрытие человеческой сущности проявляется в ходе исторического процесса; равным образом человек, чтобы соответствовать своему родовому понятию, должен усвоить уроки истории. Человек – это Бог, принявший земное бытие и конечную форму. Он становится медиумом Бога, творя его законы и его волю в земном. И сам Абсолют не вне его, за ним не нужно устремляться в недостижимые космические дали – этот Абсолют в нем самом. «Царствие божие внутрь вас», – Гегель всегда был сторонником этого библейского принципа, многократно повторяя его в своих произведениях. Существом и корнем человеческой души является Бог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|