Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание № 2. Биографическая справка о жизни ученых Аристотеля и Фромма и их вкладе в развитие психологии




МВД РОССИКРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

Выполнил слушатель: Борсяк Николай Иванович

 


Содержание

Задание № 1. Составление структурно- логической схемы, раскрывающей содержание темы: Этапы развития психологии

Задание № 2.Биографическая справка о жизни ученых Аристотеля и Фромма и их вкладе в развитие психологии

Задание № 3. Составить словарь-глоссарий и раскрыть содержание основных категорий и понятий по теме: психология толпы

Задание № 4. Раскрыть содержание темы: слухи. В виде краткого изложения основных научных трактовок проблемы в современной психологической науке

Задание № 5. Составить краткий конспект первоисточника (научного произведения) "Искусство любить" Эриха Фромма

Используемая литература

 


Задание № 1. Составление структурно- логической схемы, раскрывающей содержание темы

 


Задание № 2. Биографическая справка о жизни ученых Аристотеля и Фромма и их вкладе в развитие психологии

 

Имя, годы Жизни, происхождение Основные труды Основные вводимые в научный оборот понятия Содержание вклада в развитие психологии
1 2 4 5
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до н. э. Умер в 7 марта 322 до н. э. «Категории», «Топика», «Органон», «Аналитики первая и вторая», «О возникновении животных», «О душе», «История животных», «О движении животных», «О частях животных», «Физика», «О небе», «О происхождении и уничтожении», «О метеорологических вопросах», «О первой философии», «Эвдемова этика», «Политика», «Риторика» и «Поэтика». Энтелехия Принадлежит первый в истории науки психологический трактат «О душе», так что Аристотеля можно считать родоначальником психологии. Одним из первых предложил классификацию когнитивных процессов на основе определения функций (и свойств) души. Кроме ощущений, душа включает память, воображение и мышление. Он обосновал гипотезу, которая через много веков была оформлена в виде закона ассоциаций и ассоциативной концепции памяти, а также сформулировал законы мышления, обоснованные при помощи логически выводимых научных понятий.
1 2 4 5
Э́рих Зелигманн Фромм 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне - 18 марта 1980, Локарно) - немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик Бегство от свободы" (1941) "Человек для самого себя" "Душевно здоровое общество" (1945) "Психоанализ и религия" (1950) "Искусство любить" (1956) "Революция надежды" (1968) "Иметь или быть?" (1976) "Анатомия человеческой деструктивности" "Мужчина и женщина" "Кредо" "Величие и ограниченность теории Фрейда" "Ради любви к жизни" "Кризис психоанализа" "Революция надежды. Избавление от иллюзий" Один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Создатель "гуманистического психоанализа".

 

Задание № 3. Составить словарь-глоссарий и раскрыть содержание основных категорий и понятий по теме: психология толпы

психология наука толпа поведение

Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Толпой как субъектом массовых форм вне коллективного поведения часто становится:

публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

Классификация толпы по признаку управляемости, то можно выделить следующие виды толпы.

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Классификация толпы по характеру поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа. Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

Действующая толпа. Формируется - как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

 

Задание № 4. Раскрыть содержание темы: слухи. В виде краткого изложения основных научных трактовок проблемы в современной психологической науке

 

Слухи - это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в звуковой форме.

Согласно известным психологическим определениям, слухи - это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу».

В несколько иной трактовке, слухи - это тот самый «специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории».

Подчеркнем: слухи - всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная информация. Если информация достоверна, ее так и определяют: как «информацию». Если недостоверна или в достоверности есть сомнения, это слухи. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию.

Слухи никогда не бывают достоверными, поскольку в процессе циркуляции фабула слуха претерпевает психологически закономерные трансформации. В процессе устной передачи любая самая достоверная информация теряет степень «достоверности» (тождественности оригиналу) и, рано или поздно, превращается в слух.

Типологии слухов. Известны две основные типологии слухов. Одна классификация слухов базируется на степени их достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную окраску.

1. Информационная типология. Поскольку слухи - всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводится к их классификации по степени достоверности содержащейся информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа:

Абсолютно недостоверные

Просто недостоверные

Относительно достоверные

Близкие к действительности

2. «Эмоциональная» типология. С точки зрения эмоциональных характеристик выделяют три основных вида слухов.

«Слух-желание» - это слух, содержащий сильное эмоциональное желание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Ярким примером слухов такого рода принято считать упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости.

«Слух-желание» осуществляет двоякую функцию. С одной стороны, он соответствует пожеланиям людей, и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидным, что желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления - вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Подобные слухи активно используются для манипуляций психологией масс.

«Слух-пугало» - слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются.

Обычно слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. В таких ситуациях появляется ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, но основная часть остается практически неизменной. Наиболее часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде.

«Агрессивный слух» - слух, не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами.

Агрессивные слухи - продолжение «слухов-пугал». В основе их сюжетов присутствует агрессивный заряд. Основная функция агрессивных слухов - не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, «телеграфно». Короткие, рубленые фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению»! Они несут более сильный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Такие слухи требуют ответной агрессии. Из последних примеров - слухи о «зверствах федеральных войск в Чечне», распространяемые чеченцами, и аналогичные слухи о «зверствах чеченских боевиков» в отношении федеральных войск.

«Нелепые» слухи стоят особняком во всех типологиях и классификациях слухов. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них - очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются на переломах массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое.

3. По происхождению:

стихийные;

умышленно сфабрикованные:

первичные - изначально сфабрикованные слухи;

вторичные - слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.

4. По силе влияния:

будоражащие групповое мнение;

вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;

разрушающие связи между лицами и группами.

Факторы, способствующие распространению слухов:

1. напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);

. отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;

. недоверие к информации властей;

. наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);

. общая усталость, изнурение;

. подтверждение предыдущих слухов;

Мотивы распространения слухов:

1. потребность в самоутверждении - наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;

. чувство солидарности - стремление предупредить людей о грозящей их опасности;

. неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;

. стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;

. подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;

. стремление выйти в лидеры;

. желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.

Социально-психологические особенности восприятия слухов:

1. стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;

. стремление спасаться вместе со всеми;

. анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;

. одобрение слуха большинством;

. легкая внушаемость и заражаемость части людей;

. низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.

Функции слухов:

1. удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;

. снижение неопределенности по отношению к важным событиям;

. помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;

. предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

Последствия слухов:

1. рост напряженности;

. создание условий тревожного ожидания и неуверенности;

. чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;

. снижение работоспособности;

. увеличение конфликтов;

. возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.

Слухи невозможно запретить, как нельзя запретить и иные проявления массовой психологии. Слухи будут всегда, поскольку психология масс практически вечна, а слухи - одна из форм ее функционирования.

Задание № 5. Составить краткий конспект первоисточника (научного произведения) "Искусство любить" Э ́ риха Фромма

 

Любовь - зрелый ответ на проблему человеческого существования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...