Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективные профилактические программы

Стратегии изменения поведения (Современные технологии гигиенического обучения и формирования ЗОЖ)

Материалы для проведения занятий

 

Этапы изменения поведения (таблица)

Стратегия изменения поведения

Стратегия изменения поведения -это плановый подход к достижению той или иной конечной цели пропаганды. Планирование и развитие стратегий должны основываться на данных исходной оценки, а также на информации о целевых аудиториях по мере получения этой информации. Развитие стратегий пропаганды здорового образа жизни является непрерывным динамическим процессом.

Развитие стратегии включает:

•- выбор соответствующих каналов коммуникации, институтов и мероприятийдля доведения сообщений до сведения целевых аудиторий,

•- разработку сообщенийи материалов.

 

Всегда, когда это возможно, содержание и форму проведения мероприятий следует разрабатывать в сотрудничестве с членами целевой аудитории. Интервьюирование фокусных групп дает превосходную возможность обсудить с целевой аудиторией ее конкретные интересы. Целевые аудитории лучше всего знают, что именно их привлекает.

При разработке стратегий влияния на целевую аудиторию необходимо учитывать следующие вопросы:

•Какую выгоду получит целевая аудитория, изменив свое поведение на более безопасное?

•Какая дополнительная информация заставит представителей целевое группы поверить в эти выгоды?

•Какой эмоциональный тон лучше всего соответствует культуре и ценностям конкретной целевой аудитории?

Необходимо также предусмотреть потери, которые могут понести те люди, которые решатся изменить свое поведение на менее рискованное, и то, как эти потери могут быть компенсированы выгодами.

Когда в ходе реализации мероприятий рекомендуется изменить поведение или поддерживается какое-либо конкретное действие, специалисты по планированию пропаганды здорового образа жизни должны попытаться предвидеть те трудности, с которыми могут столкнуться члены целевой аудитории, если они попытаются следовать этим рекомендациям. Необходимо облегчать принятие измененного поведения, представляя его как осуществимое, дающее преимущества и даже приносящее радость. Например, «Я не курю – сохраню здоровье и деньги».

Стратегия изменения поведения

Выгода — это «награда» целевой аудитории за достижение конечной цели. Именно обещание выгоды часто побуждает людей осуществлятьопределенные действия (например, принимать новую форму поведения (применять презерватив). Побудительный мотив для этого изменения в поведении может быть выражен следующим образом: «Когда я веду себя таким новым образом, я… (получаю какую-то выгоду)». Например, «Если я не курю, то смогу добиться хороших результатов в спорте…».

Выгода не обязательно должна быть четко сформулирована или быть осязаемой, как деньги или подарки. Выгода — это то, что человек воспринимает как положительный результат предпринятых действий.

Выгода может принимать множество форм, таких, как:

•эмоциональное вознаграждение, например спокойствие духа, любовь, безопасность, удовольствие, позитивное самовосприятие («Если я не буду курить, не будет проблем с родителями»);

•успокоение или награда за существующие убеждения и формы поведения, например удовлетворенность собой («Если я не буду курить, не будет необходимости искать деньги и сигареты»).

Чтобы выгода была эффективной, она должна соответствовать заботам и стилю жизни конкретной аудитории

Психологические компоненты процесса изменения поведения

• осознание риска заболевания, которое включает страх за собственную жизнь и здоровье (страх смерти, боязнь быть немощным и больным), а также осознание возможных трудностей в достижении жизненных целей

• осознание пользы профилактических мер, которое обусловлено верой в эффективность отказа от курения (уверенность в том, что отказ от курения продлит жизнь и т. д.);

• осознание возможных неудобств от выполнения этих мероприятий (неумение договориться с друзьями о вреде табака, необходимость делать выбор между конфликтом с друзьями и личной безопасностью);

• факторы, побуждающие человека к действию (болезнь, смерть близкого человека);

•собственные установки и поведение (у веренность в собственной способности изменить свое поведение, предпринимаемые для этого шаги).

Социоально - демографические факторы

Возраст ( например, в возрасте 13-16-ти лет видение жизненной перспективы является ограниченным, то есть подросток не может достаточно реалистично представить свою жизнь на несколько лет вперед, часто живет “сегодняшним днем”; отсюда - безразличие к своему здоровью, невозможность представить собственную смерть, и, как следствие, отсутствие страха смерти, иллюзия неуязвимости)

Пол (например, женщины реже, чем мужчины курят; женщины, если им приходится выбирать между здоровым ребенком и невозможностью рожать вообще и при этом испортить отношения с партнером, вероятнее предпочтут первое)

Уровень образования (в зависимости от уровня образования целевой группы выбираются различные методы воздействия на нее, например, сложность и научность подаваемой информации напрямую должна зависеть от образованности людей, принадлежащих к целевой группе)

Экономический статус (также напрямую определяет предлагаемые формы помощи целевой группе: например, платные индивидуальные/групповые консультации). Существует два основных аспекта влияния данного фактора на эффективность реализации профилактических программ:

 

Учет факторов риска

недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска, недостаток знаний о том, как можно решить проблему здорового поведения для определенной категории людей;

неправильные установки: «лишние килограммы не вредны», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «употребление ПАВ не принесет мне вреда»; «здоровое питание дорого стоит», «от стрессов в нашей жизни не уйти»;

отсутствие навыков, недостаток опыта: не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не прибегая к употреблению ПАВ, не умеют преодолевать стресс и т.д.;

социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного досуга; господство традиций, поощряющих употребление ПАВ, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов, отсутствие образовательных программ для взрослого населения по вопросам ФЗОЖ и т.д.

 

Целевые группы

Первичные (группы людей, для которых характерно небезопасное поведение или которые наиболее подвержены риску определенного состояния, например, школьники средних классов, лица с избыточной массой тела, ведущие малоподвижный образ жизни и т.д.);

вторичные (группы людей, оказывающие воздействие на первичную целевую группу: родители, руководители предприятий, врачи, преподаватели и т.д.).

Эффективные профилактические программы

- Программа разработана после анализа ситуации.

- Выбраны целевые группы, поведение которых наиболее рискованно и которым уделяется недостаточно внимания, учтены их особенности).

- В планировании и проведении мероприятий участвуют представители целевых групп и общественности.

- Целевой группе дают возможность менять свое поведение шаг за шагом. Используются методы обучения «равный – равному» и взаимная поддержка.

- Целевой группе предоставляются материальные ресурсы для изменения поведения, создаются способствующие изменению поведения условия.

- Мобилизуются духовные (в т.ч. религиозные) устремления, творческий потенциал членов групп (театр, конкурсы и т.д.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...