Эффективные профилактические программы
Стратегии изменения поведения (Современные технологии гигиенического обучения и формирования ЗОЖ) Материалы для проведения занятий
Этапы изменения поведения (таблица) Стратегия изменения поведения • Стратегия изменения поведения -это плановый подход к достижению той или иной конечной цели пропаганды. Планирование и развитие стратегий должны основываться на данных исходной оценки, а также на информации о целевых аудиториях по мере получения этой информации. Развитие стратегий пропаганды здорового образа жизни является непрерывным динамическим процессом. Развитие стратегии включает: •- выбор соответствующих каналов коммуникации, институтов и мероприятийдля доведения сообщений до сведения целевых аудиторий, •- разработку сообщенийи материалов.
Всегда, когда это возможно, содержание и форму проведения мероприятий следует разрабатывать в сотрудничестве с членами целевой аудитории. Интервьюирование фокусных групп дает превосходную возможность обсудить с целевой аудиторией ее конкретные интересы. Целевые аудитории лучше всего знают, что именно их привлекает. При разработке стратегий влияния на целевую аудиторию необходимо учитывать следующие вопросы: •Какую выгоду получит целевая аудитория, изменив свое поведение на более безопасное? •Какая дополнительная информация заставит представителей целевое группы поверить в эти выгоды? •Какой эмоциональный тон лучше всего соответствует культуре и ценностям конкретной целевой аудитории? Необходимо также предусмотреть потери, которые могут понести те люди, которые решатся изменить свое поведение на менее рискованное, и то, как эти потери могут быть компенсированы выгодами.
Когда в ходе реализации мероприятий рекомендуется изменить поведение или поддерживается какое-либо конкретное действие, специалисты по планированию пропаганды здорового образа жизни должны попытаться предвидеть те трудности, с которыми могут столкнуться члены целевой аудитории, если они попытаются следовать этим рекомендациям. Необходимо облегчать принятие измененного поведения, представляя его как осуществимое, дающее преимущества и даже приносящее радость. Например, «Я не курю – сохраню здоровье и деньги». Стратегия изменения поведения • Выгода — это «награда» целевой аудитории за достижение конечной цели. Именно обещание выгоды часто побуждает людей осуществлятьопределенные действия (например, принимать новую форму поведения (применять презерватив). Побудительный мотив для этого изменения в поведении может быть выражен следующим образом: «Когда я веду себя таким новым образом, я… (получаю какую-то выгоду)». Например, «Если я не курю, то смогу добиться хороших результатов в спорте…». • Выгода не обязательно должна быть четко сформулирована или быть осязаемой, как деньги или подарки. Выгода — это то, что человек воспринимает как положительный результат предпринятых действий. Выгода может принимать множество форм, таких, как: •эмоциональное вознаграждение, например спокойствие духа, любовь, безопасность, удовольствие, позитивное самовосприятие («Если я не буду курить, не будет проблем с родителями»); •успокоение или награда за существующие убеждения и формы поведения, например удовлетворенность собой («Если я не буду курить, не будет необходимости искать деньги и сигареты»). Чтобы выгода была эффективной, она должна соответствовать заботам и стилю жизни конкретной аудитории Психологические компоненты процесса изменения поведения
• осознание риска заболевания, которое включает страх за собственную жизнь и здоровье (страх смерти, боязнь быть немощным и больным), а также осознание возможных трудностей в достижении жизненных целей • осознание пользы профилактических мер, которое обусловлено верой в эффективность отказа от курения (уверенность в том, что отказ от курения продлит жизнь и т. д.); • осознание возможных неудобств от выполнения этих мероприятий (неумение договориться с друзьями о вреде табака, необходимость делать выбор между конфликтом с друзьями и личной безопасностью); • факторы, побуждающие человека к действию (болезнь, смерть близкого человека); •собственные установки и поведение (у веренность в собственной способности изменить свое поведение, предпринимаемые для этого шаги). Социоально - демографические факторы • Возраст ( например, в возрасте 13-16-ти лет видение жизненной перспективы является ограниченным, то есть подросток не может достаточно реалистично представить свою жизнь на несколько лет вперед, часто живет “сегодняшним днем”; отсюда - безразличие к своему здоровью, невозможность представить собственную смерть, и, как следствие, отсутствие страха смерти, иллюзия неуязвимости) • Пол (например, женщины реже, чем мужчины курят; женщины, если им приходится выбирать между здоровым ребенком и невозможностью рожать вообще и при этом испортить отношения с партнером, вероятнее предпочтут первое) • Уровень образования (в зависимости от уровня образования целевой группы выбираются различные методы воздействия на нее, например, сложность и научность подаваемой информации напрямую должна зависеть от образованности людей, принадлежащих к целевой группе) • Экономический статус (также напрямую определяет предлагаемые формы помощи целевой группе: например, платные индивидуальные/групповые консультации). Существует два основных аспекта влияния данного фактора на эффективность реализации профилактических программ:
Учет факторов риска • недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска, недостаток знаний о том, как можно решить проблему здорового поведения для определенной категории людей;
• неправильные установки: «лишние килограммы не вредны», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «употребление ПАВ не принесет мне вреда»; «здоровое питание дорого стоит», «от стрессов в нашей жизни не уйти»; • отсутствие навыков, недостаток опыта: не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не прибегая к употреблению ПАВ, не умеют преодолевать стресс и т.д.; • социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного досуга; господство традиций, поощряющих употребление ПАВ, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов, отсутствие образовательных программ для взрослого населения по вопросам ФЗОЖ и т.д.
Целевые группы • Первичные (группы людей, для которых характерно небезопасное поведение или которые наиболее подвержены риску определенного состояния, например, школьники средних классов, лица с избыточной массой тела, ведущие малоподвижный образ жизни и т.д.); • вторичные (группы людей, оказывающие воздействие на первичную целевую группу: родители, руководители предприятий, врачи, преподаватели и т.д.). Эффективные профилактические программы - Программа разработана после анализа ситуации. - Выбраны целевые группы, поведение которых наиболее рискованно и которым уделяется недостаточно внимания, учтены их особенности). - В планировании и проведении мероприятий участвуют представители целевых групп и общественности. - Целевой группе дают возможность менять свое поведение шаг за шагом. Используются методы обучения «равный – равному» и взаимная поддержка. - Целевой группе предоставляются материальные ресурсы для изменения поведения, создаются способствующие изменению поведения условия. - Мобилизуются духовные (в т.ч. религиозные) устремления, творческий потенциал членов групп (театр, конкурсы и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|