Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики




Петрозаводск, 2010


Оглавление

I. Введение.. 3

II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики.. 4

III. Определение потенциально возможного уровня развития экономики республики 16

IV. Цель, задачи и сценарии развития Республики Карелия.. 31

V. Приоритеты развития республики, обеспечивающие ее конкурентоспособность 39

1. Развитие человеческого потенциала.. 40

2. Инфраструктурное развитие территории с учетом ее приграничного характера.. 43

3. Инновации и модернизация общества, инвестиционная политика.. 58

Развитие предпринимательства. 65

VI. Реализация приоритетов и важнейшие проекты... 68

Повышение конкурентоспособности социальной сферы Республики Карелия. 69

Развитие здравоохранения. 71

Развитие образования. 72

Развитие культуры и. 77

государственно–конфессиональных отношений. 77

Развитие физической культуры и спорта. 80

Развитие рынка труда. 81

Повышение доступности жилья. 83

Развитие социальных институтов и социальная политика. 85

Молодежная политика. 88

Экологическая безопасность экономики и экология человека. 89

Повышение конкурентоспособности экономики Республики Карелия. 90

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) 100

Горнопромышленный комплекс (ГПК) 103

Машиностроение. 107

Судостроение. 108

Черная и цветная металлургия. 108

Химическая промышленность. 109

Производство строительных материалов. 109

Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса. 111

Развитие туристской индустрии. 114

VII. Долгосрочные приоритеты бюджетной политики Правительства республики Карелия 121

VIII. Пространственная проекция стратегии (пространственное развитие) 122

IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы... 134

X. Этапы реализации стратегии и ожидаемые результаты... 138

XI. Механизмы реализации стратегии.. 142

XII. Мониторинг Стратегии развития Республики Карелия.. 143

ГЛОССАРИЙ.. 146

I. ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия «Возрождение Карелии» Правительству Республики Карелия в целом удалось обеспечить общественно-политическую, социально-экономическую стабильность в республике, создать и закрепить новые условия для экономического роста и формирования гражданского общества. Предложенный в Концепции сценарий развития республики проходит в заданных временных интервалах: от мобилизационного этапа, через стабилизационный – к инновационному этапу.

В то же время, поскольку Карелия является неотъемлемой частью единого геоэкономического пространства, нестабильного и динамичного, то региональная экономика и общество оказались перед вызовами, носящими долговременный системный характер. Глобальный кризис 2008-2009 годов обострил внутрирегиональные проблемы и потребовал акцентирования экономической политики на реструктуризации и модернизации региональной экономики и ускорения перехода на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности карельской продукции. На это нацеливают российские стратегические документы, в частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В соответствии с новыми реалиями в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обозначены вызовы и стратегическая цель и целевые ориентиры России. Необходимо в новых условиях обеспечить воспроизводство человеческих ресурсов и высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, безопасность граждан и общества, поддержать и развить инфраструктуру и сбалансированное пространственное развитие, сформировать предпосылки для создания экономики лидерства и инноваций и усилить конкурентные преимущества региона на основании определения своего места в системе международного и межрегионального разделения труда, а также широкого использования новых технологий, в том числе информационно - коммуникационных, в государственном управлении, бизнесе, сфере социального обслуживания.

В новой модели управления экономикой акцент переносится на стратегическое управление и его информационно-технологическое обеспечение, нацеленные на формирование и удержание уникальной позиции территории в системе международных и межрегиональных взаимодействий. Поэтому новые условия, по причине требования повышения скорости и качества принимаемых решений, объективно требуют большего применения процесса научной экспертизы. В целом возрастает роль науки, а научно-образовательный и инновационный комплекс в целом становится фундаментом успешного развития региона.

Стратегия или путь преодоления кризисов лежит через инновационное обновление капитала. При этом региональный капитал и капитализация, конкурентные преимущества региона рассматриваются как целевые функции и как важнейшие факторы при определении его стратегии в условиях внутренних ограничений и действия глобальных форматов экономического пространства.

Территория в экономическом смысле - это связные капиталы, осознавшие свою потребность в стратегической идее. Поэтому задача системы планирования заключается в том, чтобы создать на базе понятной идеологии целостную конструкцию из многочисленных капиталов на базе определенного каркаса развития территории (экономического зонирования с учетом экологической нагрузки). Поэтому стратегическое мышление требует от субъекта управления (региона) самостоятельного позиционирования в экономическом пространстве и выбора специализации региона в межрегиональной и международной торговле.

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года разрабатывалась с учетом всего вышесказанного и является одним из элементов системы государственного планирования Республики Карелия, представляющей собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста ВРП, капитализацию активов территории и управление общественными потребностями.

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года как управленческий документ содержит научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития республики и, в дальнейшем, – на обеспечение устойчивого инновационного развития. В ней представлены возможности выбора путей достижения целей из существующих альтернатив, а также выбора видов экономической деятельности и механизмов реализации принимаемых решений.

Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики республики, анализ нынешнего состояния экономики республики и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит характеристику экономических зон, перечень соответствующих программ и проектов. Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.

Стратегия предлагает систему принципов, которые отвечают целевым ориентирам, поставленным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также целям, определенным в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия. Стратегия предусматривает также реализацию приоритетных национальных проектов и посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Таким образом, на основании Стратегии формируются предпосылки для преодоления кризисных и иных негативных тенденций развития экономики, социальной сферы, демографической ситуации на всей территории и создается программа действий, которая учитывает значение Карелии как приграничного региона Российской Федерации.

Реализация Стратегии позволит обеспечить динамику процессов развития Республики Карелия как зоны эффективной интеграции приграничных территорий, а также в условиях сближения России и ЕС придать Карелии статус «визитной карточки» России.

 

II. Социально-экономическая ситуация Карелии и оценка конкурентоспособности республики

 

Потенциал позитивных тенденций, проявившихся в посткризисный период 1999-2007 годов (1999-2001 годы – мобилизационный этап, 2002-2007 годы – стабилизационный этап), социально-экономическая стабильность и реализация мер экономической политики Правительства Республики Карелия позволили в последние годы сохранить положительную динамику большинства важнейших экономических показателей. Несмотря на новый кризис 2008-2009 годов, в соответствии с Концепцией «Возрождение Карелии» перед республикой поставлена задача: перейти к инновационному пути развития, ориентированному на модернизацию региональной экономики. К сожалению, не хватило времени и ресурсов, чтобы до кризиса 2008-2009 годов ответить на обозначенные вызовы, поэтому его последствия оказались весьма болезненными.

На протяжении 2002-2008 годов в Республике Карелия отмечался устойчивый рост производства в большинстве отраслей экономики, рост экспорта. Ежегодно увеличивались объемы розничного товарооборота, предоставляемых населению платных услуг, коммерческого грузооборота предприятий транспорта, возрастали прибыль предприятий, реальная заработная плата и пенсии. Среди 27 регионов Севера России по макроэкономическим показателям Карелия стабильно входит в первую десятку.

Валовой региональный продукт (ВРП), являющийся важнейшим показателем экономического развития региона, начиная с 1999 года, увеличивался как в действующих, так и в сопоставимых ценах (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Динамика изменения валового регионального продукта

 

Основу экономики республики составляет промышленность, которая в период 2000-2001 годов формировала более 40% валового регионального продукта Карелии. Замедление темпов роста физических объемов промышленного производства, рост доли промежуточного потребления в этой отрасли, а также развитие других секторов экономики привело сначала к сокращению удельного веса промышленности в структуре добавленной стоимости, а затем фактически к восстановлению исходного состояния. Благодаря модернизации производства, благоприятной конъюнктуре, складывающейся в последние годы на основные виды выпускаемой продукции, постепенно восстанавливаются утраченные позиции. При этом в 2005 и 2007 годах достигнут самый высокий за последние девять лет рост промышленного производства – 118,7% и 116,8 к предыдущему году. В то же время среднегодовые темпы прироста физического объема ВРП ниже общероссийского среднего значения.

В структуре промышленного производства в Республике Карелия 53,2% составляют обрабатывающие производства, 32,4% - добыча полезных ископаемых и 14,4% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В составе обрабатывающих производств значительный удельный вес занимают: целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура объема отгруженных товаров, себестоимости продукции, выполненных работ и услуг по Республике Карелия за 2008 г., %.

В 2008 году в структуре оборота организаций по видам экономической деятельности республики определяющую роль играют обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь(рисунок 3).

Рисунок 3. Структура оборота организаций Республики Карелия
по видам экономической деятельности за 2008г.,%

За 2008 год сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям составил 8,3 млрд. руб. прибыли, что в 4,7 раза превышает уровень 2004 года. Прибыль предприятий составила по итогам 2008 года 15,2 млрд. руб. Свыше 13 млрд. руб. прибыли получено по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых», что связано с успешной работой ОАО «Карельский окатыш». Благоприятная конъюнктура, сложившаяся на черные металлы на международных и российском рынках, позволила предприятию в 2008 году в 6,5 раз увеличить прибыль к уровню 2004 года.

Валовой региональный продукт по итогам 2008 года оценивается на уровне 101% к 2007 году. Объемы производства промышленной продукции сохранены на уровне предыдущего года (100,01%). Инвестиции в основной капитал выросли на 6,7%, превысив 22,7 млрд. рублей. Рост внешнеторгового оборота составил 11,3%. Оборот розничной торговли составил 50,3 млрд. рублей, и увеличился в сопоставимых ценах на 8,3%. Снижены темпы инфляции по сравнению с предыдущим годом.

Важнейшим результатом активной экономической политики, проводимой Правительством Республики Карелия, стал рост инвестиций. Сравнивая этапы: 1998–2001 годы, 2002–2005 годы и 2006-2008 годы, необходимо отметить, что объем инвестиций в экономику республики динамично увеличивался (рисунок 4). В 2008 году объем инвестиций в основной капитал составил 22,75 млрд. руб. (в 2007 г. – 19,2 млрд. руб.), индекс физического объема инвестиций – 106,7 % (в 2007 г. - 93%).

Проводимая бюджетная политика позволила сохранить хорошие бюджетные показатели, и по результатам анализа международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» присвоило в 2008 году Республике Карелия высокий кредитный рейтинг «A+(rus)», изменив прогноз по долгосрочным рейтингам Республики Карелия со «Стабильного» на «Позитивный». Это дает республике дополнительные возможности для привлечения финансовых ресурсов и увеличения ликвидности рублевых долговых обязательств.

Рисунок 4. Динамика инвестиций в основной капитал, млрд. руб.

 

Карелия после 1998 года успешно восстановила производственные связи в рамках российской экономики и постепенно интегрируется и в мировую экономику. Внешнеторговый оборот в 2008 году достиг 1894 млн. долларов США, в том числе экспорт – 1481 млн. долларов.

По результатам рейтинга IRPEХ «Оценка конкурентоспособности регионов России», проведенного АНО «Институт региональной политики» в 2008 году и представленного в Министерстве регионального развития Российской Федерации, Республика Карелия занимает 38 место и находится в группе регионов, имеющих средний уровень конкурентоспособности.

Доля Республики Карелия в объемах производства важнейших видов продукции в Российской Федерации (в натуральном выражении) отражена на рисунке 5. Региональные предприятия являются бесспорными лидерами в России по производству садковой форели, бумажных мешков и газетной бумаги.

 

Рисунок 5. Доля республики в объемах производства важнейших видов продукции

в Российской Федерации за 2008 год, %

 

Доля важнейших видов продукции Республики Карелия в экспорте Российской Федерации в 2008 г. составляет (%): газетной бумаги 46,9, необработанных лесоматериалов – 5,9, пиломатериалов – 4,8, целлюлозы товарной – 4,5, железорудных окатышей – 35%. На северо-западе России вырубается более 55 млн. куб.м. древесины в год, в Карелии - около 7 млн.куб.м.

Иллюстрацией результатов экономического роста является ежегодный прирост доходов в консолидированный бюджет республики. Если в 2000–2003 годах доходы увеличивались на 9–12 процентов, то в последующие годы – уже на 23–30 процентов. Объем доходов в 2008 году составил 28800 млн. руб. (в 2007 г. – 22308 млн. руб.).

По сравнению с 2001 годом объем расходов консолидированного бюджета Республики Карелия вырос с 6,3 до 29,1 млрд. руб. в 2008 году, или в 4,6 раза. В 2005 году консолидированный бюджет и бюджет Республики Карелия были исполнены с профицитом.

 

 

Рисунок 6. Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Карелия, млн. руб.

 

Возросла социальная направленность бюджетных расходов (рисунок 6). Так, если в 2001 году расходы на финансирование учреждений социальной сферы и социальную политику составляли 48% общего объема расходов консолидированного бюджета, то с 2005 года более 60%. Расходы на социальные нужды за 8 лет возросли на 15,7 млрд. рублей, или в 6,3 раза. Расходы на социально-культурную сферу в 2008 году составили 18,7 млрд. руб. (в 2007 году – 15,7 млрд. руб.).

В течение 2002–2008 годов осуществлялась реализация программ, направленных на улучшение положения семьи, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов, малоимущих граждан. В республике последовательно осуществляется реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

В 2008 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего в экономике республики составила 16714 рублей (в 2007 г. – 13342 руб.). Темпы роста средней заработной платы (ежегодно, примерно, на 25%) превышали темпы роста величины прожиточного минимума и потребительских цен. В результате реальные располагаемые денежные доходы населения ежегодно увеличивались от 2 до 12%.

Рисунок 7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума населения Республики Карелия

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 23,0% в 2001 г. до 17,1% в 2008 г. Реальные располагаемые доходы населения за 2002-2008 гг. возросли на 195%, реальная заработная плата – более чем в 2 раза, чему способствовало постепенное снижение инфляции в республике: с 18,3% в 2001 г. – до 10-13% в последующие годы (рисунок 7). В 2008 году реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему году составили 102,2 (в 2007 году – 102,4%), прожиточный минимум – 5381 руб. (в 2007 году - 4625 руб.), соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума – 2,22 (в 2007 году - 2,18).

Количество денежных средств, которые могут направить домохозяйства на потребительский рынок, пока незначительно. Усиливается дифференциация населения по основным социально – экономическим характеристикам. Среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченных жителей республики превышают доходы 10% наименее обеспеченных более чем в 10 раз.

Изменение уровня жизни в республике, определяемого по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), широко используемого ООН в качестве ориентира развития территории, на протяжении последних лет имело позитивную направленность (рисунок 8). На увеличение ИРЧП оказали влияние индексы дохода и образования.

 

Рисунок 8. Динамика ИРЧП Республики Карелия

Рисунок 9. Динамика интегрального критерия развития территории (ИКРТ)

Динамика социально-экономического развития Республики Карелия наглядно иллюстрируется динамикой интегрального критерия развития территории (ИКРТ) (рисунок 9), которая свидетельствует о достигнутых в 2002–2007 годах позитивных результатах в экономическом развитии республики, что увеличивает и потенциал социальных возможностей.

Таким образом, в республике были решены задачи предыдущего стабилизационного этапа (2002-2007 годов), суть которого заключалась в обеспечении стабилизации социально-экономической и, соответственно, общественно-политической ситуации за счет перехода к более интенсивным методам экономической политики, особенно в инвестиционной сфере, что позволило решать назревшие социальные проблемы и ставить новые задачи.

Вместе с тем, существенное снижение темпов экономического роста в начале 2006 года и в условиях кризиса 2008-2009 годов не позволяет делать выводы о способности экономики республики постоянно поддерживать достаточно высокие темпы экономического развития. Требуется реконструкция и модернизация ведущих отраслей республики, в первую очередь лесопромышленного комплекса (ЛПК).

Для Республики Карелия, располагающей большими лесными ресурсами, представленными лесной площадью 9,4 млн.га, и имеющей запас растущей древесины 910 млн.куб.м., актуальна проблема низкого уровня его использования.

Потенциал развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия далеко не исчерпан. Это наглядно следует из сравнения основных параметров работы ЛПК Карелии и Финляндии - страны, которая является ближайшим зарубежным соседом, с которым осуществляется давний культурный и торговый обмен. Основная доля в экспорте лесопродукции из Республики Карелия приходится на Финляндию.

Запасы лесных ресурсов Республики Карелия меньше, чем в Финляндии, в 2 раза, но в расчете на единицу площади они приблизительно одинаковы, а в расчете на душу населения запасы лесных ресурсов в Карелии превышают более чем в три раза. По породному составу лесной фонд Республики Карелия и Финляндии не имеют больших различий – более 80% занимают наиболее ценные в качественном отношении хвойные породы. Эффективность же освоения и использования лесных ресурсов значительно различается - в соседней с нами Финляндии она значительно выше, чем в Карелии.

Доля ежегодной заготовки древесины от общего запаса в Карелии составляет 0,65%, что в 4 раза ниже, чем в Финляндии (3,04%). Съем древесины с 1 га в Финляндии в 3 раза превышает этот показатель у нас в республике. На душу населения в Карелии заготавливается древесины на 35% меньше (8,6 куб.м.), чем в Финляндии (10,7 куб.м.).

Для обеспечения конкурентоспособности системы лесовосстановления республики с соседней Финляндией требуется в перспективе увеличить прирост и съем древесины с 1 га в 4 раза.

Развитие лесопромышленного комплекса сдерживают существующие проблемы:

- высокий износ основных фондов;

- недостаточное строительство лесовозных и лесохозяйственных дорог;

- снижение продуктивности лесонасаждений. Имеет место постоянное ухудшение породного состава лесного фонда;

- отсутствие производственных мощностей по глубокой переработке лиственного сырья (береза и осина);

- отсутствие достаточного предложения квалифицированной и дисциплинированной рабочей силы, несмотря на наличие в Республике Карелия большой группы незанятого трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

- несовершенство лесного законодательства;

- незаконченная административная реформа в сфере лесного хозяйства;

- отсутствие благоприятного институционального климата для развития ЛПК.

Усилилось (обострилось) понимание существенного влияния на экономику республики следующих факторов и рисков, обусловленных изменениями как внутри республики, так и внешних факторов и рисков (таблица 1). В качестве основных из них выделим (в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года):

экономический (интеграция в мировую экономику в условиях развития глобальной экономической конкуренции, усиления геополитического соперничества, в том числе контроль над сырьевыми, энергетическими и иными ресурсами, сильной зависимости от конъюнктуры цен на мировых рынках и исчерпании потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии);

технологический (недостаточная конкурентоспособность в условиях сверхнизкой капитализации и технологической отсталости в преддверии ожидаемой новой волны технологических изменений, усиливающей роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающей влияние многих традиционных факторов роста);

социо-культурный (демографический кризис, угроза потери культурной и территориальной идентичности и уникальности, снижение качества и уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования в условиях усиления конкуренции в отношении квалифицированных кадров и возрастания роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития).

Таблица 1 Альтернативы будущего Карелии

Фактор Альтернативы выбора Условия и содержание выбора альтернативы
Экономический Интеграция в мировую экономику в условиях зависимости от конъюнктуры цен на мировых рынках и монопрофильности экономики 50% экспорта приходится на лесное сырье, 10-20 % - на окатыши Индексы производства: добыча полезных ископаемых - 139%, обрабатывающие производства - 120% интеграция в качестве сырьевого придатка (лес, камень, природа), зависимого от конъюнктуры цен интеграция на основе предложения уникальных товаров и услуг на базе природных ресурсов и повышения квалификационных качеств населения при диверсификации экономики и применении конкурентных стратегий инверсия видения Карелии внешними субъектами и ее роли как сырьевого придатка в партнерство (партнерские отношения). Этот пересмотр требует перевода социально-экономического развития субъекта РФ как административной единицы в плоскость приграничного и трансграничного сотрудничества территорий Северной Европы в рамках совместных проектов резидентных организаций и местных сообществ. Поддержка резидентной экономики и формирование пакета собственных экономических и гуманитарных проектов, которые могут оказывать значимое влияние на экономическую и культурную систему макрорегиона.
Технологический Недостаточная конкурентоспособность в условиях сверхнизкой капитализации и технологической отсталости Удельный вес убыточных предприятий - около 45%. Износ основных фондов в промышленности – свыше 40%, в ЖКХ – 60 %. Снижение численности занятых с сфере НИОКР (за 15 лет) - в 3,5 раза. использование естественных (природных) конкурентных преимуществ на базе традиционных технологий создание новых конкурентных преимуществ на базе технологического обновления и инноваций. создание товарных цепочек в рамках резидентнойэкономики (где резидентные организации играют все более определяющую и ключевую роль) по приоритетным направлениям, имеющим конкурентные преимущества. Создание стимулов для перехода от использования естественных конкурентных преимуществ к созданию новых преимуществ на базе инноваций и ИКТ в традиционных секторах экономики (улучшающие инновации). Создание инновационной системы, исследовательских и технологических парков, ИТ-парков. Освоение и адаптация технических и технологических стандартов в рамках постиндустриальной экономики или экономики знаний. Глобализация экономики и усиление конкуренции на мировых рынках ведут к необходимости перехода к инновационной стратегии развития и поиску нетрадиционных способов повышения конкурентоспособности за счет использования возможностей ИКТ.
Социо-культурный Демографический кризис, угроза потери культурной и территориальной идентичности и уникальности Коэффициент естественного прироста – (-8). Численность населения с доходами ниже ПМ – 18%. Ввод жилья на 1 жителя – 0,13 м2 снижение численности, отток населения и переход к вахтовому освоению территории (с перспективой потери управления) формирование новой системы расселения и увеличение численности населения на базе культурно - территориальной идентификации гуманитарное проектирование пространства (образование, здравоохранение, ЖКХ, развитие неурбанизированных территорий, культурно-национальный и духовно-религиозный аспект). Разработать идеологию – концепцию сообщества и стратегию развития территории, сопряженную со стратегией бизнеса (российского и транснационального) в условиях формирования резидентной экономики.

Указанные факторы порождают ряд проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие республики.

Учитывая экспортоориентированность экономики республики, наиболее существенное влияние на развитие всей территории оказывают внешние факторы и проблемы, такие как: высокая зависимость деятельности экспортоориентированных предприятий от конъюнктуры цен на мировых рынках, колебания курсов европейской и американской валют по отношению к рублю, укрепление рубля и высокая инфляция.

Зависимость экспортоориентированных предприятий от конъюнктуры зарубежных рынков. Именно изменениями ситуации на мировых рынках лесобумажной продукции, металлов, руды были обусловлены как спад в стоимости карельского экспорта в 2002 году, так и ее дальнейший рост в последующие годы (экспорт в 2008 г. увеличился на 124% по сравнению с 2001 г.). Ввиду высокой концентрации экспорта (основу которого составляют 7 товарных позиций), положительная или отрицательная динамика данных рынков может в значительной степени повлиять на динамику экспорта в целом.

Таблица 2 Динамика экспорта из Республики Карелия в 2001-2008 годах

  2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Экспорт товаров и услуг, млн. долл. 662,1 601,0 681,0 844,3 1047,3 1263,5 1355,5 1520,0

 

В силу приграничного положения внешнеторговые связи республики в наибольшей степени ориентированы на рынки стран Европейского союза (удельный вес в экспорте превышает 65%) и, в частности, Финляндии. Вероятно, что данный регион сохранит свои «лидирующие роли» и в дальнейшем, но в то же время следует выделить заметную роль и существенные перспективы азиатского региона, на долю которого сейчас приходится около 20% карельского экспорта. Учитывая достаточно высокие темпы экономического роста и потребления, данный регион представляет значительный интерес с точки зрения продвижения продукции карельских предприятий (прежде всего, это касается продукции отраслей лесопромышленного комплекса).

В целях развития важных для республики отраслей и секторов экономики, ориентация только на региональный или российский рынок является неэффективной, поэтому продвижение произведенной в республике продукции, в т.ч. машиностроения, судостроения, минеральной продукции как в ближнее зарубежье, так и в дальнее, сегодня имеет хорошие перспективы и является стратегической целью в части дальнейшего развития указанных отраслей.

Продукция лесопромышленного комплекса республики широко представлена на зарубежных рынках как с географической точки зрения, так и с точки зрения товарной номенклатуры. Рынками сбыта карельской целлюлозно-бумажной продукции (газетная бумага, крафт-бумага, сульфатная целлюлоза) являются как страны азиатского региона (Турция, Иран, Индия, Китай), так и некоторые европейские страны (Великобритания, Германия, Финляндия). Поставки лесопильной продукции ориентированы, главным образом, на рынки Европы, где основными потребителями являются Великобритания, Финляндия, Эстония и Германия. Главным и практически единственным потребителем круглого леса, поставляемого из Республики Карелия, является Финляндия, испытывающая серьезную потребность в поставках сырья из-за рубежа.

В последние годы конъюнктура зарубежных рынков лесобумажной продукции носила благоприятный характер для предприятий Карелии. Высокий уровень спроса на продукцию лесопереработки в Азии, вызванный ростом экономики региона и увеличением потребления, а также некоторое оживление деловой активности в странах ЕС, благоприятно отразились как на уровне экспортных цен на продукцию карельских предприятий, так и на объемах отгрузок в натуральном выражении.

Согласно долгосрочному прогнозу роста российской экономики на период до 2015 года предполагаются достаточно благоприятные внешние условия для развития российской экономики. После преодоления кризиса (после 2010-2011 годов) ожидается длительный период относительно высоких темпов роста мировой экономики (около 4 % в год).

Говоря о перспективах мировых рынков товаров «лесной группы», отметим увеличение потребления лесобумажной продукции (в основном – бумаги, целлюлозы, картона и изделий из них) в долгосрочной перспективе, прогнозируемое со стороны международных организаций (ЕЭК ООН, ФАО). В качестве основного «сегмента прироста» экспертами назван азиатский регион (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии). Данный рынок является весьма перспективным для карельской целлюлозно-бумажной продукции. В то же время отмечается возможность насыщения спроса и за счет развития производственных мощностей (как собственных, так и вводимых западными компаниями) на территории указанных стран.

Конъюнктура рынка лесопильной продукции весьма изменчива, поскольку зависит как от темпов развития строительной и мебельной отраслей в Европе, так и от политики основных продуцентов. Превалирующая в последние годы на большинстве европейских рынков ситуация с избытком пиломатериалов во многом является следствием инвестиций в экспортоориентированные лесопильные производства в странах Восточной Европы, Балтии и на Северо-Западе России, а также – увеличения в прошедшие годы объемов выпуска продукции традиционными европейскими странами-производителями. В результате экспорт данной продукции из Скандинавии на большинство основных европейских рынков снизился, как и объём поставок в Европу в целом. Весьма вероятно, что в перспективе традиционным производителям (Швеция, Финляндия) придется уступить часть своей ниши поставщикам более дешевой продукции из России и Балтии. Кроме того, уровень спроса на пиломатериалы на азиатских рынках остается достаточно высоким, что также дает дополнительные возможности российским экспортерам данной продукции. Но в то же время следует учитывать намерения западных компаний направлять инвестиции в производственные мощности на Востоке, что в дальнейшем может усилить конкуренцию на соответствующих рынках.

На рынках металлургических и рудных материалов Карелия представлена, прежде всего, необработанным алюминием и железорудным сырьем.

Основными потребителями необработанного алюминия, экспортируемого из Карелии, являются европейские страны. Конъюнктура мирового рынка алюминия в долгосрочном периоде будет иметь довольно благоприятный характер. В докризисный период устойчивый рост цен на Лондонской бирже металлов был обусловлен высоким уровнем спроса со стороны Китая и других стран азиатского региона (которые минимально пострадали от экономических катаклизмов), что, в конечном счете, отразилось и на европейских ценах.

Основными потребителями карельской железной руды являются страны ЕС. Следует отметить, что ситуация с ценами на мировом рынке железной руды во многом определяется уровнем спроса на черные металлы и изделия из них, а в последнее время в основных центрах потребления стали в мире рыночные тенденции были различными. Примерный уровень цен устанавливается ведущими мировыми производителями по результатам переговоров с основными потребителями в азиатском регионе, на результаты которых ориентируются и европейские потребители.

По мнению экспертов, в долгосрочной перспективе предполагается стабилизация рынков металлов и рудного сырья по мере введения собственных производств в азиатских странах. Кроме того, мировые цены на продукцию металлургических отраслей в последнее время подчинялись не только объективному изменению спроса со стороны реальных потребителей металлов, но определялись также спекулятивными операциями со стороны крупных игроков рынка, вследст

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...