Характеристика социальной сферы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Финансы, денежное обращение, кредит Тема: «Финансы социальной сферы»
г. Горно – Алтайск, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 Теоретические основы функционирования социальной сферы 5 1.1 Характеристика социальной сферы 5 1.2 Основные направления государственной социальной политики и 7 социального обеспечения 2 Основные источники финансирования социальной сферы 13 1.3 Управление финансами в отраслях социальной сферы 12 1.4 Финансирование соц. сферы из местных бюджетов 16 Заключение 24 Список литературы 25
ВВЕДЕНИЕ Ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы, что опасно серьезными последствиями для стабильности общества в целом. Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых.
Серьезной проблемой в решении этой задачи является то, что финансирование социальной сферы в большей его части возложено на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, доходная база которых была практически разрушена за последние годы. Следующей проблемой является то, что пока не удалось построить такую систему планирования и финансирования расходов на социальную сферу, которая бы способствовала эффективному использованию ограниченных финансовых ресурсов государства. Поэтому тема курсовой работы, несомненно, является актуальной и имеет большое практическое значение, в том числе для социально-экономического развития регионов. В настоящее время регионы РФ находятся в неравном положении в области развития социальной сферы. Наличие широкого круга дискуссионных вопросов реформирования отраслей социальной сферы, диспропорции развития социальной сферы в регионах РФ предполагают необходимость продолжения, углубления и детализации исследований в этом направлении. Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования. Поставленная цель определила следующий круг задач: - исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу; - проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России; - проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса; - проанализировать источники финансирования социальной сферы; - проанализировать исполнение расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ и оценить качество финансирования; - проанализировать действующий механизм расчета и финансирования расходов на социальную сферу.
Объектом исследования является система государственных расходов на социальную сферу. Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и осуществления расходов на социальную сферу. Теоретической и методологической основой курсовой работы являются работы отечественных авторов, таких какГ.Б Поляка, М.В Романовский, О.В. Врублевской, В.И. Жуков, Л.А. Дробозина. Кроме того, в работе использовались нормативно-правовые источники и издания периодической печати. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Характеристика социальной сферы Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам. Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда. Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством и строит социально-ориентированную рыночную экономику. И законодательная и исполнительная власти призваны обеспечить соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, бесплатное жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.
Выделение средств на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики. Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами: - задачами сделать общественные отношения гуманными, предотвратить в обществе рост бедности и преступности; - создать условия для творческого труда с удовлетворением разумных потребностей человека творческого труда; - необходимостью создания нормальных условий жизни людей, рационального удовлетворения их материальных и духовных потребностей; - задачами формирования эффективной системы социальной защиты, в том числе сдерживания роста безработицы, обеспечения пособий для нетрудоспособных лиц по болезни; - задачами поддержания стабильного уровня реальных доходов хозяйства, малых производств, проведения инфляционных мер и индексации доходов. Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются: - создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние; - усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных групп населения; - осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости; - реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры; - формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.
1.2 Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения
Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов. Государство, проводя социальную политику, использует социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные ограничители. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды. Стандарты разрабатываются на единой правовой базе, общих методических принципах. Они используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов. Потребительские бюджеты служат основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения. Также минимальной потребительский бюджет используется для расчета минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточный минимум включает в минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляется на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ. Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства, в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.
Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети – сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – бюджет государства, доплата к пенсии – местный. По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать: 1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот; 6) государственное обеспечение заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов. Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат. К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: -денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). -трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. -бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое). -социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги). В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых программ: «Дети - инвалиды», «Дети - сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи». Издан ряд положений и постановлений, например, «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования», «Об учреждениях профессионально-технического образования», «Общеобразовательных учреждениях», принята программа «Вакцинотерапия» и другие. Основной государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение им равные с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и другое. Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание; полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства – организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и тому подобной); социально-консультативная помощь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|