Комплект средств индивидуальной экстренной профилактики
Общие положения
1. Настоящие Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (чума, холера)» (далее – Санитарные правила) разработаны в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 145 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс) и устанавливают требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (чума, холера), введению ограничительных мероприятий, в том числе карантина в эпидемических очагах чумы и холеры.
2. Противочумные организации, а при их отсутствии – территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, осуществляют консультативно-методическую помощь территориальным медицинским организациям.
3. При проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий используют средства дезинфекции, дезинсекции, дератизации, разрешенные к применению на территории Республики Казахстан и государств-участников Таможенного союза.
4. Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляет ведомство государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции.
5. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие понятия:
1) превентивные мероприятия – санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
2) бактериологический мониторинг – система бактериологического лабораторного наблюдения, с целью своевременного выявления циркулирующего возбудителя инфекционного заболевания среди населения и в объектах внешней среды;
3) полевой материал – носители и переносчики возбудителей зоонозных инфекций, объекты окружающей среды, добытые для проведения их лабораторного исследования с целью обнаружения циркуляции возбудителя;
4) стандартное определение случая – обеспечение стандартности и унифицированности учета и отчетности об инфекционных заболеваниях для сравнительного анализа данных эпидемиологического надзора, полученных в разное время и на разных территориях – подозрительный, предположительный, вероятный, подтвержденный случаи;
5) переносчики инфекции – преимущественно членистоногие, в частности кровососущие насекомые и клещи, определяющие трансмиссивный механизм передачи возбудителя чумы;
6) носители инфекции - теплокровные животные, в первую очередь грызуны и другие мелкие млекопитающие, являющиеся в природе резервуаром возбудителя инфекционных болезней;
7) карантин – комплекс ограничительных административных и медико-санитарных мероприятий, осуществляемых с целью предупреждения заноса, выноса и иного распространения карантинных заболеваний, вызывающих чрезвычайные ситуации в общественном здравоохранении;
8) карантинные заболевания – заболевания, характеризующиеся высокой степенью заразности и летальности, вызывающие чрезвычайные ситуации в общественном здравоохранении, при которых вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин, а также особые условия и режим проживания населения и ведения предпринимательской и (или) иной деятельности;
9) угрожаемая территория – территория, где имеется угроза возникновения случаев заболевания людей карантинными и особо опасными инфекциями;
10) защитная зона – территория вокруг населенного пункта, на которой уничтожены переносчики и/или носители инфекции;
11) чума - особо опасный природно-очаговый зооноз, поражающий человека, диких и некоторых домашних животных, с высокой скоростью развития и тяжестью острого инфекционного процесса, характеризующиеся выраженной интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатических узлов, кожи и легких, максимальными уровнями летальности больных и высоким эпидемическим потенциалом при передаче инфекции от человека к человеку, вызывая при этом чрезвычайные ситуации в общественном здравоохранении;
12) реконвалесцент – лицо, перенесшее заболевание;
13) природный очаг чумы – участок земной поверхности, в пределах которого осуществляется циркуляция возбудителя заболевания без заноса извне неопределенно долгое время;
14) природная очаговость (энзоотия) – существование на определенных территориях земной поверхности стойких эпизоотических очагов, эволюционно возникших независимо от человека и его деятельности;
15) холера – антропонозное бактериальное инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся нарушением водно-солевого, белкового обмена, обезвоживанием организма, токсикозом и гастроэнтеритом, с высокой степенью контагиозности, вызванное холерным вибрионом, продуцирующим холероген и негемолизирующим эритроциты барана;
16) холера нетоксигенная - заболевание, вызванное холерным вибрионом, не продуцирующим холероген и гемолизирующим эритроциты барана;
17) эпидемические осложнения - распространение возбудителя среди населения, требующее проведения комплекса противоэпидемических мероприятий;
18) эпидемический очаг – место пребывания источника инфекции (больного/трупа человека) с окружающей его территорией в тех пределах, в которых возбудитель способен передаваться от источника инфекции к людям, находящимся в общении с ними;
19) эпизоотический очаг - ограниченная территория или помещение, где находятся источник возбудителя инфекции, факторы передачи и восприимчивые животные.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и
проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий по предупреждению чумы
6. Санитарно-эпидемиологический мониторинг в природных очагах чумы на территории Республики Казахстан осуществляется территориальными подразделениями ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях и государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, определяемом государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
7. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на энзоотичной по чуме территории в полевых условиях информируют штатный персонал и привлеченных лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке в природном очаге чумы, мерах индивидуальной защиты и действиях в случае подозрения на заболевание чумой, а также принимают необходимые меры для обеспечения безопасности людей при возникновении угрожающей эпидемической ситуации.
8. Территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях совместно с местными органами государственного управления здравоохранением и противочумными организациями разрабатывают планы мероприятий и оперативные планы санитарно-противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территорий, включающих:
1) меры по обеспечению постоянного эпидемиологического мониторинга за чумой с учетом степени потенциальной опасности территории;
2) меры по обеспечению постоянной готовности и взаимодействия медицинских и противочумных организаций на случай эпидемических осложнений по чуме;
3) материально-техническое обеспечение работ, направленных на предупреждение заболеваний чумой населения, проживающего на территории природных очагов инфекции, выноса ее за пределы природных очагов, заноса из-за рубежа и эпидемического распространения на территории Республики Казахстан;
4) комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на своевременную локализацию и ликвидацию эпидемического очага чумы, с расчетом необходимых для этого сил и средств при возникновении как единичных, так и массовых случаев заболеваний чумой;
5) поддержание готовности медицинских организаций к развертыванию медицинских формирований для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий по чуме;
6) подготовку медицинского персонала специализированных формирований, развертываемых для локализации и ликвидации эпидемического очага чумы;
7) проведение санитарно-просветительной работы, направленной на повышение знаний населения по вопросам профилактики чумы.
9. Планы мероприятий утверждаются местными исполнительными органами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
10. Медицинские организации ежегодно не позднее, чем за месяц до начала эпидемического сезона, ежегодно определяемого территориальными противочумными организациями в зависимости от погодно-климатических условий года, проводят вакцинацию против чумы угрожаемых контингентов населения.
11. Медицинские организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и лица, занимающиеся частной медицинской практикой, немедленно информирует территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, противочумные организации о каждом выявленном случае заболевания или подозрении на заболевание чумой согласно типовой схеме экстренного оповещения о подозрении или заболевании людей чумой и холерой, указанной в приложении 1 к настоящим Санитарным правилам (далее – Типовая схема оповещения).
12. Лабораторные исследования полевого, клинического и патологоанатомического материала при подозрении на чуму выполняют бактериологические лаборатории противочумных организаций, имеющие разрешение Центральной режимной комиссии на работу с возбудителями I (первой) группы патогенности в соответствии с документами санитарно-эпидемиологического нормирования, утверждаемыми государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно пункту 6 статьи 144 Кодекса (далее – документы нормирования):
1) доставка в лабораторию материала, подозрительного на наличие возбудителя чумы для исследования осуществляется в контейнерах, биксах или в сумках – холодильниках;
2) транспортирование, изолированных в лаборатории культур возбудителя чумы между организациями осуществляется специальной почтой или нарочно лицами, ознакомленными с требованиями биологической безопасности, причем один из них при наличии медицинского (биологического, ветеринарного) образования и допущенный к работе с возбудителями I – II групп патогенности.
13. Противочумные организации на закрепленной за ними энзоотичной по чуме территории проводят:
1) эпизоотологическое обследование в соответствии с утвержденными государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения планами и контрольными цифрами с предоставлением его результатов по подчиненности, а также в территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, местные органы государственного управления здравоохранением и местный орган исполнительной власти;
2) исследование материала от больных людей при подозрении на чуму;
3) выполнение плановых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с эпидемиологическими показаниями и контрольными цифрами;
4) проведение внеплановых (экстренных) мероприятий при регистрации экстремальных ситуаций – наличие больного чумой верблюда, выявление острых и разлитых эпизоотий чумы вблизи стационарных и временных населенных пунктов, других объектов хозяйственной деятельности человека, транспортных магистралей;
5) определение групп риска заражения людей чумой на энзоотичной территории и предоставление информации в территориальное подразделение ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
6) обучающие семинары для медицинских работников на энзоотичной территории по вопросам клиники, диагностики, лечения чумы, организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, вакцинации людей;
7) семинары и инструктажи со специалистами территориальных подразделений государственного органа в области ветеринарии по вопросам профилактики чумы у верблюдов и по методике их вакцинации;
8) санитарно-просветительную работу с населением по профилактике чумы.
14. Объем и характер основных превентивных мероприятий, проводимых в природных очагах чумы, определяет ведомство государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
15. На объектах юридических и физических лиц, находящихся на территории природных очагов чумы, обеспечивается:
1) выполнение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территории населенных пунктов и организаций с целью исключения условий для проникновения и жизнедеятельности грызунов;
2) организация и проведение дератизации и дезинсекции на территории населенного пункта или на расположенных в их пределах объектах (организациях);
3) доступ на территорию организации и расположенные на ней объекты, сотрудников противочумных организаций, осуществляющих санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, сотрудников территориальных подразделений ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях и проведение дератизационных и дезинсекционных работ;
4) проведение силами специалистов противочумных организаций, государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях и организаций, имеющих соответствующую лицензию, дератизации и дезинсекции на своей территории и в расположенных на ней объектах;
5) обязательное выполнение указаний специалистов противочумных организаций и территориальных подразделений ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, направленных на предупреждение заболеваний чумой среди населения.
16. Физическим лицам, направляющимся или находящимся на территории природного очага, при осложнении эпизоотической и эпидемической обстановки проводят вакцинацию против чумы.
17. Сроки и контроль проведения вакцинации, а также группы населения, подлежащие вакцинации, определяют территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях по согласованию с противочумными организациями.
18. Иммунопрофилактику осуществляют местные органы государственного управления здравоохранением в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2295 «Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки, Правил их проведения и групп населения, подлежащих плановым прививкам» и согласно инструкции производителя по применению противочумной вакцины.
19. Медицинскими организациями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обеспечивается:
1) предоставление специалистам противочумных организаций медицинских документов для выявления лиц, переболевших заболеваниями, сопровождающихся высокой температурой, лимфаденитами и другими симптомами, характерными для чумы;
2) готовность госпитальной базы (инфекционного стационара для больных чумой, изолятора для контактных, провизорного инфекционного стационара) к проведению противоэпидемических мероприятий на случай выявления больных чумой;
3) подготовка медицинских работников по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики чумы, организации и проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного) чумой;
4) организация и проведение тренировочных учений (занятий) с вводом условного больного чумой;
5) сбор сведений о численности и распределении населения на очаговой по чуме территории, особенно декретированных контингентов, имеющих высокий риск заражения чумой в природе;
6) медицинское наблюдение за вахтовыми рабочими при их выезде к месту постоянного жительства;
7) наличие комплектов для забора материала, защитных костюмов, средств индивидуальной профилактики персонала, дезинфицирующих средств согласно требованиям к обеспеченности комплектами защитных костюмов, для забора проб, средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств и солевыми растворами в медицинских организациях, в государственном органе и организациях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указанных в приложении 2 к настоящим Санитарным правилам.
20. В местах выявления эпизоотий чумы среди грызунов местные исполнительные органы, территориальные комиссии по чрезвычайным ситуациям по представлению противочумных организаций вводят временные ограничения хозяйственной, поисковой и иной деятельности на угрожаемой территории:
1) запрет на выпас и перегон скота;
2) запрет на проведение охотопромысла;
3) запрет на проведение массовых мероприятий;
4) запрет на вывоз фуража, зерна и других эпидемически значимых грузов за пределы эпизоотической территории.
21. Территориальные органы ветеринарно-санитарного контроля и надзора, а также государственные ветеринарные врачи, больных и подозрительных на заболевание чумой верблюдов изолируют и уничтожают путем сжигания. Лечение верблюдов, больных чумой, не проводится. Место падежа и вскрытия верблюдов дезинфицируют.
22. Трупы вынужденно забитых и павших верблюдов вскрывают при участии специалиста из противочумной организации. Секционный материал исследуют на наличие возбудителя чумы в противочумной лаборатории.
23. Шерсть от здоровых верблюдов подвергают обработке инсектицидами, упаковывают в двойную тару и после отмены ограничительных мероприятий направляют на мойку для обработки горячей водой, о чем делают соответствующую отметку в ветеринарном сертификате (форма № 32) утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 607 «О формах Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подконтрольные товары из третьих стран»). Кожу и шерсть, снятые с павших верблюдов без предварительного ветеринарного освидетельствования сжигают.
24. Поголовье верблюдов в период течения эпизоотий чумы подлежит ветеринарному наблюдению. В это время запрещается убой больных верблюдов, диагноз у которых не установлен. Убой здоровых животных производится с разрешения ветеринарного врача после десятидневного наблюдения за животным, павших и вынужденно забитых верблюдов подвергают исследованию на чуму.
25. Профилактическую вакцинацию верблюдов на всей территории Республики Казахстан проводят ветеринарные специалисты, под контролем территориальных подразделений государственного органа в области ветеринарии, в порядке и сроки, предусмотренные инструкцией производителя по применению противочумной вакцины. Наблюдение за вакцинированными животными проводится в течение 14 дней.
26. Проведение вакцинации животных против чумы оформляют в журнале для записи ветеринарно-профилактических мероприятий (форма № 1-вет) утвержденном приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 25 февраля 2014 года № 16-07/114, зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9342 с указанием количества вакцинированных животных, полного наименования вакцины, предприятия-изготовителя, номеров серии и контроля, даты изготовления и количества израсходованной вакцины. К журналу прилагают подписанную владельцами скота опись вакцинированных животных.
27. По требованию государственных ветеринарно-санитарных инспекторов соответствующих территорий, а также подразделений местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, государственных ветеринарных организаций, созданных местными исполнительными органами, животные предоставляются для профилактической вакцинации против чумы.
28. О вновь приобретенных животных физическим и юридическим лицам необходимо сообщать государственным ветеринарно-санитарным инспекторам соответствующих территорий, а также подразделениям местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, государственным ветеринарным организациям, созданным местными исполнительными органами.
29. Запрещается вынужденный убой верблюдов без разрешения государственного ветеринарно-санитарного инспектора соответствующей территории, а также подразделений местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, государственных ветеринарных организаций, созданных местными исполнительными органами.
30. О случаях заболевания, вынужденного убоя или гибели животных физические и юридические лица немедленно сообщают ветеринарно-санитарному инспектору соответствующей территории.
31. В организациях по заготовке, переработке, реализации животноводческой продукции и сырья ежегодно и при приеме на работу проводится обучение правилам профилактики чумы работников, производственная деятельность которых связана с уходом, содержанием и разведением скота, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией животноводческого сырья и продукции.
32. Территориальные органы санитарно-ветеринарного контроля и местные исполнительные органы информируют противочумные организации обо всех случаях заболеваний верблюдов с симптомами чумы, случаях с неясной клинической картиной заболевания и падеже верблюдов от неизвестных причин.
33. Организации, осуществляющие международные перевозки, владельцы транспортных средств и руководители пунктов пропуска через государственную границу обеспечивают доступ специалистов противочумных организаций и территориальных подразделений ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, на территорию организации, на транспортные средства, прибывшие из стран, неблагополучных по чуме, а также в помещения временного хранения грузов и товаров для проведения эпизоотологического обследования.
34. Организации, осуществляющие международные перевозки и владельцы транспортных средств по решению должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, направляют прибывшее транспортное средство, подозрительное на заражение чумой, на санитарную стоянку (причал, тупик, площадку) для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) противочумных мероприятий.
35. Физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, после получения и вскрытия контейнеров и лихтеров с товарами и грузами за пределами пунктов пропуска через государственную границу при обнаружении в них грызунов или следов их жизнедеятельности, а также эктопаразитов немедленно сообщают об этом в территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях.
36. Шкурки пушных зверей (суслики, сурки и другие), завезенные на территорию Республики Казахстан без ветеринарного сертификата, подлежат уничтожению в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии».
37. Первичные противоэпидемические мероприятия проводятся до официального открытия очага после возникновения подозрения на чуму у больного или умершего с подозрением на чуму человека.
38. К первичным противоэпидемическим мероприятиям относятся:
1) незамедлительная информация о выявлении больного или умершего человека с подозрением на чуму по Типовой схеме оповещения;
2) госпитализация больного в изолированную палату (бокс), доставка трупа в морг или (в случае невозможности их доставки в медицинскую организацию) дифференцированная изоляция больного (трупа) и лиц, контактировавших с ним, на месте;
3) транспортировка больного в инфекционное отделение для оказания специализированной медицинской помощи с соблюдением необходимых мер предосторожности для обеспечения личной безопасности (применение защитного костюма первого типа), условий изоляции и оказанием неотложной медицинской помощи, при невозможности или нежелательности транспортировки больного (подозрение на легочную или кишечную формы чумы, тяжелое состояние, отсутствие специализированного транспорта), вызывается бригада специалистов к месту его нахождения;
4) сбор эпидемиологического анамнеза;
5) дезинфекция мест пребывания больного (трупа), в том числе средств его транспортировки, а также других объектов, которые могут оказаться зараженными.
39. Эпидемический очаг чумы открывается после официальной постановки диагноза «чума» (подтвержденный случай) специальным решением территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Этим же решением назначается начальник очага из числа опытных работников противочумной организации или территориальных подразделений ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующей территории, а также создается штаб очага, под руководством которого осуществляются мероприятия, изложенные ниже.
40. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в эпидемическом очаге чумы состоят из двух организационно и функционально связанных разделов – локализации и ликвидации очага.
41. Мероприятия по локализации и ликвидации эпидемического очага чумы организуются и проводятся в соответствии с утвержденным планом по предупреждению завоза и распространения карантинных и особо опасных инфекций соответствующей административно-территориальной единицы.
42. Объем и характер мероприятий определяется данными эпидемиологического расследования, которое проводится немедленно после получения заключения о выявлении случая чумы.
43. Ограничительные мероприятия, в том числе карантин, в зоне эпидемического очага чумы, осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 150 Кодекса.
44. Вопросы привлечения сил и средств других ведомств для обеспечения ограничительных мероприятий в эпидемическом очаге чумы, наблюдения за сельскохозяйственными и домашними животными находятся в ведении территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям и решаются в соответствии с территориальным планом мероприятий и по согласованию с органами местной исполнительной власти.
45. В целях обеспечения противоэпидемического режима работы и оперативного проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, персонал медицинских формирований в эпидемическом очаге чумы, с момента его открытия и до официального закрытия, переводится на казарменное положение.
46. Мероприятия по локализации очага чумы направлены на предотвращение заражения человека от больного или трупа и ограничение территориального распространения зараженных объектов биологического и небиологического характера. Локализация очага осуществляется на этапах:
1) выявления больных чумой;
2) госпитализации больных чумой;
3) выявления умерших от чумы людей;
4) захоронения трупов умерших от чумы людей;
5) выявления и изоляции лиц, контактировавших с зараженными чумой объектами;
6) определения необходимости, сроков и объема карантинных мероприятий и их реализации;
7) провизорной госпитализации лиц с симптомами, подозрительными на чуму;
8) медицинского наблюдения за населением по месту жительства и при обращении в медицинские учреждения для ускорения изоляции больных и диагностики чумы;
9) проведения текущей и заключительной дезинфекции.
47. Эпидемический очаг чумы считается ликвидированным после:
1) окончания лечения и выписки больного (больных) чумой;
2) окончания профилактического лечения и выписки лиц, контактировавших с зараженными объектами;
3) завершения работ по дератизации, дезинсекции и заключительной дезинфекции.
48. После окончания лечения пациента выписывают при соблюдении следующих условий:
1) отсутствии клинических симптомов заболевания;
2) нормализации лабораторных анализов крови и мочи;
3) стабильно нормальной температуры тела в течение 6 дней при кожной, ангинозной и бубонной формах чумы или в течение 10 дней при легочной и септической формах, а также менингеальных и кишечных осложнениях;
4) однократном отрицательном результате бактериологического исследования материала, взятого через сутки после окончания антибиотикотерапии.
49. После выписки реконвалесцент подлежит диспансерному наблюдению в течение трех месяцев.
50. Медицинские организации в период существования эпидемического очага обеспечивают:
1) выявление больных с симптомами чумы на всех этапах оказания медицинской помощи населению при осуществлении медицинского наблюдения за населением в форме подворных обходов и проведение первичных противоэпидемических мероприятий;
2) забор материала от больного работниками медицинских организаций в присутствии специалистов противочумной организации или лаборатории особо опасных инфекций государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях;
3) организацию транспортировки больных специализированным автотранспортом, их госпитализацию, клинико-эпидемиологическое и лабораторное обследование, лечение, а также проведение текущей дезинфекции;
4) изоляцию, обследование и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными;
5) провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными признаками чумы, изоляцию контактных с проведением медицинского наблюдения и экстренной профилактики в течение всего инкубационного периода;
6) патологоанатомическое вскрытие умерших от острых инфекционных заболеваний неясной этиологии, подозрительных на наличие заболевания чумой, а также во всех случаях скоропостижной смерти лиц, не обращавшихся за медицинской помощью, с целью установления патологоанатомического диагноза и забора соответствующего материала для исследования.
51. Вскрытие умерших от чумы, взятие от них материала для исследования на чуму и его транспортировку в специализированные лаборатории производят в присутствии специалистов противочумных организаций.
52. Перевозка трупа к месту захоронения производится на выделенном транспорте в металлическом или деревянном гробу бригадой эвакуаторов в защитной одежде 1 типа, укомплектованному в соответствии с документами нормирования.
53. Захоронение умершего от чумы проводится с учетом местных религиозно-этнических обычаев на общем кладбище силами коммунальной службы территории в присутствии специалиста противочумной организации.
54. Физические и юридические лица, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в эпидемическом очаге чумы обеспечивают выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболевания чумой в эпидемическом очаге, в соответствии с настоящими Санитарными правилами.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и
проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий по предупреждению холеры
55. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в соответствии с Классификацией заболеваний, обусловленных холерным вибрионом, указанной в приложении 3 к настоящим Санитарным правилам.
56. Территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения соответствующих территорий совместно с местными органами государственного здравоохранением и территориальными противочумными организациями участвуют в разработке санитарно-противоэпидемических (профилактических) планов мероприятий по холере, при составлении которых учитываются:
1) данные анализа завоза холеры и выделения холерных вибрионов из объектов окружающей среды;
2) климатогеографические особенности;
3) соседство со странами, неблагополучными по холере, с водоемами, берущими начало за рубежом;
4) транспортные связи;
5) миграционные процессы;
6) санитарно-гигиеническое состояние территории (водоснабжение, канализация, санитарная очистка);
7) характер и условия рекреационного (места отдыха, пляжи, аквапарки, бассейны и др.) и бытового водопользования;
8) обычаи населения.
57. Планы мероприятий утверждаются местными исполнительными органами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
58. Планы санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по холере включают следующее:
1) вопросы обеспечения готовности и взаимодействия медицинских, санитарно-профилактических, территориальных противочумных организаций и ведомственных медицинских служб на случай эпидемических осложнений по холере;
2) обеспечение постоянного эпидемиологического слежения за холерой с учетом степени потенциальной опасности (завоза) реализации путей и факторов передачи холеры, других кишечных инфекций;
3) комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на своевременную локализацию и ликвидацию очага холеры, а также с расчетом необходимых для этого сил и средств с учетом возможности возникновения единичных и массовых случаев холеры;
4) обеспечение готовности медицинских работников к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по холере;
5) поддержание готовности медицинских организаций к развертыванию медицинских формирований для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий по холере;
6) подготовку медицинского персонала специализированных формирований, развертываемых для локализации и ликвидации очагов холеры;
7) выполнение всех видов работ, позволяющих осуществлять качественное слежение за загрязнением объектов внешней среды холерными вибрионами и случаями инфицирования людей этими микроорганизмами;
8) проведение санитарно-просветительной работы.
59. Эпидемиологическое наблюдение по холере на территории Республики Казахстан осуществляется дифференцированно, с учетом типов территорий по комплексу факторов, обуславливающих эпидемическую опасность по этой инфекции.
60. Исследования на холеру выполняют специалисты бактериологических лабораторий государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях и противочумных организаций, имеющих соответствующую лицензию и разрешение режимной комиссии в соответствии с документами нормирования.
61. На холеру исследуется материал из объектов внешней среды, от больных острыми кишечными инфекциями (далее – ОКИ), а также от лиц, составляющих группы риска (лица, поступающие в учреждения специального режима, социальной реабилитации, психоневрологические диспансеры и лица без определенного места жительства и работы).
62. Группы населения и объекты внешней среды, а также период и частоту их обследования на холеру определяет ведомство государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
63. Направленность и объекты, подле
Воспользуйтесь поиском по сайту: