Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эфферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия

Развивается при локализации патологического процесса в речевых зонах постцентральной и нижнетеменной извилины. При этом у больного затруднёно воспроизведение положения артикуляционного аппарата, нужного для произнесения звука. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова. Различают два варианта афферентной моторной афазии:

При поражении указанных отделов в левом полушарии у правшей и левшей моторная афазия крайне выраженная вплоть до полного отсутствия связной речи. При сохранности речи больные часто вынуждены заменять слова синонимами. С трудом выговаривают согласные звуки, отдельные буквы вообще не могут произносить. Слова, даже самые простые, выговаривают по слогам. Затруднено и понимание чужой речи, в частности сложных предложений, глаголов с приставками, местоимений в разных формах. Для этой формы афазии характерно сочетание с аграфией.

Повреждение этих же отделов у левшей, переученных в раннем возрасте на правшей, протекает иначе. У больных возникают сложности с записыванием и произношением букв в правильном порядке. Они могут полностью пропускать гласные или согласные в слове, или же записывать сначала один вид букв, потом другой. При этом понимание нужного порядка букв сохраняется и больные пытаются его компенсировать. Например, пропустив букву «й», больной ставит чёрточку над следующей или предыдущей буквой.

Эфферентная моторная афазия

Возникает при поражении премоторной области коры. Больной при этом не может изменять положение артикуляционного аппарата – произнеся один звук, он не может переключиться на следующий. Эфферентная моторная афазия также называется афазией Брока – по названию причинной зоны коры головного мозга.

Эфферентная моторная афазия сочетается с двигательными нарушениями – они становятся «механическими», лишенными плавности, с периодическими замираниями.

Произношение звуков при этом виде моторной афазии сохранено, однако речь теряет плавность, интонации, она становится монотонной. Письмо возможно только при одновременном произнесении записываемых слов. В речи встречаются перестановки букв между соседними словами.

Моторная афазия может сочетаться с другими видами нарушения речи при распространении патологического процесса на соседние участки коры. Так появляются афферентно-эфферентные афазии, сенсомоторная афазия (непонимание речи при здоровых органах слуха, сочетающееся с нарушением речи), тотальная афазия (нарушение понимания, произношения и письма одновременно).

 

13. -------------------------------------------- афферентных видов афазий

Афазия Сенсорная Акустико-мнестическая Оптико-мнестическая Афферентная моторная Семантическая
Место повреждения Задняя треть височной извилины третьего полушария Левая височная ассоциативная зона Зона в левом полушарии, височно-затылочная ассоциативная кора Сомато-сенсорная кора Теменно-затылочная ассоциативная кора левого полушария
Механизм   Нарушается слухоречевая память. Трудность запоминания и воспроизведения слов. Афазия слов-наименований Нарушение кинестетической афферентации речевых движений Нарушается квазипространственный механизм речи
Симптомы 1. Полное отсутствие понимания речи; 2 Трудности понимания речи в условиях информационного шума; 3. Трудности дифференциации близких фонем. Сохранна экспрессивная речь. 1. Низкий объем слухоречевой памяти; 2. Вербальная парафазия; 3. Трудности понимания речи; 4. Бедная экспрессивная речь Трудности называния при сохранности опознания 1. Полное нарушение экспрессивной речи; 2. Трудности артикуляции, в произношении лизких артикулем;3. Трудности с пониманием речи 1. Трудности понимания логико-грамматических конструкций (предлоги, падежи)   Сохранно понимание значений отдельных слов

 

14. Виды нарушения памяти. Общая характеристика амнезий

Расстройсва памяти — снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти, такие как запоминание, удержание, воспроизведение.

гипомнезия, амнезия и парамнезия. Первое — снижение, второе — выпадение памяти, третье — ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия — повышенная способность к запоминанию.

Гипомнезия — ослабление памяти. Может быть врожденной, а в ряде случаев сопровождает различные аномалии психического развития. Встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний. При выздоровлении память восстанавливается. В пожилом возрасте ухудшается запоминание и сохранение текущего материала. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохраняются.

Амнезия — отсутствие памяти. Выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени, наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др.

Различают:
ретроградную амнезию — когда утрачивается память на события, предшествующие заболеванию, травме и др.;
антероградную — когда забывается то, что было после заболевания.

Корсаковский синдром. При данном нарушении памяти ухудшается запоминание текущих событий. Больные не помнят событий недавнего прошлого, неточно воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет назад.

К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии — конфабуляции и псевдореминисценции.

Конфабуляция. Заполнение пробелов памяти событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим психозом, с поражением лобных долей головного мозга.

Псевдореминисценции — искаженные воспоминания. Отличаются от конфабуляции большей устойчивостью, причем как о настоящем, больные рассказывают о событиях, которые были, возможно, в далеком прошлом, возможно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни больных. Эти болезненные нарушения нередко наблюдаются у больных со старческими психозами.

Гипермнезия — усиление памяти. Как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. Кроме того, может наблюдаться у больных в состоянии маниакального возбуждения при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.

 

15. Общая характеристика нарушения внимания

 

Расстройства внимания бывают как временные явления у совершенно нормальных людей при утомлении или эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и в этих случаях ее называют "невнимательностью". В зависимости от особенностей и форм сочетания различных свойств внимания, приводящих к невнимательности, можно говорить о трех ее типах:

Первым типом невнимательности является рассеянность ("порхающее" внимание), определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, астенизированным в результате сильного переутомления или болезни.

Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переключения. Это тип "невнимательности ученого", сосредоточенного на своих мыслях. У больных этот тип невнимательности свойственен лицам со сверхценными и навязчивыми мыслями.

Третий тип невнимательности характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоровых людей подобная невнимательность является временной в результате переутомления. В клинике такое внимание наблюдается в условиях кислородного голодания мозга, при церебральном атеросклерозе у пожилых людей ("стариковская рассеянность").

Жалобы на расстройства внимания становятся признаком заболевания только в контексте с общим соматическим или нервно-психическим расстройством. В большинстве случаев можно говорить о трех основных группах нарушений внимания: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия.

При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания. Полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания называется апрозексией. Последняя сопровождается повышенной отвлекаемостью. Чаще всего в клинике встречается сочетание снижения возможностей к сосредоточению с ослаблением устойчивости внимания. Нередко эти явления сопровождаются снижением объема внимания.

Рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его направленность, страдает сосредоточение.

Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы, хотя изначально была достаточно высокая степень сосредоточения

Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения.

При гиперпрозексиях внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности. Например, больные с ипохондрическими состояниями проявляют патологически повышенное внимание к своим болезненным ощущениям и всему тому, что имеет отношение к здоровью.

Как бы полной противоположностью симптому отвлекаемости является патологическая застреваемость, тугоподвижность внимания, которая свойственна больным эпилепсией, при депрессиях. В этих случаях наблюдаются и нарушения механизма переключения внимания с одного объекта на другой, что зависит от малой подвижности основных нервных процессов в коре головного мозга.

Парапрозексия — извращение внимания, которое чаще понимается как его сосредоточение на объектах патологического характера (бред, галлюцинации). Однако парапрозексии следует рассматривать более в плане несоответствия, неадекватности первоначальной установки произвольного внимания и результата. Чаще всего это возникает при чрезмерно сильном напряжении внимания, которое само по себе становится непереносимым для нервной системы, что и обуславливает парадоксальные, извращенные реакции со стороны внимания. Парапрозексии могут возникать и у здоровых людей. Например, спортсмен на старте не слышит выстрела стартового пистолета, хотя активно сосредотачивался и готовился к этому моменту.

Расстройства внимания при очаговой патологии мозга подразделяют на модально-неспецифические и модально-специфические нарушения.

Модально-неспецифические нарушения внимания — распространяются на все виды и уровни внимания.

Первый уровень поражения — уровень нижних отделов неспецифических структур (область продолговатого и среднего мозга). При этом у больных наблюдается быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания. Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности из-за слабости тех механизмов, которые поддерживают внимание.

Второй уровень — уровень диэнцефальных илимбических отделов. При этом нарушения внимания проявляются грубее. Такие больные часто вообще не могут сосредоточиться на чем-либо или их внимание крайне неустойчиво.

Третий уровень поражения неспецифических серединных структур мозга — это уровень медиобазальных отделов лобных и височных долей. При этом преимущественно страдает произвольное внимание, а непроизвольное патологически усилено. У больных возникает так называемое "полевое поведение", т.е. они становятся чрезмерно реактивными на все стимулы вокруг себя — оборачиваются на любой звук, вступают в разговоры соседей и т.п. Такая бесконтрольная реактивность отражает растормаживание элементарных форм ориентировочной деятельности.

Модально-специфические нарушения внимания проявляются только в одной сфере — зрительной, слуховой, тактильной или двигательной. В клинике они часто описываются как явления игнорирования тех или иных стимулов. Их нельзя рассматривать как нарушения восприятия или как непонимание инструкции. Они проявляются в специфических трудностях осознания при одновременном предъявлении "двойных" стимулов одной модальности (двух зрительных, двух слуховых или двух тактильных).

Феномены зрительного невнимания связаны со спецификой работы правого полушария или они появляются как симптомы при начальных стадиях поражения задних отделов правого полушария и далее часто переходят в гностические расстройства или одностороннее нарушение полей зрения (гемианопсию).

Слуховое невнимание выявляют одновременным предъявлением разных звуковых стимулов в оба уха (методика дихотического прослушивания, предложенная Д. Кимурой). Здоровые люди (правши) слышат слова на 10-15% лучше правым ухом, чем левым ("эффект правого уха"). У больных с локальными поражениями мозга проценты асимметрии резко возрастают (до 50-60 % и более). Таким образом, в данном случае имеет место игнорирование левым ухом поступающих стимулов. Те же звуки, предъявляемые отдельно на правое и левое ухо, воспринимаются нормально. Слуховое невнимание может наблюдаться при поражении слуховой анализаторной системы или более обширных локализациях очагов поражения внутри полушария (правая височная доля).

Тактильное невнимание выявляют при закрытых глазах путем одновременного прикосновения справа и слева острыми предметами (например, кончиками двух карандашей) к коже кистей рук. Требуется определить, сколько было прикосновений — одно или два. При поражении правой теменной доли больной чаще "не замечает" прикосновения к левой руке (одиночные прикосновения ощущаются четко). Намного реже обнаруживается игнорирование прикосновения справа.

Двигательное невнимание выявляют при выполнении двуручных двигательных заданий. Больной начинает выполнять задание правильно, но затем одна рука замедляет движения — "отключается". На вопрос: "Правильно ли Вы делаете", он отвечает: "Правильно". Своих ошибок больной не осознает, но при раздельном выполнении пробы симптом игнорирования исчезает. Двигательное невнимание обычно возникает при локализации очага поражения в правом полушарии (пре-моторная область).

16. Нарушения сознания у правшей и левшей

 

Нарушение у правшей:

У правшей правое полушарие функционирует в настоящем-прошлом (обращено в прошлое), левое — в настоящем-будущем (обращено в будущее). При искажении правого полушария у правшей наиболее часты следующие нарушения сознания: происходит «остановка», «растягивание», «утеря», «замедление» или «ускорение» течения времени. По-другому переживаются пространственные характеристики мира. Объемное может представиться плоским, плоское — объемным.

 

При поражении левого полушария правшей происходят другие нарушения мышления: «провалы мыслей» — ощущение пустоты в голове или, напротив, «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — переживания множества мыслей, мешающих друг другу, до конца «не додумывающихся», сопровождающихся тревогой, ощущением тягостности, невозможности освободиться от этих мыслей. Бывают «провалы памяти» (больной не может вспомнить нужные слова, имена близких, даже собственное имя).
Часты состояния, известные под названием «абсанс» — кратковременное отключение сознания, но с сохранением позы и с исчезновением с лица больного всех признаков внимания (лицо «каменное», взгляд неподвижный). Потом, через секунды лицо больного оживает и он продолжает прерванную деятельность. Во время других состояний при поражении левого полушария у правшей больной выполняет психомоторную деятельность, определяемую галлюцинациями, бредом. Такие больные агрессивны и потому социально опасны.
Нарушение у левшей:

Левшество передается по наследству, хотя нет конкретного гена, отвечающего за леворукость. Скорее всего это - группа генов. Но какие конкретно - точно еще не известно. Однако известно, что биохимические особенности организации мозга правшей и левшей различны. Раньше считалось, что левшество - это плохо, левши - не совсем здоровые люди, потому что такие заболевания, как эпилепсия и шизофрения, у левшей встречаются чаще, чем у правшей. Но сейчас мы придерживаемся другой точки зрения. Левшество - не патология, а альтернативный вариант организации мозга человека.
Потом - закрытое (в советские годы) исследование по летчикам. Выяснилось, что процент аварий у левшей больше: у них в стрессовых ситуациях может инстинктивно прорваться врожденное "зеркальное" восприятие мира. И тогда взгляд окидывает приборы не в нужной последовательности (теряются драгоценные доли секунд), пилот рискует машинально проделать неверное "зеркальное" движение (включить вместо правого левый двигатель). Кроме того, были исследования, связанные со спортом...
И большинство левшей, с которыми работает группа профессора Доброхотовой, - пациенты НИИ, люди с органической патологией головного мозга (черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, аневризмы и т.д.). И тут начинается самое невероятное. "Левшество" на фоне общего заболевания дает порой совершенно неожиданный эффект. "Как вас зовут?" - спрашивает доктор у немолодой женщины и слышит: "Анин Анвонялу". Это значит "Нина Ульяновна", просто у больной "зеркальность" мира дошла до того, что она не только пишет справа налево, но и говорит так же.

А иногда встречаются случаи, при описании которых врач вообще опасливо пишет "феномен" и ставит знак вопроса. Вот один случай: женщина проснулась, увидев во сне сына с окровавленной грудью. Связались с домом - действительно упал с дерева, напоролся на сук. Вещий сон! Еще одна больная "видела насквозь" - правда, не по желанию, не всегда, да и вещи какие-то обыденные: например, различит десятирублевку (в советские времена), заначенную братом от жены в подкладке пиджака. Была пациентка, которая девочкой при посадке на пароход вдруг вцепилась в мать, забилась в истерике - в общем, не сели. А пароход в пути взорвался. Потом подобные ситуации повторялись несколько раз, объяснить женщина ничего не может, говорит "интуиция". Все эти случаи - с левшами. По словам Сергея Валерьевича, факты дежа вю, "вспышек пережитого", предвосхищения событий характерны именно для левшей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...