Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнические группы, их основные признаки




 

В этнографической литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении "мы группа", призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией. В лекции я буду употреблять термины "этнос" и "этническая общность" (группа) как синонимы, тогда как в специальной этнографической литературе первый термин употребляется с акцентом на социокультурную особенность этнической группы.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, ибо этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющий ее среди других социальных образований.

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка - является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, т.е. определение его как "своего" или "чужого".

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, например, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приготовления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинской Америке - маис и кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту "выкуп" - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в длительный разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж. Гобино, С. Аммон, Ж. Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

Типы этносов - племя, народность, нация. Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами - классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным показателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этнические группы и отношения анализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп является предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический материал используется учеными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др. Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие примитивные религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии.

Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др. В России подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, ибо этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе термины "этнический" и "национальный" часто используются как синонимы или в словосочетании "национально-этнический".

этнос нация идентичность ценность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...