Закон о печати 1881 года – путь к свободе французской печати
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Новый закон отменил все предыдущие законы. 29 июля 1881 – закон о печати Закон назвали настоящим памятником в честь свободы печати. (он до сих пор) 5 глав: 1-3 касались типографий, газет, афиш, розничной торговли. На первом издании надо обозначать имя и место жительства; 2 экземпляра должны предоставить для национальной коллекции. И все! Издавали 10 статей. Правила выпуска: - предварительное заявление прокурору республики (заглавие издания, порядок выхода, имя место жительства редактора и типографа). Началось профессиональное деление Редактор должен быть французским подданным, совершеннолетним, обладать гражданскими правами. На номере должна быть подпись издателя. 2 номера отсылались судебной власти и министерству внутренних дел. От разносчиков требовалось заявление, указать имя и возраст, профессию, место жительства. Преступления печати характеризовались по 4 группам: - провокации к убийству, грабежам, призыв к войскам, нарушению дисциплины - против общественных интересов - оскорбление частных лиц - оскорбление государственных представителей и дипломатов Закон очень действенный. август 82 – закон о порнографических материалах. Министр юстиции предложил изменить закон о печати. парламент стал защищать закон. нашли компромисс: - то, что касалось оскорбления добрых нравов путем книг, рисунков, живописи и изображений – подчинялось закону о печати - оскорбление другим путем – в ведении уголовного права (газеты) 12 декабря 93, 28 июля 94 года – законы с жесткими мерами, их назвали разбойничьими законами. В 90 году во Франции волна анархизма. Решили подвергать журналистов аресту, конфисковывать издания, если они призывают к террору до решения их дела судом. Оппозиция восстала. Закон 81 года действовал, обеспечивал свободу. Время после 81 года – золотой век французской печати.
Изданий много, они разные по специализации, времени выхода, по политическим убеждениям. 104 – республиканские взгляды, 29 – консервативные, 4 – не определились. Это только ежедневные. Общее число газет 2 327 – это в Париже. В департаментах – 3 493 издания. Из них много с\х изданий (152), научные (46), 114 религиозные, 8 географические, 145 посвящены лит-ре, 50 – торговле, 16 спорту и т.д. Фигаро – прообраз бульварной прессы. Газета процветала. Журналь офисиаль – 1869. В качестве официальной газеты. Сменила Монитор. Это издание парижской комунны. 3 республика снесла оживление. Но не было газет с мировым именем.
18. Первые американские ежедневные газеты. Бостон и Филадельфия как центры издательского дела.
Для возникновения периодической печати требуется как минимум три условия: необходимость в распространении и получении информации; определенный уровень развития техники; достаточный уровень образования.
Если необходимость в распространении и, особенно в получении информации была выражена достаточно ясно, а технические возможности позволяли выпускать печатную продукцию, то с уровнем грамотности населения были некоторые проблемы. Появление первых школ в Новом Свете относится к XVI–XVII векам. В 1636 году было открыто первое высшее учебное заведение – Гарвардский колледж.
В начале XVII века центрами общественной и литературной жизни были Новая Англия и Вирджиния, где первоначально тогда еще рукописная литература носила религиозно-морализаторский дух и проповедовала неукоснительное следование догматам пуританизма.
Острую потребность в печатных периодических изданиях первыми почувствовали английские торговцы и предприниматели, избравшие Новую Англию местом своей постоянной деятельности.. На первых печатных станках печаталась главным образом религиозная литература. И первым регулярным периодическим печатным изданием в Новом Свете стала «Гасета де Мехико», вышедшая в 1667 году.
В1638 году английский священнослужитель Дж. Гловер вез в Северную Америку первый печатный станок, но погиб в пути Его вдова открыла печатное дело в Кембридже и стала «матушкой американской печати».
Новая Англия стала местом рождения первой североамериканской газеты. В начале колониального периода жители Новой Англии были вынуждены довольствоваться теми редкими изданиями, которые поступали к ним из далекой Европы. Но вечно так продолжаться не могло.
Первая попытка издания печатной публикации газетного типа в английских колониях Северной Америки относится к 1689 году. С одобрения властей Массачусетса ее предпринял печатник Сэмюэль Грин, выпустивший свое детище под названием «Презент стэйт оф зэ Нью-Инглиш афферс» («Представление государственных дел Новой Англии»). Это издание, как отмечалось в нем самом, должно было предотвратить появление ложных сообщений. Грин умер, не доведя своего начинания до логического завершения: до сих пор неясно, предполагал ли он издавать газету или нечто иное. Некоторые исследователи утверждают, что публикация Грина должна была быть скорее листовкой или своеобразным объявлением, нежели газетой.
Вторую, более удачную, попытку предпринял печатник и книготорговец из Лондона Бенджамин Харрис, бежавший в 1686 году от репрессий английских властей за опубликование оппозиционного листка новостей. Считающийся прародителем журналистики США, Бенджамин Харрис напечатал номер газеты «Паблик оккаренсиз» («Общественные события»), который вышел в свет 25 сентября 1690 года.
Первый номер первой американской газеты был четырехполосным, заполненным текстом на трех полосах. Четвертая страница была чистой, и читатель мог записать от руки свои собственные новости. Тогда действовало правило: «прочти сам и передай другому», поэтому ничего необычного в пустой странице не было.
Этот номер, посвященный «иностранным и местным» событиям, содержал различную мелкую информацию, однако он оказался не только первым, но и последним. Дело в том, что Харрис не на шутку встревожил колониальные власти, поскольку коснулся запретной темы – положения индейцев и плохого обращения с ними французских колониальных властей. Подобные замечания были восприняты как критика колониальной политики вообще. Кроме того, Харрис критически высказался в отношении войны, которую в то время вело английское королевское правительство против Франции. В дополнение ко всему газета Харриса была выпущена без официальной лицензии, что рассматривалось как нарушение закона. В итоге газета Харриса была закрыта.
По давно укоренившемуся недоразумению, многие историки американской журналистики склонны считать первой в истории США газетой не «Паблик оккаренсиз», а другое печатное издание, которое выходило еженедельно и издавалось регулярно до 1776 года. Речь идет о «Бостон ньюс-леттер» («Бостонский вестник»). Основателем этой газеты, первый номер которой вышел в 1704 году, был бостонский почтмейстер Джон Кемпбелл. К нему колониальные власти относились с большим доверием. Следует отметить, что с 1704 и по 1719 год «Бостон ньюс-леттер» оставалась единственной газетой на территории британских колоний в Америке. Широкой популярностью среди читателей, однако, эта газета не пользовалась.
Основное место в газете занимали «шиппинг ньюс» («корабельные новости»), т.е. информация, доставленная из Европы морским путем. Та самая информация, которая представляла едва ли не наибольший интерес для колонистов, поскольку в ней содержались вести с покинутой родины. Вторичность этой газеты по отношению к европейской, прежде всего английской, прессе выражалась в явном предпочтении иностранных новостей местным и в прямой перепечатке основных материалов из английских газет.
Распространение даже 250–300 экземпляров, составлявших весь тираж «Бостон ньюс-леттер», представляло тогда весьма серьезную проблему для издателя. В те времена подписка на газету считалась очень большой роскошью, которую далеко не всякий мог себе позволить.
Исторической заслугой Кемпбелла перед американской журналистикой явилось также и то, что на страницах его газеты появилось первое в истории страны газетное объявление. Здесь также впервые в Новом Свете была напечатана иллюстрация.
Обычный номер «Бостон ньюс-леттер» представлял собой двухполосный (иногда и четырехполосный) листок, в котором две трети занимала перепечатка материалов из английских газет, которые приходили в Америку с весьма значительным опозданием, около 2-3 месяцев. Примерно треть материалов занимала местная информация – сообщения о прибытии и отправлении судов и штормах на море, о движении почтовых дилижансов, о новостях политической и экономической жизни североамериканских колоний Англии, о смертях, рождениях, судебных заседаниях, нападениях индейских племен, об аукционах по продаже рабов.
В 1719 году у «Бостон ньюс-леттер» появился первый конкурент – «Бостон газетт».
Губернаторы как официальные представители британской короны в колониях осуществляли неослабный контроль за содержанием газет и предпринимали все необходимые меры, чтобы не допустить публикации материалов, содержащих критику в адрес короля, королевского правительства, официальной религии или губернатора. Английское законодательство объявляло уголовным преступлением любое обсуждение в печатных изданиях вопросов политики и вообще деятельности правительства в любой сфере.
Итак, колыбелью американской журналистики стал город Бостон, основанный в 1630 году. Он являлся главным экономическим центром Новой Англии, средоточием промышленных, судоходных и торговых интересов как английских колоний в Новом Свете, так и самой метрополии.
Важнейшую роль в становлении периодической печати Северной Америки играла также Филадельфия, впоследствии ставшая первой столицей США как независимого государства.
Первой филадельфийской газетой стала в 1719 году «Америкен уикли меркури» («Американский еженедельный вестник»).
Одним из наиболее честолюбивых газетных проектов в ранний колониальный период был «Юниверсал инстрактор ин олл артс энд сайенс энд Пенсилваниа газетт», основанный Сэмюэлем Кеймером». К концу 20-х на политической арене появляется Бенджамин Франклин, предполагавший начать издание в Пенсильвании своей газеты. Его активность заставила Кеймера поторопиться с основанием газеты. В 1729 году Бенджамин Франклин издавал в Филадельфии «Пенсилваниа газетт».
Появляются печатные органы различной периодичности и в других городах. К 1740 году на территории нынешних США публиковалось 11 газет. Не говоря уже о том, что многие из них имели мотыльковый век из-за гонений колониальных властей, их распространению в стране мешало очень многое. Газетные новости из Европы, особенно интересовавшие жителей колоний, приходили в Новый Свет с интервалом в восемь – десять недель и уходили в Старый Свет с большим запозданием. Почтовые курьеры невероятно медленно, особенно в зимнее время, циркулировали между отдельными колониями. К этому надо добавить слабую населенность страны, малочисленность читателей и соответствующую ничтожность тиражей, наконец, дороговизну печатных изданий, которые, по сути, были плохими копиями английских газет, чтобы представить себе степень прозябания, на которое были обречены американские газеты колониальных времен.
Особого разговора заслуживает еще одна из первых бостонских газет – «Нью-Инглэнд курант» (20-е гг.), издававшаяся родственником Бенджамина Франклина, Джеймсом Франклином. Этой газете удавалось на протяжении первых двух лет своего существования оставаться «колючей, едкой газетой, созданной по образу и подобию английских оппозиционных изданий». На страницах этой пользовавшейся большой популярностью газеты, печатавшей в числе прочих материалов острую политическую и религиозную сатиру, нередко появлялись перепечатки материалов из радикальных английских газет.
Упоминания заслуживает «Нью-Йорк газетт», которую издавал в 1725–1744 годах Уильям Брэдфорд (пришедший ему на смену во главу этого издания Генри Форест переименовал ее в «Нью-Йорк ивнинг пост» – «Нью-Йоркская вечерняя почта»). Нью-Йорк становится все более привлекательным для американских журналистов Достаточно сказать, что за полвека, предшествовавших первой американской революции, здесь было налажено издание двенадцати газет.
Разумеется, тогдашние североамериканские газеты действовали в первую очередь в интересах английских колониальных властей. Свобода печати подверглась первому испытанию в ходе судебного процесса над нью-йоркским издателем Иоганном Питером Зенгером, чья газета «Нью-Йорк уикли джорнел» («Ною-Йоркская еженедельная газета») стала рупором оппозиции местным властям. Губернатор, не выдержав сатирических выпадов Зенгера, посадил его в тюрьму по обвинению в клевете. Суд присяжных оправдал Зенгера, и он был освобожден. Это знаменательное событие положило начало американской традиции свободы печати.
Газеты на рабовладельческом юге Америки стали возникать в первой половине XVIII века. Первая из них – «Мэриленд газетт» – появилась в Аннаполисе в 1727 году.
В 1765 году английская колониальная администрация, традиционно демонстрировавшая свое резко враждебное отношение к прессе североамериканских колоний, ввела так называемый штемпельный сбор – обложение специальным денежным налогом каждого опубликованного газетного экземпляра. Эта репрессивная мера вызвала резкий протест со стороны многих газет, некоторые даже прекратили свой выход, другие появлялись без названия.
Между тем по мере дальнейшего становления североамериканской прессы все более возрастал удельный вес местного, оригинального материала на страницах газет колоний, что привносило в них принципиально новую, публицистическую струю. Начали привлекать внимание все более широкой общественности выступления Бенджамина Франклина на страницах его «Пенсилвания газетт», которую считают первой действительно американской газетой. Они были пронизаны ненавистью к колониально-феодальным порядкам и сочувствием к людям труда и к обездоленным, к неграм и преследуемым индейцам. Освоение новых земель сопровождалось изгнанием коренного населения и ввозом черных рабов. Франклин предвидел, что рабство может сделаться источником серьезных пороков американского общества.
Постепенно умами американских журналистов овладевала совершенно новая идея независимости, неотделимая от республиканизма. Томас Джефферсон открыл «Вирджиния газетт». В первом номере газеты подчеркивалось, что до того времени в Америке «не было ни одной газеты, которая одержала бы верх над правительством, не было соперника в борьбе за общественное мнение, не совпадающее с мнением губернатора. Мы пробиваем в этом брешь и создаем в Мэриленде свободную газету».
Победа американской революции закрепляла требования основных классов общества. Декларация независимости выражала принципы, сформулированные вождями английской буржуазной революции и французскими энциклопедистами.
Периодическая печать Америки сформировалась и сумела приобрести присущие ей особенности задолго до того, как возникли государственные институты независимых Соединенных Штатов. Это означало, что с первых же дней существования американского государства и исполнительные органы власти, и законодательные не только имели, по сравнению с прессой, менее четкое представление о своей роли и своем месте в общественно-политической системе, но и, как оказалось, располагали меньшими практическими возможностями оказывать влияние на общественное мнение.
19. Отражение противостояния Севера и Юга в американской журналистике XIX в. 20. Коммерческая революция в печати США. Идея «penny press» и начало качественной прессы.
21. Пресса США конца XIX века. Пулитцер и Херст. «Тhe New York World» - модель «нового» журнализма. Концепция "нового журнализма" связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты "нового журнализма", который имел как положительные, так и отрицательные аспекты. Понятие "новый журнализм" в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, иммигранта из Австро-Венгрии, прибывшего в Америку в 1864 г. Журналистская работа в Сент-Луисе дала Пулитцеру необходимый опыт и средства, чтобы в 1878 он смог издавать собственную вечернюю газету "The St.Louis Post-Dispatch", которая стала ведущим изданием Сент-Луиса. Одно из серьезных нововведений Пулитцера - проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю. В 1883 Пулитцер приобрел газету "The New York World" и перенес стандарты "нового журнализма" в Нью-Йорк, В это время пресса Нью-Йорка испытывала финансовые затруднения, в определенной степени связанные с дефицитом новых идей. "The New York World" переживала тяжелые времена, а ее тираж составлял всего 15000 экз. В редакционной статье Дж.Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут "направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков". Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской газеты отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий "penny press". Дело было не в самой сенсационности, а в форме ее подачи. Такие заголовки, как "Дыхание смерти" или "Крещенный кровью", сразу приковывали внимание читателей. На газетных иллюстрациях место события (нахождения трупа, повреждения судна и т.д.) помечалось крестиком. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. С их приходом в газету впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве своеобразных "рисованных передовиц". Некоторые специалисты полагают, что с карикатурных серий "The New York World" началась современная эра газетной иллюстрации. В 1885 г. Пулитцер опередил конкурентов, проведя классическую пропагандистскую кампанию по сбору средств на постройку пьедестала для статуи Свободы. Эта шумная и блестяще организованная газетная кампания привлекла внимание всей страны к пулитцеровскому изданию, в результате которой была собрана сумма в 100 000 долларов, а тираж газеты достиг 100 000 экз. В 1889 Пулитцер демонстрирует журналистскому миру образец "эффектного журнализма". Он отправил известную журналистку Нелли Блай повторить путешествие вокруг земного шара быстрее, чем это сделал герой известного романа Жюля Верна. Н.Блай удалось обогнуть земной шар за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд. Причем она потеряла один день, чтобы заехать в Амьен и взять интервью у самого Жюля Верна. В этом заключалась еще одна принципиальная особенность "нового журнализма", исповедуемого Джозефом Пулитцером. Центр внимания перемещался с "факта" на "сюжет": репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности - важный аспект "нового журнализма". Социологические данные рубежа веков говорят о том, что каждый второй житель Нью-Йорка покупал воскресное издание. Учитывая этот фактор, Пулитцер превратил воскресные издания в особый тип газетной периодики, в котором находилось место информации, развлекательному и литературному материалу, карикатурам и иллюстрациям. В 1893 г. Пулитцер выпустил цветное приложение к воскресному выпуску, что привело к значительному росту тиража. В 1895 г. художник Ричард Аутколт создает "Желтого паренька" - серию рисунков, объединенных одним персонажем. Это приложение к воскресной газете положило начало существованию американского комикса как особого жанра массовой культуры. Традиции "нового журнализма" были быстро усвоены американской прессой. Успех издания Пулитцера и высокие тиражи (в 1898 тираж "The New York World" достиг одного миллиона) привлекали внимание многих. Приемы "нового журнализма" были использованы газетными издателями в Детройте, Чикаго и других городах США. Применив модель "нового журнализма", Эдвард Скриппс создал в 1880-е гг. первую в США "цепочку" газет сходной направленности, с едиными принципами и стилем работы в Кливленде, Цинциннати и Сент-Луисе. Таким образом, был сделан шаг к индустриализации в газетно-журнальном бизнесе, которая становится одной из магистральных тенденций развития американской прессы XX столетия. К 1914 Скриппс увеличил свою "цепочку" до 33 газет. В Британии традиция "нового журнализма" была предложена Альфредом Хармвортом (впоследствии лордом Нортклиффом), основавшим в 1896 г, газету "The Daily Mail" и ставшим одним из первых газетных магнатов страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|