Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическая культура дворянской империи XVIII века.




Деятельность Петра 1 содействовала обогащению и развитию национальной культуры, в том числе и физической культуры. Однако знакомство с западноевропейской культурой имело и негативные последствия. Российское дворянство, легко восприняв ее внешние атрибуты, слепо ей приклоняясь, стало проявлять пренебрежение ко всему русскому. Особенно это проявилось у высшего дворянства, окружавшего императорский двор. В результате дворцовых смут и переворотов, после смерти Петра 1 (1725) во главе государства нередко оказывались люди, стремившиеся насадить в России иноземные порядки.

Эта тенденция проявилась и в армии. Созданные Петром основы национальной системы военно-физической подготовки начали вытесняться прусской системой, основанной на муштре. Преуспел в этом фаворит Анны Иоановны – фельдмаршал Миних. При нем все внимание в подготовке солдат стали обращать на внешнюю выправку, парадность шага, равнение в строю. Всякое проявление инициативы строго наказывалось. Основным методом поддержанием дисциплины было наказание. Передовая часть русского офицерства старалась противодействовать этим тенденциям, сохранять и развивать петровские традиции. Среди них в те годы особо выделялся фельдмаршал П.А.Румянцев (1720-1796). Отказом от слепого подражания западным образцам и попытками улучшить военно-физическую подготовку солдат был известен Г.А.Потемкин (1739-1791).

Главная заслуга в развитии петровских традиций в армии принадлежит выдающемуся полководцу А.В.Суворову (1730-1800). Во времена Суворова во всех западноевропейских армиях господствовала линейная тактика, основанная на «кордонной», - защитной стратегии, а главная роль в боевых действиях отводилась огнестрельному оружию. А.В.Суворов, учитывая его небольшую дальнобойность и низкую скорострельность, выступил инициатором наступательной стратегии и маневренной тактики, суть которой - быстрое преодоление солдатом огневой зоны и мощный штыковой удар. Применение такой тактики требовало от солдат не только владения боевой техникой, но и высоких физических качеств, быстроты, умения определять дистанцию, проявления инициативы, смелости и решительности. Эти требования Суворов, с присущей ему лаконичностью определил в формуле "глазомер, быстрота и натиск". Свои взгляды А.В.Суворов изложил в сочинениях «Полковое учение» и «Наука побеждать». Физическая подготовка сол­дат подчинялась этим искусствам. Солдаты учились быстроте пере­строений и передвижений, меткому огню, рукопашной схватке, кото­рой придавалось решающее значение ("пуля - дура, штык - молодец"). Знаменитый поход суворовской армии через Альпы стал воз­можным лишь потому, что в мирное время А.В.Суворов придавал большое значение воспитанию физической выносливости и закаливанию солдат. Учения и маневры включали в себя быстрые марши на большие расстояния, проводимые днем и ночью, независимо от погоды и условий местности, преодоление естественных препятствий, форсирование водных преград. Солдат обучали плаванию, бегу, лазанию по лестницам, переходам через валы и рвы и т.п. В результате А.В.Суворов поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной армии мира.

На флоте петровско-суворовские традиции военно-физической подготовки воплощал адмирал Ф.Ф.Ушаков (1744-1817). Специальная физическая подготовка матросов включала упражнения в лаза­нии по канатам и мачтам, бег по корабельным снастям, упражнения на быстроту в установке и уборке парусов, занятия плаванием и греблей, прицельной стрельбой с движущихся качелей, имитирующих качку, учебные абордажные бои и десантные операции, штурмы крепостей и пр. Будучи одной из наиболее прогрессивных систем военно-физической подготовки моряков, она способствовала повышению боеспособности российского флота.

С середины XVIII века представители передовой русской интеллигенции стали широко распространять идеи просветительства и прогрессивной педагогики, в том числе, и применительно к физиче­скому воспитанию. Своей деятельностью они внесли существенный вклад в развитие научных основ физического воспитания.

Гениальный ученый М.В.Ломоносов (1711-1765) поднял ряд вопросов личной и социальной гигиены, имевших общенародное зна­чение. Он считал, что особую роль в сохранении здоровья и физического развития имеет движение, и предлагал поставить перед правительством вопрос о государственных мероприятиях по организации физического воспитания граждан России. Одна из статей, которые М.В.Ломоносов собирался написать, названа "Олимпийские игры".

О физическом воспитании детей заботился и известный государственный деятель И.И. Бецкой (1704-1795). Будучи за рубежом, он познакомился с трудами Ж.Ж. Руссо и Д. Локка, а вернувшись в Россию, выступил с идеей создания воспитательных домов для детей разных сословий. Он разработал для них Устав и программу, а также подготовил методическое руководство - "Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества" (1766). Бецкой установил пять возрастных групп детей, с учетом которых рекомендовал проводить занятия, направленные на развитие тела и укрепление здоровья воспитуемых. Лучшими средствами физического воспитания он считал прогулки, забавы и игры на свежем воздухе, различные телодвижения, закаливающие процедуры. Старшие воспитанники привилегированных учебных заведений сверх того должны были заниматься "мячиковой игрой", верховой ездой, вольтижировкой и фехтованием. Как представитель дворянской педагогики, И.И.Бецкой выразил в своей воспитательной системе интересы, прежде всего, господствующего класса.

Значительное место физическое воспитание занимало в просветительской деятельности Н.И.Новикова (1744-1818). Он опубликовал статью "О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия", в которой изложил свои взгляды на систему воспитания, предназначенную для народа и состоявшую из трех составных частей: физического, нравственного и умственного воспитания. Начинать физическое воспитание он рекомендовал с грудного возраста, путем закаливания детей, в дальнейшем оно должно дополняться ходьбой, бегом, борьбой, подвижными играми и народными танцами. Распространение прогрессивных педагогических и просветительских идей Н.И.Новикова оказало большое влияние на формирование теоретических основ физического воспитания в России.

Еще более решительно против дворянской системы воспитания того времени выступал великий русский просветитель и философ А.Н. Радищев (1749-1802). Он считал, что оно рассчитано, главным образом, на подготовку "высокомерных щеголей", а главным, по мнению Радищева, в воспитании должно быть воспитание "истинных сынов отечества, активных борцов за счастье народа". Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания Радищев считал закаливание, естественные упражнения, широко применяемые в народном быту, физический труд. В "Путешествии из Петербурга в Москву" он рассуждает о том, что нужно учить юношей не по паркетам ногами шаркать, а бегать быстро, плавать не утомляясь, поднимать тяжести без натуги, ездить верхом, стрелять, владеть холодным оружием. На страницах повести отведено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.

Взгляды А.Н.Радищева на физическое воспитание вытекали из его философского понимания человека, как существа социального. Поэтому он считал, что оно должно носить общественный характер и одним из первых в нашей стране провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.

Просветительские реформы не оказали существенного влияния на практику физического воспитания, но, тем не менее, под их воздействием во второй половине XVIII века, у представителей привилегированных кругов наметился повышенный интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В Россию активно стали приглашаться учителя фехтования, верховой езды, танцев, начали выходить пособия по обучению этим упражнениям. Так, в 1796 году, учитель фехтования Балтазар Фишер опубликовал книгу "Искусство фехтования во всем его пространстве". Значительное место в дворянском быту занимали игры с мячом, шахматы, шашки. При Екатерине II на берегу Невы архитектором Кокориновым был выстроен роскошный корпус для игры в мяч. Из Франции был выписан "профессор мячиковой игры", который обучал столичную молодежь игре в "же де пом", прообраз современного тенниса. Дворяне с увлечением играли в волан, игру, напоминавшую бадминтон, крокет, лапту и др. Во многих пригородах, городских площадях стали сооружаться катальные горки, на реках и прудах расчищаться катки для катания на коньках.

Известны факты проведения первых соревнований: "шлюпочный бег" по Неве - состязания типа открытых стартов, куда приглашались все желающие. Старт - у Летнего сада, финиш - у Сенатской площади, где победителям вручали денежные награды.

Увлечению столичной молодежи верховой ездой способствовало устройство в Петербурге российских каруселей - конных состязаний по образцу западноевропейских, пришедших на смену рыцарским турнирам. В каруселях состязались группы всадников и всадниц - кадрилии, участники которых одевались в разные наряды. Соответственно были кадрилии: римская, славянская, индийская, турецкая. Игры и состязания проходили на площади перед Зимним дворцом под наблюдением специально назначенных судей и пользовались большим успехом у участников и зрителей.

Возможно, под влиянием идей М.В.Ломоносова, Екатерина II уч­редила в 1766 году "Петербургские олимпийские игры" - праздник, в программе которого помимо аттракционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вручали золотые медали с подписью "С Алфеевых на Невские берега". Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа. К сожалению, ни об условиях состязания, ни об именах победителей, пока сведений нет, но сам факт проведения таких соревнований примечателен для истории физической культуры России XVIII века.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...