Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика информационного сопровождения политических проектов




 

В настоящее время любой политический проект нуждается в его информационном сопровождении. Однако сам термин «информационное сопровождение» так и не получил четкого определения. Технологии информационного сопровождения в некотором смысле схожи с технологиями PR.

Предложенное профессорами Г. Кэмероном и Д. Уилкоксом определение «связей с общественностью» описывает их как «коммуникативную функцию управления, посредством которой организации адаптируются к окружающей их среде, меняют (или же сохраняют) её во имя достижения своих организационных целей».

С. Катлип, А. Сентер определяют понятие «связи с общественностью» как «функцию управления, способствующую налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или неудача».

Ф.П. Сайтел в исследовании «Современные паблик рилейшнз» наиболее полно определяет этот термин: «Связи с общественностью − это определенная функция управления, которая способствует установлению и поддержанию взаимодействия при общении, понимании, восприятии и сотрудничестве между организацией и основными заинтересованными группами людей; включает управление проблемами; помогает руководству организации быть в курсе состояния общества и отвечать должным образом, вовремя и эффективно реагировать на все изменения; служит системой раннего оповещения и прогнозирования тенденций; использует в качестве своих основных инструментов данные научных исследований, технологии коммуникации и высокие этические принципы».

Согласно позиции Д. Гавры, на сегодняшний день существует тенденция к стиранию границ между PR-задачами в традиционном понимании и задачами из смежных сфер коммуникативной деятельности - реклама, маркетинг и бренд-менеджмент. Так же он отмечает, что: «интеграция управления коммуникативными процессами требует уточнения понимания особенностей коммуникативной технологии в целом и PR-технологии в частности».

По мнению К. Кейвуда, связи с общественностью - это построение новых или продолжение старых отношений между организацией и заинтересованной стороной, в том числе и с клиентами, посредством коммуникационных каналов.

Экс-президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Марина Шишкина в своей работе говорит о том, что коммуникативная деятельность - «совокупность социальных практик, направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействия со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью)».

Итак, в рамках данной работы информационное сопровождение можно определить как создание эффективной коммуникации, обеспечивающей продвижение ключевых посланий от политического проекта к определенной группе людей, заинтересованных в получении информации.

Информационное сопровождение обеспечивает связь проектов и их целевых аудиторий. «Организация стремится инициировать информационные потоки и управлять ими, с целью сообщить аудитории о своем рыночном предложении и убедить ее в его ценности и преимуществах по сравнению с предложениями конкурентов».

Самой важной функцией всего информационного сопровождения во время реализации проекта является коммуникация с определенной целевой аудиторией, которая заинтересована в получении информации о проекте.

В процессе коммуникации принимают участие коммуникатор (тот, кто создает сообщение) и реципиент (тот, кто его получает). Процесс коммуникации начинается с того, что у коммуникатора возникает определенная цель. После этого он определяет смысл сообщения, необходимого для достижения этой цели. Затем он облекает свое сообщение в определенную форму и передает его. Сообщение может передано двумя способами: непосредственно (межличностная коммуникация) или с помощью технических средств (массовая коммуникация). Получив сообщение, реципиент должен декодировать его - определить его смысл и цель.

При информационном сопровождении организаторы и исполнители проекта выступают в роли сокоммуникаторов. Получателем информации выступает общественность, точнее та потенциальная целевая аудитории, для которой создавался проект. Канал коммуникации служит связующим звеном между разработчиками проекта и целевой аудиторией. Сама распространяемая информация в данном случае играет первостепенную роль.

Создаваемое и передаваемое сообщение коммуникатор старается адаптировать таким образом, чтобы оно стало максимально понятным для реципиента. Такое сообщение может быть письменным, аудио или аудиовизуальным и направленно на потенциальную аудиторию, которая в свою очередь должна расшифровать его и предпринять ответное действие. Таким действием зачастую является ответная поведенческая реакция, которая во многом зависит от смысла, вложенного в это сообщение. Поэтому при проведении информационного сопровождения необходимо уделить огромное внимание смыслу, заложенному в сообщение, которое будет в последующем размещено в разных каналах коммуникации, и влиянию этого сообщения на потенциальную аудиторию.

Информационное сопровождение любых политических проектов делится на следующие этапы:

-   постановка целей и задач;

    поиски целевой аудитории / целевых групп;

    определение приоритетных каналов коммуникации;

    составление медиаплана;

    составление информационных материалов;

    разработка предложений по внедрению и проведению информационных кампаний;

    реализация информационной кампании;

    анализ результативности проведенной информационной кампании, подведение итогов, составление отчетов.

И.М. Дзялошинский считает, что «инструментарий информационного сопровождения, включает в себя такие технологии коммуникационного сопровождения, как обеспечение свободного доступа к информации, создание информационных поводов, создание собственного информационного потока».

Обеспечение свободного доступа к информации является важным фактором при информационном сопровождении проектов. И.Б. Гурков определяет понятие «обеспечения свободного доступа к информации» или «информационную открытость» как «способность организации генерировать и предоставлять адекватную информацию заинтересованным сторонам (внешним и внутренним пользователям)».

Раскрытие информации обусловлено следующими факторами:

-   оно осуществляется регулярно и своевременно;

    доступ к соответствующей информации является беспрепятственным;

    раскрываемая информация является полной и точной;

    раскрываемая информация имеет отношение к делу и подкреплена документами.

На сегодняшний день информационная открытость является одним из ключевых факторов повышения эффективности реализации политических проектов.

Создание информационных поводов также играет немаловажную роль. Информационный повод - это событие, которое служит поводом прямо или косвенно предоставить информацию о компании (проекте или персоне) широкой аудитории. Главная задача при проведении информационного повода - обозначить и направить важную информацию по проекту, с тем, чтобы добиться максимального охвата целевой аудитории. Для этого требуется подготовить все необходимые информационные материалы, найти все основные информационные поводы, переработать и отредактировать их так, как в последующем они будут размещены на разных информационных каналах, выбранных для проведения информационного сопровождения проекта.

Создание собственного информационного потока - «рассылка пресс-релизов и других новостных материалов, организация интервью представителей ведомства (организации, компании), подготовка для СМИ комплектов информационных материалов (пресс-кит), написание эксклюзивных статей, очерков и других материалов».

Так же существует возможность мотивировать журналистов на создание авторской публикации, которая в последующем раскроет суть информационного сообщения.

Зачастую, информационное сопровождение, построенное на информационном поводе, включает в себя такие материалы как:

-   легенда проекта (предыстории);

    пресс-релизы;

    новостные заголовки;

    информационные материалы по проекту для журналистов и экспертов;

    сценарии информационных событий, промо-акций, пресс-конференций.

При проведении информационного сопровождения необходимо проводить анализ его эффективности. С целью определения эффективности информационного сопровождения необходимо отслеживать динамику ситуации в целом. На ранних этапах должна исследоваться его концепция. Далее - его промежуточные формы, например, ежедневный мониторинг публикаций в Интернет-пространстве и во всех СМИ, проведение контент-анализа для определения эмоциональной нагрузки публикаций о проекте. В завершение - сбор всех данных, их анализ и составление отчетов.

Анализ эффективности информационного сопровождения состоит как минимум из двух этапов.

На начальном этапе происходит первичное тестирование всех коммуникационных составляющих информационного сопровождения. На данном этапе целью является дать предварительную оценку качества информационного сопровождения.

Результаты первичного анализа дают возможность:

-   спрогнозировать эффективность донесения значимой информации до целевой аудитории;

    выявить сильные и слабые стороны информационного сопровождения;

    скорректировать передаваемую информацию с учетом полученных показателей.

Второй этап - тестирование в процессе проведения информационного сопровождения и по итогам проведения. Тестирование проводится по прошествии определенного времени, достаточного для ознакомления целевой аудитории с передаваемой информацией. Цель тестирования - подведение промежуточных или окончательных итогов.

Значимую роль при проведении информационного сопровождения играет выбор канала коммуникации с целевой аудиторией. В связи с усилением конкуренции, без грамотного информационного сопровождения как политический проект, так и любой другой проект обречен на провал. Любая информационная кампания сталкивается с большими рисками при выборе наилучшего канала коммуникации, так как не знает заранее, насколько эффективно будет размещение.

Цели и задачи информационного сопровождения для каждого конкретного политического проекта различны, также как и вариации создания информационных материалов, каналов коммуникации с целевой аудиторией. На сегодняшний день существует множество способов распространения информации и ее донесения до потребителей. Каналами для проведения информационного сопровождения являются как традиционные СМИ, немедийные ресурсы, так и новые медиа.

Определяя масс-медиа как общественный институт, задающий ограничительные рамки для процессов создания и распространения массовой информации, было принято считать «традиционно» действующими в этих рамках такие СМИ, как: печатные издания - газеты, журналы и т.д.; телерадиовещание - радио, телевидение, кино- и видеопрограммы; цифровые издания (так называемый web 1.0) - электронные версии газет, информационные и новостные ленты.

Однако наблюдаемые за последние 5-10 лет изменения в этой сфере, такие как снижение аудитории вечерних новостей, падение тиражей основных газет, потеря доверия к «традиционным» медиа-источникам, рост числа пользователей Интернета, получающих информацию в онлайн режиме и живущих уже в режиме web 2.0, дали повод говорить о кризисе «традиционных» СМИ и приходе им на смену «новых» медиа. «Новые медиа» - это термин, характеризующий возникновение цифровой, компьютеризированной или сетевой информации и коммуникационных технологий во второй половине ХХ века». К «новым» сами же «новые медиа» относят такие виды компьютерной коммуникации, как: блоггинг (blogging); подкастинг (podcasting); систему онлайн энциклопедий типа Википедии (wikis); и, наконец, социальные сети (social networking).

Если в традиционных СМИ, несмотря на разные парадигмы журналисткой деятельности, точнее, даже несмотря на существование третьего типа журналистики - «личностной, коммунитарной» и наличие системы feedback - в любом случае существует модель «журналист (СМИ) - аудитория», при которой инициатором коммуникации и источником информации служит СМИ, то новые же медиа - это совершенно новый сдвиг в системе кто владеет, контролирует и распространяет информацию. Теперь аудитория сама создает и распространяет информацию в онлайн режиме.

Принято считать, что по отношению к рассматриваемым двум медийным «реальностям» применимы две абсолютно разные концепции: в случае традиционных медиа - это есть либеральная концепция, предполагающая определенную степень социальной ответственности, в случае же новых - уместнее скорее либертарианская логика. Ключевое различие в том, что «старые» медиа в любом случае имеют тенденцию к «саморегуляции», в то время как сам дух новых медиа - «все для всех».

Для каждого конкретного проекта, исходя из его целей и задач, нужно подобрать оптимальные каналы передачи и распространения информации. Каждый канал коммуникации имеет свои возможности, которые будут рассмотрены далее.

Телевидение представляет собой одно из самых влиятельных средств распространения информации, а значит и информационного сопровождения любых проектов, из-за глобального охвата целевой аудитории. Пожалуй, из-за этого же фактора на сегодняшний день никакое иное средство информирования общества не может сравниться с телевидением. Можно выделить следующие преимущества и недостатки данного информационного канала.

Телевидение обладает огромной аудиторией, характеризуется высокой степенью привлечения внимания. Недостатком данного канала коммуникации является высокая стоимость его использования. Дорого не только актуальное время эфира, но и сам процесс производства. Данный аспект существенно ограничивает возможность его использования для многих проектов.

Радио, зародившееся еще в начале ХХ века, благодаря изобретателю А.С. Попову уже давно стало эффективным средством для информационного сопровождения. В настоящее время радио слушают повсеместно: в кафе, дома, на даче, в машине и т.д. Зачастую радио используют как фон, во время каких-то других дел, что можно отнести к его преимуществу по отношению к другим средствам массовой информации.

В своей работе А.В. Кочеткова говорит о том, что «теперь самыми оперативными средствами массовой информации являются телевидение и Интернет, поэтому большая часть радиорепортажей идет в эфир в записи. Исключение составляют некоторые спортивные комментарии и политические репортажи. Результатом такого положения вещей стало снижение рекламных расценок при росте их качества». Несмотря на это на радио существует довольно много программ, вещающих в прямом эфире, например, передачи о ситуации на дорогах.

Охват таких каналов коммуникации как радио, телевидение и печатные издания может быть транснациональным, национальным, региональным и локальным. В отличие от других каналов коммуникации, радио используется для вещания в специализированных пространствах.

Печатные средства массовой информации являются популярной площадкой для размещения информации. Связанно это с широчайшим спектром возможностей, а так же с большим количеством достоинств данного канала коммуникации.

По данным исследования Advertising Age, «существует тенденция к сокращению аудитории читающих печатные издания в пользу Интернет-изданий, большинство людей, вне зависимости от величины дохода, национальности и пола, читают ежедневные либо воскресные газеты, а многие - и то, и другое».

Среди особенностей печатных средств массовой информации специалисты отмечают:

-   Полноту охвата и продолжительность существования. На телевидении и радио любой контакт с аудиторией продолжается некоторое время. Часть аудитории может успеть за это время получить информацию, а другая часть нет. В печатных изданиях, информационное сообщение можно сохранить и еще не раз к нему вернуться, перечитать при необходимости, а также передать другому;

-   Разнообразие читателей. Эффективность размещения информации в печатных средствах массовой информации зависит в первую очередь от выбора издания, которое адресовано определенному кругу читателей. Подобную направленность информации при помощи телевидения, радио и наружной рекламы достигнуть сложнее;

    Мобильность. Печатные издания можно брать с собой повсюду;

    Возможность получения статистических данных. Учет распространения изданий дает возможность исследовать читательскую аудиторию.

Все издания можно классифицировать на такие категории, как: национальные и региональные. Они в свою очередь делятся на:

-   деловые;

-   общественные;

    информационно-развлекательные;

    специализированные издания;

    справочники и ежегодники.

Так же очень важный аспект - способы распространения печатных изданий:

-   розничная продажа;

-   бесплатное распространение;

    подписка.

Стоит отметить, что информация, опубликованная в печатных средствах массовой информации, может выглядеть как публичное обращение, так и как специальный проект в нестандартном формате, а также как вложение в издание (буклеты, пробники, купоны и т.п.).

Интернет еще совсем недавно рассматривался как средство для поиска нужной информации, хранения информационных блоков и доступа к ним, а также как средство развлечения.

Формат сети Интернет дает возможность разместить наиболее исчерпывающую информацию. На сегодняшний день информационное сопровождение в сфере Интернет является «открытым оповещением о товарах, идеях и начинаниях, которое проводится с использованием возможностей Сети: отдельных сайтов, каталогов, поисковых систем, периодических изданий, статей, объявлений, гиперссылок, баннеров, рекламных страниц, интерактивных роликов, рассылки посредством e-mail и т.д., для достижения разнообразных целей рекламодателя».

В сфере Интернет у информационного сопровождения есть масса преимуществ:

-   Интернет отличается от других каналов коммуникации интерактивностью, возможностью быстрого внесения корректировок, а также упрощенным процессом обратной связи и оценки эффективности.

    Мультимедийность. Сеть Интернет предоставляет возможность размещать информационные материалы в самой разнообразной форме: от обычного текста до видеороликов и игр. Причем контентом могут обмениваться как компании с их потенциальными потребителями, так и потребители между собой.

    Объем передачи информации. Современные технологии глобальной Сети позволяют не только хранить большой объем информации, но и передавать его. Передача и распространение информации может осуществляться посредством корпоративных Интернет-ресурсов, сообществ в социальных сетях, блогах, форумах и т.д.

    Взаимодействие с целевой аудиторией. Большинство Интернет-ресурсов дает возможность организатору проекта размещать всевозможные информационные материалы, а также вступать с потенциальными клиентами в дискуссии.

-   Скорость распространения информации. Данная сфера позволяет в довольно короткие сроки распространить информационные материалы многим потенциальным клиентам, поэтому информация может обновляться постоянно и оставаться всегда актуальной.

    Отсутствие границ распространения. Информационное сообщение может быть распространено по всему свету.

-   Геотаргетинг. Предоставляет возможность показывать информационное сообщение пользователям из определенного региона или места.

-   Возможность анализа и интерпретации поведения посетителей. Принципиальная особенность Сети заключается в том, что владельцам Интернет-ресурсов доступна статистика показов информационных объявлений, откликов и поведения посетителей, оставивших отклик. Это способствует определению как информационных сообщений, так и работы ресурса в целом.

-   Доступность глобальной Сети. Существует множество способов использования сети Интернет: от сайтов, где представлена краткая информация о проекте, до непосредственной реализации продуктов или услуг.

Специфика циркуляции и передачи информации в Интернете от пользователя к пользователю складывается в стихийную коммуникативную цепочку, в которой наблюдается множество посредников между источником информации и ее получателями. Как следствие, такая информация часто искажается посредниками и доводится до получателя в значительно измененной форме. Такая стихийная, или, как ее еще называют - вирусная, форма подачи информации в современном Интернете напоминает передачу слухов в стихийной межличностной обыденной коммуникации граждан между собой.

Передача в такой форме информации, которая интересует многих пользователей Интернета, по мнению А.П. Назаретяна, обусловлена двумя факторами: фактором личностного статуса и фактором эмоционального баланса. Фактор личного статуса проявляется в том, что когда мы сообщаем кому-либо интересные сведения, тем самым мы приковываем внимание и к себе как источнику передачи такой информации, демонстрируя свою близость к предмету всеобщего интереса (политику, общественному деятелю, о котором говорится в передаваемом сообщении), и к органам исполнительной власти, принимающим решение, поддерживая свой статус неформального лидера мнения, что является очень значимым фактором для восприятия информации в Интернете для ее пользователей, тем самым мы приобретаем статус выразителя мнения всей данной социальной сети.

Фактор эмоционального баланса значимой для пользователя информации способен временно оптимизировать эмоциональное равновесие в складывающейся в Интернете социальной сети. Иными словами, в этой сети может происходить процесс повышения или снижения эмоционального напряжения ее участников до необходимого уровня при помощи тональности (эмоциональной окрашенности) передаваемого сообщения. Если группа продолжительное время находится в состоянии напряженного ожидания, пользователи чувствуют непреодолимую потребность обсуждать между собой потенциально существующие опасности от непоступающей ожидаемой информации. В такой ситуации может срабатывать эффект аффилиации, ощущение принадлежности к общности, которая еще больше сплачивает участников социальной сети. В итоге это может приводить и к дисфункциональным последствиям: циркулирующая непроверенная информация может нагнетаться и рождать страх перед неясными возможными последствиями и усиливать панические настроения в этой сети.

При этом созданная подобным образом виртуальная информация о якобы реально осуществляющихся политических явлениях наполняет жизнь данной социальной общности в Интернете виртуальными псевдособытиями, которые способны частично компенсировать событийную разреженность и нехватку эмоционального возбуждения. Более того, она начинает придавать смысл существованию этих социальных виртуальных групп, которые и создают для себя мифологическую природу реальности существования придуманных псевдособытий, заставляя создавать эмоциональные ярлыки, становящиеся квинтэссенцией созданного в этой группе фантома.

В целом по параграфу можно сделать следующие выводы. Информационное сопровождение проекта - это создание эффективной коммуникации, обеспечивающей продвижение ключевых посланий от политического проекта к определенной группе людей, заинтересованных в получении информации. Самой важной функцией информационного сопровождения во время реализации проекта является коммуникация с определенной целевой аудиторией, которая заинтересована в получении информации о проекте. В процессе коммуникации принимают участие коммуникатор (тот, кто создает сообщение) и реципиент (тот, кто его получает).

Канал коммуникации служит связующим звеном между разработчиками проекта и целевой аудиторией. Цели и задачи информационного сопровождения для каждого конкретного политического проекта различны, также как и вариации создания информационных материалов, каналов коммуникации с целевой аудиторией. На сегодняшний день существует множество способов распространения информации и ее донесения до потребителей. Каналами для проведения информационного сопровождения являются как традиционные СМИ, немедийные ресурсы, так и новые медиа.

 


2 Проект Евразийского Союза в постсоветском политико-информационном пространстве

 

Евразийский Союз как политический проект: идейная основа

 

На современном этапе происходит дальнейшая трансформация постсоветского пространства, которое утрачивает последние элементы общего советского прошлого. Создаются новые пространственные геополитические конфигурации и интеграционные объединения, с новым составом участников и приоритетными направлениями развития, отвечающие современной международной ситуации и новым вызовам. На смену идеологической догме «братских союзных республик» приходит прагматика национальных интересов, стремление занять достойное место в системе мирохозяйственных связей. Тема интеграции и выбора вектора интеграции - одна из центральных во внешней политике каждого нового независимого государства.

За годы независимости бывшие союзные республики создали несколько интеграционных объединений, как в экономической, так и в военно-политической сфере. Наиболее эффективным из них стало Евразийское экономическое сообщество, которое в перспективе может трансформироваться в Евразийский Союз (далее - ЕАС).

Термины «евразийство» и «Евразия» становятся доминирующими в политическом и интеллектуальном дискурсе в конце XX - начале XXI вв. В конце 2011 г. идея евразийской интеграции получила новое звучание и выражение в конкретных инициативах, а последующее развитие интеграционных процессов должно привести к созданию в 2015 году Евразийского экономического союза.

В девяностые годы, после распада СССР, начинается процесс переосмысления классического евразийства или становление неоевразийства в работах российских ученых и политиков. В трудах А.Г. Дугина проект неоевразийства предстал как широкомасштабная геополитическая доктрина, превосходящая рамки условных географических границ.

Помимо А. Дугина, которого считают лидером и главным теоретиком «правого неоевразийства», попытки развития евразийской идеи предпринимали сторонники «левого неоевразийства» (С. Кара-Мурза, И. Тугаринов, Р. Вахитов и другие) и представители «либерального» или «демократического неоевразийства» (С. Станкевич, Г. Попов, Л. Пономарев).

Однако необходимо отметить, что главной особенностью неоевразийства 1990-х гг. являлось то, что оно представляло собой главным образом идеологические построения, исходило от оппозиционных политиков и, как следствие, не могло быть реализовано на практике.

В свое время идея создания Евразийского Союза, прозвучавшая из уст Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, имела вполне реальные шансы на практическую реализацию, однако оказалась преждевременной. 29 марта 1994 г. в ходе официального визита в Российскую Федерацию Президент Казахстана Н.А. Назарбаев посетил МГУ имени М.В. Ломоносова и в своем выступлении перед профессорско-преподавательским составом и студентами впервые озвучил идею создания ЕАС. Назарбаев предложил создать на пространстве СНГ «качественно новое интеграционное объединение - Евразийский союз государств». «Эта идея была не случайно обнародована мной в академической аудитории Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Я напрямую обратился к интеллектуальной элите всего Содружества с твердой решимостью вывести из ступора процесс многосторонней интеграции, в котором он оказался уже через два года после создания СНГ. Я откровенно сказал, что СНГ не отвечает объективным требованиям времени и не обеспечивает интеграцию стран-участников, в которой так остро нуждаются наши народы. Поэтому назрела необходимость создания нового межгосударственного объединения, которое бы действовало на более четких принципах».

Евразийский Союз он видел как объединение государств на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ, а основой интеграции - экономический прагматизм. Н. Назарбаев предложил создать в будущем ЕАС наднациональные органы, которые бы действовали на основе консенсуса, с учетом интересов каждой страны-участницы, обладали четкими и реальными полномочиями, но без передачи политического суверенитета.

Проект Н. Назарбаева получил высокую оценку среди политической и интеллектуальной элиты России, но в то же время его практическая реализация в силу сложных внутриполитических процессов, происходящих в Российской Федерации, была отложена. В свою очередь, Н. Назарбаев остался сторонником идеи сохранения евразийской целостности и стал последовательно воплощать эту идею во внешней и внутренней политике Казахстана. Содержание проекта создания ЕАС Н. Назарбаев изложил в многочисленных выступлениях, статьях и книгах. По инициативе Н. Назарбаева в Астане был открыт Евразийский национальный университет, который носит имя Л.Н. Гумилева.

Что же касается общерегионального уровня, то частично идея евразийской интеграции была реализована в проекте создания Евразийского экономического сообщества в 2000 г. Создание ЕврАзЭС в формате пяти государств - Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана - стало переломным моментом в практике евразийской интеграции. Всего за тринадцать лет в рамках ЕврАзЭС была сформирована разветвленная структура механизмов по различным измерениям интеграционного процесса.

декабря 2010 г. президенты трех стран-участниц Таможенного Союза ЕврАзЭС подписали в Москве декларацию о формировании единого экономического пространства (далее - ЕЭП). При этом здесь уже официально зафиксировано их стремление «к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским Союзом».

октября 2011 г. в «Известиях» была опубликована статья В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня», затем вышли статьи А.Г. Лукашенко «О судьбах нашей интеграции» и Н.А. Назарбаева «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего». В целом публикации лидеров трех стран отразили сходные подходы не только к созданию ЕЭС, но и выражали официальные позиции по проекту создания Евразийского Союза.

Большинство экспертов первоначально отреагировали на обращение В.В. Путина к евразийской тематике как на хорошую PR-кампанию в ходе предвыборной кампании. Однако в дальнейшем пришло осознание того, что обращение к идее евразийской интеграции неслучайно и имеет глубинные и объективные предпосылки, отражает пересмотр упущенных возможностей и переход России к новому уровню взаимодействия с ближним и дальним зарубежьем.

В своей статье В.В. Путин обозначил главную цель развития интеграционных процессов в евразийском регионе - создание ЕАС. Основой нового интеграционного объединения должны стать Таможенный Союз и Единое экономическое пространство «евразийской тройки». В ответ на статью В.В. Путина лидеры Казахстана и Беларуси высказали свои идеи по поводу развития евразийской интеграции.

Сравнительный анализ публикаций позволяет выделить несколько общих позиций лидеров трех государств по развитию евразийской интеграции.

1. Главная цель интеграции - создание полноценного конкурентоспособного глобального экономического союза.

2. Евразийский Союз как новый рациональный проект, а не восстановление СССР.

3. Евразийский Союз - как открытый проект, как часть общеевропейских интеграционных проектов.

4. Евразийский Союз как новый геополитический проект и составная часть нового мирового порядка.

Статью Нурсултана Назарбаева «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего» можно рассматривать с точки зрения завершения своеобразной дискуссии о том, каким должен быть ЕАС. Каких-либо серьезных расхождений с идеями российского премьера и белорусского президента здесь не наблюдается.

Вместе с тем, Президент Казахстана делает в своей статье акцент на тех моментах, которые отвечают интересам, как его страны, так и его личной позиции по вопросу развития интеграции в Евразии:

•   развитие евразийской интеграции исключительно на эволюционной и добровольной основе без какого-либо искусственного ускорения;

•   многовекторность интеграционного процесса, предполагающая участие постсоветских стран в различных региональных организациях, а также возможность создания наряду с ЕАС других межгосударственных объединений и, прежде всего, Центрально-Азиатского Союза;

•   создание ЕАС как конкурентоспособного глобального экономического объединения;

•   формирование ЕАС как самодостаточного регионального финансового объединения с учреждением евразийской наднациональной расчетной единицы - ЕНРЕ;

•   широкая общественная поддержка как неотъемлемое условие создания ЕАС;

•   необходимость размещения исполнительных органов ЕЭП в Астане, что «стало бы справедливой данью признательности Казахстану как инициатору идеи евразийской интеграции».

Опубликованные в «Известиях» статьи лидеров «евразийской тройки» сыграли важную роль в актуализации идеи евразийской интеграции и дали серьезный импульс к процессам ее всестороннего анализа и реализации на практике.

Таким образом, создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана в 2010 г., запуск в 2012 г. проекта Единого экономического пространства трех стран и принципиальные договоренности о формировании к 2015 г. Евразийского экономического союза обозначили главный тренд постсоветского интеграционного процесса. Другие интеграционные объединения (СНГ, СГРБ), сохраняя формальную самостоятельность, выполняют дополняющую, резервную функцию. По истечении трех лет реализации Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана - первый интеграционный проект в истории новых независимых государств, вышедший за рамки либерализации взаимного товарного обмена и демонстрирующий относительно успешное функционирование наднациональной системы регулирования внешней торговли. Проект с самого начала предполагал сочетание «негативной» и «позитивной» интеграции - последовательное восхождение по «интеграционной лестнице» при условии конструктивного согласования экономической политики.

Анализ показывает, что имеющие место во всех странах-участницах, а также возможных участниках ТС/ЕЭП, дискуссии о желательных темпах и глубине интеграции во многом провоцируются разночтениями в понимании конечной цели реализуемого интеграционного проекта. Что же должен представлять из себя Евразийский Союз, и насколько своевременным является переход интеграции в новое качество уже в 2015 г.? Какие критерии «готовности» к дальнейшему продвижению по пути интеграции должны быть положены в основу принимаемых решений?

В настоящее время международная группа экспертов-юристов ведет работу над содержанием договора «О Евразийском экономическом союзе» (ЕАЭС). Содержание Соглашения на первом этапе определено путем кодификации, т.е. создания объединенного и упорядоченного свода всех законов, который бы заменял все предшествующие в систематической и усовершенствованной форме. Его основу составляют документы, принятые в рамках ЕврАзЭС по созданию ТС и ЕЭП. Но цели и задачи ЕАЭС определенно должны быть шире. Европейский опыт показывает, что для этого вполне достаточно формата Единого экономического пространства. Евразийский Союз должен обладать принципиально новым содержанием.

В материалах, освещающих последние решения в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...