Физическая культура в постсоветской России.
С декабря 1991 года СССР прекратил свое существование. Его правопреемником стала Россия – уже новое государство, строящее свои отношения с бывшими союзными республиками на международной основе. В истории России наступил новый этап развития. Страна получила возможность преобразований, для выхода из кризисного состояния общества. Принятая в 1993 году Конституция, подвела черту под советским периодом истории России. Был избран новый либеральный путь развития, направленный на строительство цивилизованного демократического общества, основанного на рыночной экономике. Демократические силы, пришедшие к власти, из двух возможных вариантов перехода к рыночной экономике- постепенного или радикального – выбрали второй, получивших название «шоковой терапии». Она вызвала резкое ухудшение положения в экономике страны, на грани полного развала оказались многие предприятия и даже целые отрасли. Был нанесен серьезный удар по бюджетной сфере (образование, здравоохранения, наука, культура). Особенность этого периода в полной мере сказались и на состоянии физической культуры. Начался трудный процесс формирования федеральных органов управления физкультурным движением. Курс на демократизацию жизни общества получил преломление в расширении прав органов образования в области физического воспитания учащийся молодежи. Но их реализация была неоднозначной. Появилась возможность увеличивать количество учебных часов на предмет «физическая культура» в общеобразовательных школах, но эта мера была подкреплена государственным финансированием. По усмотрению местных учреждений образования разрешалось увеличивать количество часов до 5-6 в неделю при условии, если сами школы изыскивали средства на их проведении. Большинство школ таких возможностей не имели. Учителям физической культуры позволялось самостоятельно совершенствовать содержание государственных программ и даже полностью заменять их т.н. «авторскими программами» при условии положительной оценки их экспертными комиссиями местных органов образования. Но и это новшество не дало ожидаемого эффекта из-за недостаточной компетентности многих учителей. В связи с изменением условий финансирования в большинстве школ была свернута внеклассная спортивно- массовая и физкультурно- оздоровительная работа.
В 1994-95 годах федеральные органы образования предложили проект классных спортивно-оздоровительных игр-тестов, получивших название «Президентские состязания». Проект предусматривал проведение дважды в течение учебного года тестирование при помощи специальных упражнений. Смысл тестирования - помочь оценить физическую подготовленность учащихся. Из-за отсутствия финансирования заметно сузились масштабы внешкольной спортивной работы. Сократилось количество детско-юношеских спортивных школ и оздоровительных лагерей. В стране резко упал охват спортом детей школьного возраста, были вынуждены оставить работу многие опытные тренеры- преподаватели. Одним из последствий упадка детско-юношеского спорта стал рост правонарушений среди детей и подростков. В 90-е годы тяжелое положение сложилось в организации физкультурно спортивной и оздоровительной работы среди взрослого населения. Профсоюзы, прежде обладавшие для этого необходимыми финансами, материально- техническими и кадровым потенциалом. резко сократили масштаб своей деятельности. Приватизированные предприятия сочли экономически нецелесообразным оплачивать расходы на содержание штатных физкультурных работников и организацию физкультурно – оздоровительной работы. Они стали снимать с баланса принадлежавшие им спортивные и оздоровительные базы, которые либо прекращали свою деятельность, либо сдавались в аренду коммерческим структурам и чаще всего использовались не по назначению.
В условиях перехода к рыночной экономике на коммерческие начала перестроилась и деятельность большинства спортивных сооружений. Это повлекло за собой возрастание арендной платы и многократное повышение цен на оплату физкультурно – спортивных услуг, что сделало их недоступными и для многих физкультурных организаций и для большинства граждан. Неблагоприятно сложилась стартовая ситуация для российского спорта. С упразднением СССР распалась существовавшая до этого стройная система организации спорта высших спортивных достижений. Сократились спортивные связи с бывшими союзными республиками, распались сборные команды, нарушились календари спортивных соревнований по видам спорта. За пределами России остались хорошо оснащенные спортивные комплексы - центры олимпийской подготовки для большинства видов спорта. Многие молодые перспективные спортсмены из-за отсутствия средств лишились возможности выезжать на учебно-тренировочные сборы и спортивные соревнования. Начался отток наиболее квалифицированных спортсменов и тренеров за рубеж в поисках более благоприятных условий для жизни и работы, что отрицательно сказалось на общем состоянии российского спорта. Резкое сокращение государственного финансирования сферы физической культуры и спорта побудило спортивные федерации и клубы к поиску необходимых источников, развитию коммерческих начал, предпринимательской деятельности, привлечению спонсорских средств, профессионализации спортивной деятельности. Официальное признание получил в эти годы профессиональный спорт. Говоря о развитии физической культуры и спорта в России в условиях переходного периода, следует отметить, что принципиальное значение для успешного выхода физкультурного движения из кризисного состояния имеет создание для этой законодательной основы. В 1993 году впервые в отечественной законодательной практике были утверждены «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте»,которые установили общие принципы правового регулирования в области физической культуры и спорта.
В 1999 году был принят еще более важный юридический документ — Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Он устанавливал правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно - спортивных организаций. В первой главе Закон раскрывает принцип государственной политики в области физической культуры и спорта и меры государственной поддержки их развития. Вторая глава определяет компоненты системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, которая включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы и спортивно — технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры всех типов и видов, общероссийские физкультурно- спортивные объединения, Олимпийский комитет России, федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта. В главе раскрывается компетенция органов государственной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского Комитета России, физкультурно — спортивных объединений и организаций. В третьей главе Закона раскрываются организационно-правовые основы физкультурно — оздоровительной работы и развития спорта высших достижений. Специальные главы посвящены пропаганде физической культуры и спорта, правам и обязанностям спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций и их социальной защите, ресурсному обеспечению в области физической культуры и спорта. В Заключении определяется ответственность должностных лиц за соблюдение положений Федерального Закона. Введение Закона в действие позволило создать систему правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности дальнейшего развития физической культуры и спорта в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|