Стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
В своем рассказе "Матренин двор" А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских классиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, тургеневская Лукерья). Главная героиня рассказа простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот. Из всего хозяйства колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена. Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было "не положено" (так и жили люди в поселке Торфопродукт, как сапожники без сапог). А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: "Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе..." Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, из-за чего в поселке решили, что на матери порча; муж не вернулся с войны. Но эта необразованная женщина находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности. Как часто не ценят люди бескорыстную помощь, доброжелательное отношение, отзывчивость! Одинокой и непонятой (а некоторыми и презираемой) живет она в родном поселке и находит в себе силы не только не роптать на судьбу, но и вырастить и поделиться своей нерастраченной материнской любовью с Кирой дочерью любимого ею когда-то человека, брата мужа Фаддея. Кире и отдает она горницу, чтобы могли девушка с мужем построить дом на своей земле. Два дня перед этим мучилась Матрена тяжелыми предчувствиями. Не жаль ей было имущества, но "страшно ломать крышу, под которой прожила сорок лет". Кажется, что "порушилась жизнь вместе с горницей", потому что торопились родственники со сносом, не по-человечески, не по-хозяйски отнеслись к разделу дома: побыстрее, лишь бы увезти. Из-за этой торопливой жадности и человеческого эгоизма и произошел несчастный случай, в результате которого погибла Матрена и еще двое мужчин. "Нет Матрены. Убит родной человек", с горечью говорит автор, понимая, что никаким чудом нельзя уже вернуть к жизни эту светлую, чистую душу. Но даже Игнатьич, бывший квартирант Матрены, сумел по-настоящему оценить душевную красоту этой женщины только после ее смерти, когда услышал неодобрительные отзывы о ней со стороны родственников: "за обзаводом не гналась... даже поросенка не держала... и, глупая, помогала чужим людям бесплатно". Осуждают соседи недостатки Матрены, не понимая, что это на самом деле ее достоинства. "Не стоит село без праведника" хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным праведником, на котором держался поселок, была Матрена Васильевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. "Не понятая и брошенная даже мужем своим", "смешная, по-глупому работающая на других бесплатно", Матрена никогда не будет забыта Кирой, которой подарила всю свою материнскую любовь и нежность, и Игнатьичем, которому, не беспокоясь о том специально, вернула веру в человеческое благородство, добро, чистоту. Такие люди, как Матрена Васильевна, живут среди нас и сегодня, бескорыстно и незаметно творя добро, находя свое счастье и предназначение в самоотдаче на них и держится вся жизнь человеческая, полная бессмысленной торопливости, забывчивости, эгоизма и несправедливости.
Тема праведничества
Праведник-тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, нравственности. Как и многие другие, рассказ Солженицына «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталинских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа — реально существовавшая женщина, хорошо знакомая автору. Именно Матрена — нищая и физически немощная — оказалась тем самым праведником, без которого не может стоять село, а в целом и весь мир. Согласно ее жизненной философии, жить надо не для себя, а для других, и в этом нет ничего особенного или выдающегося. Поэтому у героини не возникает мысли отказать кому-то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не замечая того, что люди с откровенной наглостью пользуются ее добротой. В этой бескорыстной помощи весь смысл и цель ее жизни. Солженицын о ней говорит: «У тех людей всегда лица хорошие, кто в ладах с совестью своей». Дом ее был ее храмом: всегда чистый, с зажженной лампадкой возле иконы. Матрена религиозна, но в советское время верующих людей осуждали, многие церкви были закрыты. Как жертвенный человек, она согласилась даже разрушить собственный дом, а ее родные и односельчане отгораживаются от трагедии смерти маленькой молчаливой Матрены. Они находят для нее слова не благодарности, а осуждения. Поломать дом, в котором живет душа и смысл человека, — это преступление. Односельчанин Фаддей таким образом уже подписал Матрене смертный приговор. Пользоваться человеческой добротой, безответностью можно. Но презирать человека, который приносит себя в жертву, — бесчеловечно. Солженицын в рассказе поднял тему умирающей страны, потому что люди рубят сук на котором сидят: изводят праведников, живут не по божьему закону, а по закону корысти. Но если мы живем в своей стране и знаем, что на праведниках земля держится, то жизнь Матрены дает всем урок. Надо стараться жить по совести, успевать благодарить человека при жизни, не осуждать людей и хранить о них добрую память. Утратив веру в Бога, Россия не сможет выстоять и окажется бессильна перед злом. Духовное начало людей всегда было связано с религией, с верой, и поэтому, считает писатель, если люди потеряют веру, то они потеряют и свою человечность, превратятся в живые
Нравственные проблемы в рассказе «Матренин двор»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|