Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности расходов федерального бюджета на 1998 г.




Расходы федерального бюджета на 1998 г. предусмотрены по разделам и подразделам функциональной классификации расхо­дов федерального бюджета в следующих суммах:

 

  Сумма, млн. руб. % исполнения
     
Расходы 499945,2 77,8
из них на:    
Государственное управление и местное самоуправление 12055688,4 80,3
Судебная власть 4453949,8 63,6
Международная деятельность 14496983,9 144,1
Национальная оборона 81765000,0 69,4
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 41616615,1 73,8
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 11157881,0 48,3
Промышленность, энергетика и строительство 27438327,2 41,3
Строительство, архитектура и градостроительство 18666695,2 26,3
Связанные иностранные кредиты 1000000,0 126,6
Сельское хозяйство и рыболовство 12017785,6 25,6
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 2929835,8 70,1
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 1521357,0 66,1
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 8474217,5 75,4
Образование 17253152,7 72,5
Культура, искусство и кинематография 3567818,2 35,5
Средства массовой информации 2011997,9 54,5
Здравоохранение и физическая культура 9424731,8 63,1
Социальная политика 35066011,2 103,6
Социальная помощь 16140529,5 95,5
Обслуживание государственного долга 124135443,0 87,1
в том числе:    
Обслуживание государственного внутреннего долга 81621528,0 82,4
Обслуживание государственного внешнего долга 42513915,0 96,1
Пополнение государственных запасов и резервов 6732765,0 53,9
Финансовая помощь бюджетам других уровней 51703792,0 94,5
Государственная финансовая поддержка завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности 2640000,0 71,8
Прочие мероприятия в области регионального развития 3500000,0 50,4
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров 1921700,0 38,3
Мобилизационная подготовка экономики 771538,0 24,9
Исследование и использование космического пространства 3670357,0 42,1
Прочие расходы 6420696,5 6,5
в том числе:    
Резервные фонды 2300000,0 54,7
Проведение выборов и референдумов 449788,8 57,5
Бюджетные ссуды 13220042,0 18,3
Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам 4059456,7 12,47
из них:    
Залоговый фонд Бюджета развития Российской Федерации 1200000,0 0,0
Финансирование судебной власти 641200,0 0,0
Целевые бюджетные фонды 32078999,9 74,1

 

В ходе исполнения федерального бюджета Правительство РФ имеет право вносить изменения в ведомственную структуру рас­ходов федерального бюджета в связи с передачей полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или ви­дов расходов.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ в 1998 г. формировался за счет 14% общего размера налоговых до­ходов, поступающих в федеральный бюджет, кроме доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и других таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.

В 1998 г. в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета, производилось финансирование на условиях возвратности и платности следующих мероприятий:

• расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды — лизинга;

• расходов на сезонное кредитование предприятий и орга­низаций агропромышленного комплекса;

• закупок сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд на конкурсной основе в объеме потребностей, которые не могут быть обеспечены рыноч­ными механизмами;

• расходов на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и товаров производственно-технического назначения текстильной и легкой промышленности;

• расходов на создание межсезонных запасов древесины, сы­рья и топлива для предприятий лесной промышленности;

• расходов на развитие межфермерской кооперации;

• расходов на осуществление высокоэффективных инвести­ционных проектов, размещаемых на конкурсной основе;

•расходов на инвестиционные программы конверсии обо­ронной промышленности, инвестиционные проекты соз­дания рабочих мест для высвобождаемых работников угольной отрасли, а также финансирование Федеральной целевой программы «Свой дом»;

• расходов на выполнение высокоэффективных приклад­ных научно-технических разработок.

Правительство РФ выдавало из федерального бюджета орга­нам исполнительной власти субъектов РФ беспроцентные бюд­жетные ссуды на срок, не превышающий пределов финансового года, на следующие цели:

1) покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в связи с несовпадением сроков возврата средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции и товаров в районы Крайнего Севера и прирав­ненные к ним местности по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и завоза грузов в указанные районы и местно­сти, — до 3000,0 млн. руб.;

2) покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ.

В связи с продолжавшимся на протяжении 1998 г. бюджет­ным кризисом Правительство РФ предприняло ряд мер, направ­ленных на исполнение бюджета исходя из реально сложившейся ситуации с наполняемостью бюджета.

После утверждения Правительством РФ поквартального распределения доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета до федеральных органов ис­полнительной власти и других прямых получателей средств фе­дерального бюджета были доведены лимиты бюджетных обяза­тельств в структуре функциональной классификации расходов бюджетов на III—IV кварталы 1998 г. До органов, осуществляю­щих контроль за правильным и своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет, было доведено помесячное распределение доходов федерального бюджета. Утверждены на основе сводных возвратных лимитов бюджетных обязательств федеральных органов исполнительной, власти и других прямых получателей средств федерального бюд­жета и лимитов по организациям, находящимся в их ведении, сформированных в структуре функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов, поквартальное распределе­ние доходов, расходов в структуре функциональной, ведомственной и экономической бюджетных классификаций расходов бюджетов и источников финансирования дефицита федераль­ного бюджета — бюджетная роспись.

После утверждения росписи через систему органов Феде­рального казначейства Минфина РФ доведены до организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и других прямых получателей средств федерального бюд­жета, лимиты бюджетных обязательств, сформированные в структуре функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов.

Федеральные органы исполнительной власти и другие полу­чатели средств федерального бюджета после получения утвер­жденных лимитов — бюджетных обязательств на III-IV кварталы 1998 г. довели их распределение до организаций, находящихся в их ведении; обеспечили получение от организаций, находящихся в их ведении и ведении других прямых получателей средств фе­дерального бюджета, возвратных лимитов в структуре функцио­нальной и экономической классификаций расходов бюджетов и согласовали их в установленном порядке.

После согласования обеспечили представление в Минфин РФ сводного возвратного лимита бюджетных обязательств и ли­митов по организациям, находящимся в их ведении и ведении других получателей средств федерального бюджета, сформиро­ванных в структуре функциональной и экономической класси­фикаций расходов бюджетов; при заключении контрактов на поставку продукции, работ, услуг и исполнении других обязательств за счет средств федерального бюджета исходили из доведенных Минфином РФ лимитов бюджетных обязательств.

Получатели средств федерального бюджета заключили дого­воры на закупку товаров, выполнение работ, услуг для феде­ральных нужд, принимали другие обязательства федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обяза­тельств. При этом документы, подтверждающие принятие бюд­жетных обязательств бюджетополучателями, представлялись в соответствующий орган Федерального казначейства.

Финансирование расходов федерального бюджета в соответ­ствии с росписью осуществлялось органами Федерального ка­значейства исключительно на основании утвержденных смет расходов и других документов, согласованных с соответствую­щим федеральным органом исполнительной власти и другим получателем средств федерального бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Минфину РФ предоставлено право вносить по представлению федеральных органов исполнительной власти и других получате­лей средств федерального бюджета изменения в:

1) ведомственную структуру расходов федерального бюдже­та — в связи с передачей полномочий по финансированию от­дельных учреждений, мероприятий или видов расходов;

2) распределение расходов по классификациям целевых статей, видов расходов федерального бюджета и экономической классификации расходов бюджетов РФ, в том числе в связи с возмещением в счет текущего финансирования по предписаниям Минфина РФ и Счетной палаты РФ бюджетных средств, из­расходованных получателями незаконно или не по целевому назначению, а также необходимостью уплаты таможенных платежей при осуществлении получателями средств федерального бюджета внешнеэкономических операций;

3) роспись в связи с определением источников финансиро­вания кредиторской задолженности, в том числе по согласова­нию с Минэкономики РФ в части государственного оборонного заказа и Федеральной адресной инвестиционной программы.

Для обеспечения исполнения федерального бюджета и пол­ноты мобилизации в нем финансовых ресурсов при нарушении отдельными субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями установленных законодатель­ством порядка зачисления налогов и других доходов в федераль­ный бюджет, порядка осуществления закупки товаров, оплаты работ и услуг для государственных нужд:

1) приостанавливается финансирование из средств феде­рального бюджета федеральных программ и мероприятий, осу­ществляемых на территориях соответствующих субъектов РФ, а также передача средств по взаимным расчетам, трансфертам, субвенциям и дотациям, бюджетным ссудам и кредитам;

2) прекращается выдача лицензий на экспорт;

3) приостанавливается поставка продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют два раза в год, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в Министерство труда и социального развития РФ следующую информацию:

1) об условиях оплаты труда работников бюджетной сферы, предусмотренных законами и другими нормативными правовы­ми актами субъектов РФ сверх установленных федеральными законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ;

2) о размерах льгот и компенсаций населению, предусмот­ренных законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ сверх установленных федеральными законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ.

В свою очередь Министерство труда и социального развития РФ представляет два раза в год, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в Минфин РФ и Минэко­номики РФ указанную выше информацию в обобщенном виде по субъектам РФ; проводит выборочные проверки условий оплаты труда работников бюджетной сферы и размеров льгот и компен­саций населению, выплачиваемых из бюджетов субъектов РФ, и информацию о результатах проверок представляло в Минфин РФ.

Минфин РФ перераспределяет дотации, выделяемые из феде­рального бюджета бюджетам закрытых административно-территори­альных образований, на территориях которых находятся объекты Министерства РФ по атомной энергии и Минобороны РФ, по результатам исполнения доходной части соответствующих бюдже­тов закрытых административно-территориальных образований.

Минфин РФ выдает в случае необходимости из федераль­ного бюджета органам исполнительной власти субъектов РФ беспроцентные бюджетные ссуды на срок, не превышающий пределов финансового года, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ, и временных кассовых разрывов, возникающих в связи с несовпадением сроков возврата средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза про­дукции и товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по ранее предоставленным ссудам и сроков за­купки и завоза грузов в эти районы и местности.

За несоблюдение сроков возврата и при использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предос­тавленных органам исполнительной власти субъектов РФ, Мин­фин РФ сокращает или прекращает предоставление органам ис­полнительной власти субъектов РФ всех видов финансовой по­мощи, производит погашение задолженности субъекта РФ путем обращения взыскания на взаимные расчеты, трансферты и на основе заключенных соглашений на другие средства, получае­мые органами исполнительной власти субъектов РФ из феде­рального бюджета, с последующим отражением этих операций в федеральном бюджете и уведомлением субъекта РФ о произве­денной операции для принятия последним мер по обеспечению выполнения принятых обязательств.

Бюджетные ассигнования, получаемые в 1998 г. федеральными органами исполнительной власти, другими получателями средств федерального бюджета и субъектами РФ в пределах установлен­ных лимитов государственных инвестиций, направлялись в первую очередь на погашение образовавшейся в 1997 г. кредиторской задолженности по Федеральной инвестиционной программе.

В 1998 г. был отменен льготный порядок распределения ди­видендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, а также доходов от сдачи в аренду федерального имущества, установленного для отдельных предприятий и организаций.

Минфин РФ по согласованию с Центральным банком РФ заключил генеральное соглашение об обслуживании счетов органов Федерального казначейства учреждениями ЦБ РФ и упол­номоченными кредитными организациями в условиях финанси­рования распорядителей средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства.

 

ГЛАВА 10

 

Бюджет развития и инвестиционный процесс

Бюджет развития — составная часть бюджета, обеспечивающая целе­вое инвестиционное бюджетное финансирование и предусматриваю­щая механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестицион­ные цели.

К источникам формирования бюджета развития относятся:

• связанные иностранные инвестиционные кредиты под гарантии Правительства РФ;

• фиксированная доля поступлений в бюджет от реализа­ции всех форм государственных долговых обязательств на внутренних и внешних рынках.

В составе бюджета развития учитываются:

• связанные иностранные инвестиционные кредиты, рас­пределяемые на конкурсной и возвратной основе;

• средства из источников внутреннего заимствования;

• доля средств от приватизации;

• доля в обязательствах РФ, номинированных в иностран­ной валюте, — евробонды.

Через бюджет развития осуществляется выделение государст­венных гарантий, которые могут гарантировать до 40% рисков частных соинвесторов, участвующих в проектах бюджета разви­тия собственными средствами.

Важнейшими принципами выделения государственных инве­стиций через бюджет развития являются:

1) высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;

2) исключительно долевой характер финансирования и диверсификация риска государства с частным капиталом;

3) конкурсность, срочность, возвратность и платность вы­деляемых на инвестиционные нужды средств.

Повышению эффективности расходования инвестиционных средств через бюджет развития способствуют:

1) конкурсное размещение государственных инвестицион­ных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предпри­ятиями, с учетом максимального межотраслевого и мультипли­кативного эффекта;

2) развитие системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для привлечения ка­питала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных, и с этой целью — принятие государством на себя части инвестиционных рисков, в том числе их диверси­фикация с частным капиталом;

3) предоставление средств предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из фе­дерального бюджета средствам на возвратной основе;

4) безусловное направление сумм, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных по ним процентов в бюджет развития.

В целях обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств бюджета развития, своевременным и полным возвратом предоставленных средств необходимо:

1) разделение функций расчетного банка — агента, обслу­живающего проект, и банка-соинвестора, участвующего в реализации проекта собственными средствами;

2) запрет на перечисления средств бюджета развития на сче­та заемщиков или банков-соинвесторов; обязательное проведение заемщиком, победившим в инвестиционном конкурсе, тендера среди поставщиков товаров и услуг, необходимых для реализации проекта; составление по результатам тендера графика платежей, обязательного к исполнению расчетным банком-агентом;

3) заключение с предприятием — заемщиком кредитного соглашения, в котором определяется конкретное целевое ис­пользование выделенных средств; указываются залоговые обяза­тельства и другие виды обеспечения возврата заемных средств, сроки возврата основного долга и проценты за пользование средствами, ответственность заемщиков и другие условия для осуществления надлежащего контроля за целевым использова­нием выделенных средств;

4) открытие заемщиком блокированного накопительного счета для зачисления предприятием полученной выручки от производственной или коммерческой деятельности; режим та­кого счета позволяет обеспечивать своевременное погашение задолженности предприятия-заемщика перед бюджетом и част­ными соинвесторами;

5) предоставление гарантии банка о возврате заемных средств;

6) платежные обязательства субъекта РФ по возмещению затрат федерального бюджета;

7) заключение договора о предоставлении в залог принад­лежащего предприятию-заемщику имущества с целью его воз­можной реализации в случае неспособности заемщика использо­вать свои обязательства перед федеральным бюджетом согласно кредитному соглашению;

8) взимание штрафа за нецелевое использование и несвое­временный возврат средств бюджета развития.

Бюджет развития реализует цели среднесрочной правитель­ственной программы. Этому, в частности, способствует:

• обеспечение его направленности на решение неотложных задач восстановления экономики;

• обеспечение преемственности среднесрочного и годового бюджета развития, на принципах индикативного бюджет­ного планирования;

• расширение финансовой базы бюджета развития, в том чис­ле путем мобилизации дополнительных источников попол­нения его доходов, развития механизмов синдицированного кредитования и реинвестирования получаемых доходов.

Рассмотрим механизм финансирования государственных инвестиций за счет средств федерального бюджета на возвратной ос­нове.

Заемщик, победивший в конкурсе на предоставление госу­дарственных инвестиционных ресурсов за счет средств бюджета развития, проводит тендер среди поставщиков товаров и услуг, необходимых для реализации проекта. В состав тендерной ко­миссии в обязательном порядке входят заемщик и все кредито­ры проекта. Голоса между членами тендерной комиссии распре­деляются в процентном отношении от их доли финансирования проекта. По результатам тендера составляется график платежей, который сообщается банку-агенту.

Расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджета осу­ществляется через специальные счета с особым режимом, от­крываемые Минэкономики России в банках-агентах, уполномо­ченных на обслуживание таких счетов.

По результатам тендера Минэкономики России заключает дого­вор с победителем на осуществление функции банка-агента по рас­четно-кассовому обслуживанию специального счета с особым ре­жимом. Обязательными условиями такого договора являются:

1) обеспечение консолидации средств проекта, перечисляе­мых заемщиком, соинвесторами и Минэкономики России из средств бюджета развития на едином блокируемом специальном счете с особым режимом. Зачисление средств со счета бюджета развития Минэкономики России осуществляется в день платежа после зачисления средств соинвестора и заказчика;

2) обеспечение выполнения утвержденного графика плате­жей всеми участниками проекта и ответственность за задержку в предоставлении Минэкономики России информации о наруше­нии сроков;

3) ответственность банка-агента собственными средствами за нецелевое или несогласованное с Минэкономики России ис­пользование средств, находящихся на специальном счете бюджета развития с особым режимом, а также за любую задержку в исполнении согласованных в установленном порядке платежей сроком более чем на один банковский день и любое нарушение согласованных в установленном порядке условий особого режи­ма специального счета бюджета развития.

Специальный счет бюджета развития с особым режимом име­ет следующие особенности:

1) спецсчет открывается Минэкономики России в банке-агенте для аккумулирования всех средств, необходимых для реа­лизации проекта, победившего в конкурсе, перечисляемых все­ми участниками проекта: предприятием-заемщиком, банками-кредиторами и государством в лице Минэкономики России;

2) банк-агент обеспечивает официальное уведомление Мин­экономики России оговоренным способом о поступлении средств, соответствующих очередному этапу в соответствии с утвержденным графиком, от заемщика и кредитора на спецсчет в течение одного банковского дня с момента зачисления суммы каждого из платежей на корреспондентский счет банка, одно­временно блокируя поступившие средства на спецсчете;

3) Минэкономики России по получении информации о своевременном выполнении всеми участниками проекта графика платежей перечисляет соответствующую долю кредитных ресур­сов в соответствии с утвержденным графиком платежей на спецсчет, далее банк-агент после зачисления суммы платежа от Мин­экономики России на свой корреспондентский счет обеспечива­ет перечисление всей суммы, предусмотренной графиком оче­редного платежа, на счет победившего в тендере поставщика товаров, необходимых для реализации проекта;

4) в случае задержки кем-либо из участников проекта пере­числения своей доли более чем на один банковский день по от­ношению к утвержденному графику платежей банк-агент ин­формирует об этом Минэкономики России;

5) Минэкономики России принимает решение о целесооб­разности дальнейшего финансирования проекта и уведомляет банк-агент об изменении, согласованном со всеми участниками проекта, графика платежей либо о приостановлении реализации проекта, разблокировке уже поступивших на спецсчет проекта средств и возвращении их плательщикам;

6) банк-агент не может совершать какие-либо операции по спецсчету, не отраженные в согласованном графике платежей или изменениях к нему, доводимых до банка-агента Минэконо­мики России в установленном порядке.

Банк-агент отвечает собственными средствами за проведение любых операций по спецсчету, не соответствующих утвержден­ному графику.

 

ГЛАВА 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...