Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая направленность эксперимента




Государственный Университет Управления

 

Институт Информационных Систем Управления

 

Специальность Информационные системы в управлении

 

РЕФЕРАТ

 

На тему

ЭКСПЕРИМЕНТ - ОСНОВА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

 

Выполнен студентом Никитиным А.А.

 

Студенческий билет №2-99И

 

Группа №2

 

Дата выполнения работы

 

 

Руководитель Горбатова Р.К.

 

 

 

Оглавление                                                                                          стр                               

 

I.Введение…………………………………………………………………. 3

 

II.Главная часть……………………………………………………………….4-26

2.1 Практические и теоретические знания…………………………………. 4-11     

2.1.1 Практическая направленность эксперимента………..……………4-6

  2.1.2Теоретические предпосылки эксперимента………………………..6-8

  2.1.3Сочетание практических и теоретических знаний…………………8-10

  2.1.4Обработка экспериментальных результатов………………………10-11

2.2 Современные средства естественно – научных исследований…………11-20

  2.2.1 Специфика современных экспериментальных и теоретических       

           исследований………………………………………………………...11-12

  2.2.2 Современные методы и технические средства эксперимента…...12-16

  2.2.3.Важнейшие достижения современного естествознания………….16-20

 2.3 Экспериментальные измерения……………………………….…………20-27

2.3.1 Сведения……………………………………………………………..20-22

   2.3.2 Ошибки измерения…………………………………………………22-24

2.3.3 Измерительные приборы…………………………………………..24-28

III.Заключение……………………………………………………………....….28-29

 

 IV.Список литературы………………………………………………………...30

 

 

В данном реферате рассмотрены практические и теоретические экспериментальные основы естествознания. Также показаны концепции экспериментальных исследований, используемые в важнейших достижениях современного естествознания.                          

 

I. Введение

С самого момента возникновения философии человек размышляет о возможностях и границах познания. Филосовские размышления велись главным образом либо в русле эмпиризма, пренебрегающего ролью творческого мышления и развитием понятийного аппарата, либо в русле рационализма, который не учитывал практики как критерия истины, как основы, отправной точки и цели познания. В результате успехов естественных наук многим эмперикам стало казаться, что исследователь- ская работа в этой области нуждается лишь в прагматическом оправдании, а не в философском обосновании. Ф. Энгильс показал, однако,

Что «самая плоская эмпирия, презирающая всякую теорию и относящаяся с недоверием ко всякому мышлению», - это самый верный путь от естествознания к мистицизму.

Диалектика познания нуждается в филосовском осмыслении. При этом речь идет как о материалистическом обьяснении процессов мышления, так и о сложных отношениях, возникающих в процессе теоретического и практического освоения действительности людьми. Попытка Канта преодолеть эмпиризм и рационализм оказалась безуспешной.

Разработка теории познания, отвечающей современному развитию науки, не может быть задачей одной лишь философии. Поскольку она должна давать для отдельных научных дисциплинмировоззренческие,гносеологические и методологические основы, поскольку она делает это с помощью анализа результатов этих наук, истории науки и философско-гносеологических воззрений ученых. Философский аспект изучения процесса познания заключается в обосновании теории отражения, в учете исторического характера познания и диалектики развития познания.

Философская постановка вопроса выходит, однако, за рамки проблем истории теорем познания.Она включает мировоззренческие проблемы, касающиеся связи познания с гуманизмом, и рассмотрение эффективности результатов познания. Речь идет об ответственности ученых в двояком отношении. С одной стороной, должно учитываться соотношение между приложенными затратами и полученной пользой с целью обеспечения наибольшей эффективности исследований. Это особенно трудно сделать в отношении фундаментальных исследований, так как практические результаты здесь нередко проявляются в более или менее отдаленном будущем. С другой стороны, эксперименты, поскольку они прямо или косвенно затрагивают людей, не могут связываться только с критериями экономической эффективности. Эксперименты с людьми и на людях требуют соблюдения гуманистических принципов. Общественная потребность в научных знаниях может быть удовлетворена только при наличии соответствующегозадела и полном высвобождении творческих потенций.Для этого необходимы определенные условия.4)

 

II

Практическая направленность эксперимента

Развитие общества в значительной степени определяется уровнем наукоемких технологий, многочисленные направления которых основаны на достижениях соответствующих отраслей естествознания. Современное естествознание обладает большим многообразием методов исследований, среди которых эксперимент – наиболее эффективное и действенное средство познания.

Для эксперимента сегодняшнего дня характерны три основные особенности:

1) возрастание роли теоретической базы эксперимента. Во многих случаях эксперименту предшествует теоретическая работа, концентрирующая громадный труд большого числа теоретиков и экспериментаторов;

2) сложность технического оснащения эксперимента. Техника эксперимента, как правило, насыщена многофункциональной электронной аппаратурой, прецизионными механическими устройствами, высокочувствительными приборами, высокоточными преобразователями и т.п. Большинство экспериментальных установок представляет собой полностью замкнутую систему автоматического регулирования, в которой технические средства обеспечивают заданные условия эксперимента с вполне определенной точностью, регистрируют промежуточные экспериментальные результаты и производят последовательную их обработку;

3) масштабность эксперимента. Некоторые экспериментальные установки напоминают сложные объекты крупных масштабов. Строительство и эксплуатация таких объектов стоит больших финансовых затрат. Кроме того, экспериментальные объекты могут оказать активное действие на окружающую среду.

Эксперимент базируется на практическом воздействии субъекта на исследуемый объект и часто включает операции наблюдения, приводящие не только к качественным, описательным, но и к количественным результатам, требующим дальнейшей математической обработки. С этой точки зрения эксперимент- разновидность практического действия, предпринимаемого с целью получения знания. В процессе экспериментального естественно-научного исследования в контролируемых и управляемых условиях изучаются многообразные свойства и явления природы.

Отличаясь от простого наблюдения активным воздействием на объект, в большинстве случаев эксперимент осуществляется на основе той или иной теории, определяющей постановку экспериментальной задачи и интерпретацию результатов. Нередко основная задача эксперимента - проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих фундаментальное, прикладное и принципиальное значение. Являясь критерием естественнонаучной истины, эксперимент представляет собой основу научного познания действительности.

Эксперимент, как и наблюдение, относится к эмпирическим формам естественнонаучного познания. Однако между ними есть существенные различия: эксперимент - преобразующая внешний мир деятельность человека, а наблюдению свойственны черты созерцательности и чувственного восприятия исследуемого объекта. В процессе эксперимента при активном вмешательстве исследуемый объект искусственно выделяются те или иные его свойства, которые и являются предметом изучения в естественных либо в специально созданных условиях.

В процессе естественнонаучного эксперимента часто прибегают к физическому моделированию как исследуемого объекта, так и различных управляемых условий, в которых находится объект. Для этого создаются специальные установки и устройства: барокамеры, термостаты, магнитные ловушки, ускорители и т.п. С помощью их создаются сверхнизкие и сверхвысокие температуры и давления, вакуум и другие условия. В некоторых случаях моделирование исследуемого объекта – единственное средство реализации эксперимента.

Многие экспериментальные исследования направлены не только на обоснование естественнонаучной истины, но и на обработку технологий изготовления новых видов разнообразной высококачественной продукции. Именно в этом наиболее сильно проявляется практическая направленность эксперимента как прямого пути совершенствования любого технологического цикла.

Экспериментальные средства по своей сути не однородны: их можно разделить на три основные, отличающиеся функциональным назначением системы:

· содержащую исследуемый объект с заданными свойствами;

· обеспечивающую воздействие на исследуемый предмет;

· сложную приборную измерительную систему;

В зависимости от экспериментальной задачи данные системы играют разную роль. Например, при определении магнитных свойств вещества результаты эксперимента во многом зависят от чувствительности приборов. В то же время при проведении экспериментов с веществом, не встречающимся в природе при обычных условиях, да еще и при низкой температуре, все системы экспериментальных средств играют важную роль.

Чем сложнее экспериментальная задача, тем острее стоит вопрос чистоты эксперимента и достоверности полученных результатов. Можно назвать четыре пути решения данного вопроса:

1) многократное повторение измерений;

2) совершенствование технических систем и приборов; повышение их точности, чувствительности, разрешающей способности;

3) более строгий учет основных и неосновных факторов, влияющих на исследуемый объект;

4) предварительное планирование эксперимента, позволяющее наиболее полно учесть специфику исследуемого объекта и возможности приборного обеспечения.

 

Чем чище поставлен эксперимент, чем тщательнее предварительно проанализированы все особенности исследуемого объекта и чем чувствительнее приборы, тем точнее экспериментальные результаты и тем ближе они соответствуют естественно - научной истине.

В любом естественно – научном эксперименте можно выделить три основных этапа:

1) подготовительный;

2) получение экспериментальных данных;

3) обработка результатов эксперимента и их анализ;

Подготовительный этап обычно включает теоретическую проработку проведения эксперимента, его планирование под готовку исследуемого объекта, конструирование и создание технической базы, включающей приборное обеспечение. На хорошо подготовленной экспериментальной базе полученные данные, как правило, легче поддаются сложной математиче­ской обработке. Анализ результатов эксперимента позволяет оценить тот или иной параметр исследуемого объекта и сопос­тавить его либо с соответствующим теоретическим значением, либо с экспериментальным значением, полученным другими тех­ническими средствами, что очень важно при определении пра­вильности и степени достоверности полученных результатов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...