Дидактические принципы в обучении иностранным языкам
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Когда говорят о процессе обучения как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Такие закономерности выявляются в результате накопленного опыта обучения или переосмысления законов основополагающих для дидактики наук (философии, общей педагогики, психологии и др.)- Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения. Принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а потому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. Дидактические принципы отражают важнейшие педагогические законы; закон социальной обусловленности процесса обучения, закон единства преподавания и учения в процессе обучения, закон единства обучения и развития личности и др. Дидактических принципов, и особенно их формулировок, достаточно много. Говорят о принципе направленности процесса обучения на всестороннее гармоничное развитие личности, принципе связи обучения с практикой коммунистического строительства, принципах научности, доступности, систематичности и последовательности, принципе создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения, принципе сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении при руководящей роли педагога, принципе всемерного стимулирования и мотивации положительного отношения школьников к учению и др.
Имеются и другие формулировки: принцип коммунистического воспитания и всестороннего развития в процессе обучения, принцип наглядности и посильной трудности, принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления, принцип перехода от обучения к самообразованию, принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся, принцип положительного эмоционального фона обучения, принцип коллективности обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся и др. Нетрудно заметить, что в большинстве случаев речь идет о разных формулировках таких дидактических принципов, как принцип коммунистического воспитания в процессе обучения, принципов сознательности, активности, наглядности, доступности, прочности знаний и некоторых других. Дидактические принципы подробно рассматриваются в учебных пособиях по дидактике, и их пересказ в методике обучения иностранным языкам вряд ли целесообразен. Однако принцип важно не просто провозгласить, а уметь его применять на практике. Для этого следует понять, что каждый сформулированный принцип выражает конкретные идеи в организации учебного процесса, в использовании определенных практических механизмов учащихся, в способах усвоения языкового материала. В них и следует искать признаки каждого принципа. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Метод обучения, учебник как его материальное воплощение или книга для учителя реализуют практически основные дидактические принципы обучения, если они провозглашены и существуют не в качестве лозунгов, а как «правила игры», за границы которых метод, принявший данный принцип, выходить не имеет права. Дидактических принципов много. Некоторых из них хорошие учителя придерживаются независимо от методов обучения, например, принципа положительного фона обучения для воспитания в процессе обучения. Другие дидактические принципы (доступности, систематичности, последовательности, прочности, наглядности, активности) находят свое развитие в общих методических принципах, и о них речь будет идти ниже. Здесь же целесообразно остановиться на одном из самых важных и в то же время противоречивых дидактических принципов — принципе сознательности обучения. На его примере и попытаемся рассмотреть взаимосвязь теоретических посылок и практической реализации принципов в обучении.
В специальном исследовании, посвященном принципу сознательности, он определяется как такой принцип дидактики, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний в убеждения и умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике (38, с. 7). Уже само наименование этого принципа говорит о необходимости использовать в обучении те психические процессы, которые включаются в сознание. «Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия» (125, с. 335). Следует различать психические процессы сознания, наличие которых в обучении определяет реализацию принципа сознательности, и психические процессы, которые не включаются в сознание. Основные психические процессы сознания вычленяются в своей совокупности как мышление, т.е. как отражение объективного мира в суждениях, теориях и т.п. Мышление человека осуществляется в теснейшей связи с речью и выступает как языковое мышление. Мышлению свойственны постановка определенных задач и нахождение путей их решения.
Отсюда вытекает, 1) Что ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ должен характеризоваться в обучении такими основными признаками как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что практическая реализация принципа сознательности при обучении иностранному языку предполагает, во-первых, опору на родной язык учащихся. В этом случае будет использовано их языковое мышление. Опору на родной язык не следует понимать как обязательное использование переводных упражнений. Опора на родной язык — это истолкование новых языковых явлений с позиций сложившихся стереотипов родного языка, это выделение интерферирующих моментов и их сопоставительное изучение; это создание в случае их наличия двуязычных постоянных эквивалентов.
2) Во-вторых, практическая реализация принципа сознательности предполагает осознание учащимися стоящих перед ними задач. Речь идет не только об осознании учащимися задач всего курса иностранного языка, о которых говорится в учебных программах, но и о понимании отдельных шагов в учении. О них, к сожалению, учащиеся проинформированы не всегда. При обучении иностранному языку в заданиях стараются кратко и четко сформулировать действия учащихся: «Прочитай фразы и спиши их», «Перескажите текст», «Вставь пропущенные буквы» и т. д. А для чего нужно вставлять пропущенные буквы, списывать фразы и пересказывать текст, объясняют редко. Свои задачи учащийся будет осознавать в том случае, если он четко поймет, что, вставляя пропущенные буквы, обозначающие, например, звук «о» во французском языке, он сможет разобраться в синонимических обозначениях звука «о», что списывать фразы необходимо для. использования зрительной и моторной памяти в запоминании французской орфографии, основанной главным образом на историческом принципе написания, и т. д.
3) В-третьих, практическая реализация принципа сознательности предполагает опору на самостоятельный поиск решения и логическое мышление учащихся. Поиск решения развивает логическое мышление, а без логического мышления не может быть поиска. В методике обучения иностранным языкам имеется немало приемов, основанных на поиске и, соответственно, логическом мышлении учащихся. Это и индуктивное введение грамматического материала (учащиеся сами выводят правило), и семантизация новой лексики через контекст с помощью уже известной основы слова (языковая догадка), это и решение проблемных заданий. Логическое мышление происходит и через выявление основных противоречии усваиваемости явлений. При обучении иностранному языку выявление основных противоречий чрезвычайно плодотворно, так как оно затрагивает проблемы объема значения иностранных слов (например, а11ег — идти и ехать), категориальных оппозиций {например, определенный — неопределенный артикль), семантических полей (например, через неделю — dans huit jours), межъязыковой и внутриязыковой интерференции (например, угрожать (кому-либо) — menacer qn: сroire a ces histoires – croire en l’ homme) и др.
4) В-четвертых, реализация принципа сознательности предполагает включение знаний в содержание обучения. Формирование речевых навыков и умений может происходить с сообщением учащимся знаний о способах формирования и формулирования мысли средствами иностранного языка и без сообщения таких знаний. Знания сообщаются чаще всего в виде правил, инструкций, образцов, переводных эквивалентов, которые и можно рассматривать как признак практической реализации принципа сознательности в обучении иностранному языку.
Итак, лишь вычленение признаков использования языкового мышления учащихся, осознания стоящих перед ними задач, опоры на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения дают нам возможность говорить о реализации принципа сознательности в том или ином методе обучения. Отсутствие этих признаков свидетельствует об отказе от принципа сознательности обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|