Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс казначейского исполнения федерального бюджета




При казначейском исполнении федерального бюджета реги­страция поступлений, регулирование объемов и сроков приня­тия бюджетных обязательств, совершение разрешительной над­писи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на осно­ве отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В про­цессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществ­ление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета находится в Банке России.

В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать другие счета федерального бюджета.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредит­ных организациях ведутся на основании договоров, заключае­мых и исполняемых в соответствии с законодательством. Откры­тие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их ре­жима производятся при наличии соответствующего решения Федерального казначейства.

Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов федерального бюдже­та на единый счет федерального бюджета;

• распределение в соответствии с утвержденным федераль­ным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

• возврат излишне уплаченных сумм доходов;

• учет доходов федерального бюджета и отчетность о дохо­дах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составля­ется Минфином РФ и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федераль­ного бюджета передается на исполнение Федеральному казна­чейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

В целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным фе­деральным законом о федеральном бюджете или не обеспечен­ных поступлениями доходов и средствами заимствований феде­рального бюджета, действуют процедуры санкционирования рас­ходов федерального бюджета:

•утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распоряди­телям средств федерального бюджета и бюджетным учре­ждениям;

• утверждение и доведение до распорядителей и получате­лей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;

• принятие бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета;

• подтверждение бюджетных обязательств федерального бюджета.

Порядок и правила санкционирования расходов федераль­ного бюджета устанавливаются Федеральным казначейством.

На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной роспи­си федерального бюджета доводит по установленной форме объ­емы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до ни­жестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.

Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюд­жета осуществляется министром финансов РФ, главными распо­рядителями средств федерального бюджета.

Объем распорядительных прав получателей средств феде­рального бюджета на принятие бюджетных обязательств феде­рального бюджета устанавливается в порядке утверждения и до­ведения лимитов бюджетных обязательств.

Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период, не превышающий три месяца, на осно­вании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, до­веденных бюджетных ассигнований и прогноза поступления до­ходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утвер­ждаются Федеральным казначейством.

Распределение бюджетных обязательств между распорядите­лями и получателями средств федерального бюджета утверждает­ся главными распорядителями средств федерального бюджета.

Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федераль­ного бюджета через Федеральное казначейство в форме уведом­ления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Они доводятся до получателей средств не позднее чем за 5 дней до начала срока действия лимитов.

Федеральное казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств федерального бюджета на период до трех месяцев.

На основании уведомлений о выделенном лимите обяза­тельств федерального бюджета получатель средств федерального бюджета осуществляет закупки, начисляет установленные де­нежные выплаты, в том числе авансовые платежи, принимает другие бюджетные обязательства федерального бюджета соглас­но смете доходов и расходов и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составлен­ных платежных и других документов, необходимых для совер­шения расхода, требованиям закона, утвержденным сметам до­ходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лими­там бюджетных обязательств.

Объем принятых бюджетных обязательств не превышает ли­миты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджет­ных обязательств не превышает объем принятых бюджетных обязательств.

Подтвержденное бюджетное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходов средств федерального бюджета.

На основании представленных получателем средств феде­рального бюджета платежных документов Федеральное казна­чейство в день совершения разрешительной надписи осуществ­ляет платеж, списывая средства с единого счета федерального бюджета и отражая выполненную операцию на лицевом счете.

В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Фе­дерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц.

Сумма платежа из федерального бюджета не превышает сум­му, указанную в подтвержденных бюджетных обязательствах.

Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществля­ется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, от­крываемых в едином учетном регистре Федерального казначей­ства для каждого главного распорядителя, распорядителя и по­лучателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.

Лицевой счет распорядителя либо получателя средств феде­рального бюджета открывается в соответствующем территори­альном органе Федерального казначейства.

При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подве­домственное данному органу исполнительной власти, может ис­пользовать для этого средства от предпринимательской деятель­ности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.

При наличии на счете бюджета или лицевом счете получате­ля бюджетных средств денежных средств, сумма которых доста­точна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступ­ления подтвержденных платежных обязательств и других доку­ментов на списание, в том числе судебных актов — календарная очередность. При недостаточности на счете бюджета или лице­вом счете получателя бюджетных средств денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списа­ние денежных средств осуществляется в очередности, установ­ленной Гражданским кодексом РФ.

Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюдже­та по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств федерального бюджета может быть осуществлено вследствие введения режима сокращения или увеличения расходов федерального бюджета либо произведено главным распорядителем средств федераль­ного бюджета.

1. Если в процессе исполнения федерального бюджета происхо­дит снижение поступлений доходов или поступлений из источни­ков финансирования дефицита федерального бюджета, что приво­дит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финан­сированию расходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести такой режим.

2. Если в процессе исполнения федерального бюджета про­исходит снижение поступлений доходов или источников финан­сирования дефицита федерального бюджета, что приводит к не­полному по сравнению с утвержденным бюджетом финансиро­ванию расходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, Пра­вительство РФ вправе принять решение о введении режима со­кращения расходов федерального бюджета и ввести такой режим. При этом сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов федерального бюджета и полу­чателей средств федерального бюджета.

3. Если в процессе исполнения федерального бюджета про­исходит снижение поступлений в федеральный бюджет, что мо­жет привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годо­вых назначений, Правительство РФ представляет в Государст­венную Думу проект федерального закона о внесении измене­ний и дополнений в федеральный закон о федеральном бюдже­те. Государственная Дума рассматривает законопроект во внеочередном порядке. Если проект федерального закона о внесе­нии изменений и дополнений в федеральный закон о федераль­ном бюджете не принимается в установленный срок, Правитель­ство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расхо­дов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по данному вопросу.

Доходы, фактически полученные при исполнении федераль­ного бюджета сверх утвержденных федеральным законом о фе­деральном бюджете, направляются Минфином РФ на уменьше­ние размера дефицита федерального бюджета и выплаты, со­кращающие долговые обязательства федерального бюджета, без внесения изменений и дополнений в федеральный закон о фе­деральном бюджете. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в феде­ральный закон о федеральном бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится Правительством РФ в Госу­дарственную Думу не позднее чем через 10 дней после рассмот­рения на заседании Государственной Думы отчета об исполне­нии федерального бюджета за квартал или полугодие, 6 котором превышение доходов было фактически получено. Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ осуществляет равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств.

Министр финансов своим распоряжением может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10% ассигно­ваний, выделенных главному распорядителю средств федераль­ного бюджета. Своим распоряжением он имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, если бюджетные ассигнования в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств, субъектом РФ или другим получателем определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обя­зательств эти требования оказались невыполненными.

Министр финансов может отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распоряди­теля бюджетных средств, другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов. Он имеет пра­во также осуществить блокировку расходов при выявлении фак­тов нецелевого использования бюджетных средств.

Министр финансов своим распоряжением не может сокра­тить или увеличить объемы ассигнований по главным распоря­дителям бюджетных средств более чем на 5% ассигнований, ут­вержденных федеральным законом о федеральном бюджете, кроме решений о блокировке расходов.

Все распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов доводятся до главных распорядителей бюджетных средств и представлены в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.

Правительство РФ представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ. Ежеквартальные отчеты утверждаются Правитель­ством РФ.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие в это же время. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря.

До 31 декабря включительно Федеральное казначейство оп­лачивает принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета за­вершаемого года, подлежат закрытию 31 декабря.

После завершения операций по принятым бюджетным обя­зательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета учитывается в доходах федераль­ного бюджета наступившего финансового года в качестве сво­бодного остатка средств.

Контрольные вопросы

1. Раскройте основные концептуальные аспекты функционирова­ния бюджетов в системе финансовой вертикали государства.

2. Что составляет правовую основу бюджетной системы РФ?

3. Какое значение имеет Бюджетный кодекс РФ для финансового регулирования бюджетной системы?

4. Раскройте виды бюджетных классификаций доходов и расходов бюджетов РФ.

5. На каких принципах основана бюджетная система РФ? Какой из них можно считать основным?

6. Перечислите известные вам основные источники поступлений в бюджеты.

7. Объясните, почему отличаются доходы бюджетов различных уровней. Какую роль вы отводите регулирующим доходам?

8. Почему расходы бюджетов необходимо подразделять на теку­щие и капитальные?

9. Поясните структуру расходов бюджетов различных уровней.

10. Нарисуйте схему формирования консолидированного бюджета.

11. Охарактеризуйте роль и значение бюджетных кредитов и ссуд.

12. Объясните термины «бюджетные субсидии» и «субвенции».

13.Какую роль играют межбюджетные отношения в формировании бюджетов различных уровней?

14.Раскройте основные положения концепции развития межбюджетных отношений.

15.Дайте определение термину «бюджетный федерализм» и объяс­ните его роль в реализации конституционных основ разграни­чения полномочий и предметов ведения.

16. Объясните, почему бюджетный дефицит негативно влияет на состояние экономики и каковы основные направления его снижения: Что такое первичный профицит бюджета?

17. Охарактеризуйте полномочия, которыми наделены участники бюджетного процесса.

18. Нарисуйте схему этапов рассмотрения и утверждения бюджетов.

19. В чем заключается процесс исполнения бюджетов?

20. Объясните задачи и сущность бюджетного планирования.

 

Выводы

• Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспе­чения деятельности государства и местного самоуправления.

• Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюдже­тов трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государст­венных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюд­жеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

• Государственный внебюджетный фонд — это централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации Прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхо­вание, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

• Целевой бюджетный фонд — это централизованный фонд де­нежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и исполь­зуемый по отдельной смете.

• Бюджетная система функционирует на следующих основных принципах: единства; разграничения доходов и расходов между ее уровнями; самостоятельности бюджетов; сбалансированности бюджетов; эффективности и экономности использования бюд­жетных средств; общего или совокупного покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности; адресности и целевого ха­рактера использования средств.

• Бюджетный кодекс представляет собой свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы; обеспечивает финансовое регулирование бюджетных отношений, уста­навливает общие принципы бюджетного законодательства, ос­новы бюджетного процесса.

• Группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования их дефицитов представляет собой бюджетную классификацию, используемую для составления и исполнения бюд­жета, обеспечения сопоставимости показателей бюджетов.

• Доходы бюджетов формирует часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты различных уровней на на­логовой и неналоговой основе и за счет безвозмездных пере­числений, доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней для целевого финансирования централизованных мероприятий.

• Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие Доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частич­но за соответствующими бюджетами действующим законодательст­вом, относятся к собственным. Регулирующие доходы бюджеты по­лучают в форме отчислений от собственных доходов бюджетов дру­гих уровней в соответствии с установленными нормативами.

• Расходы бюджета означают процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней, в соответствии с законами о бюджетах на соответст­вующий финансовый год.

• Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содер­жания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расхо­ды связаны с расширенным воспроизводством, при осуществле­нии которого создается или увеличивается имущество, находя­щееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным от­раслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

• Бюджет развития обеспечивает целевое инвестиционное бюд­жетное финансирование, выступает в качестве механизма выде­ления бюджетных ассигнований на инвестиционные цели.

• Распределение и закрепление между бюджетами разных уров­ней расходов производится по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и субъ­ектов РФ и утверждается законами о бюджетах либо по согласо­ванию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

• В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, пре­вышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо пре­вышение доходов над расходами — профицит бюджета.

• Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия: заемные средства, привле­каемые с денежного, кредитного или финансового рынков.

• Государственные заимствования привлекает РФ, субъект РФ и муниципальные образования от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых ор­ганизаций, по которым возникают соответствующие долговые обязательства, включая внутренние и внешние.

• Совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного само­управления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюд­жетов и бюджетного процесса относится к области межбюджет­ных отношений.

• Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъек­тов РФ предоставляется в форме: дотаций или субвенций на вы­равнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.

• Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах: сбалансированности интересов; самостоятельности бюджетов; законодательном разграничении расходных полномочий и ответст­венности и доходных источников между бюджетами; адекватном перераспределении средств; единстве бюджетной системы.

• Центральное место в процессе выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ занимает Федеральный фонд финан­совой поддержки субъектов РФ. Фонд регионального развития аккумулирует средства, предназначенные для финансирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и другие капиталовложения. Фонд развития региональных финансов создается для финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействия реформиро­ванию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирова­ния экономических реформ.

• Бюджетный федерализм основан на разграничении предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенных в Конституции РФ. Особую роль в бюджетном фе­дерализме играют двухсторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ и законодательными и представительными органами государственной власти субъектов РФ, в области раз­граничения полномочий в вопросах бюджетной и налоговой политики.

• Бюджетный процесс представляет собой четко формализованную последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, их рассмотрением и утверждением, исполнением, государственным и муниципальным финансовым контролем.

• Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

• В процессе составления бюджета каждому главному распоряди­телю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреж­дению устанавливаются задания по предоставлению государст­венных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования.

• Государственная Дума рассматривает проект федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

• В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение раз­решительной надписи на право осуществления расходов в рам­ках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществле­ние платежей от имени получателей средств федерального бюд­жета возлагаются на Федеральное казначейство.

• Исполнение бюджетов осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Объ­емы принятых и исполненных бюджетных обязательств не пре­вышают лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержден­ных бюджетных обязательств не превышает объем принятых бюджетных обязательств.

 

РАЗДЕЛ Ill

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...