Процесс казначейского исполнения федерального бюджета
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета находится в Банке России. В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать другие счета федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с законодательством. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима производятся при наличии соответствующего решения Федерального казначейства. Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает: • перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета; • распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
• возврат излишне уплаченных сумм доходов; • учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ. В целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета, действуют процедуры санкционирования расходов федерального бюджета: •утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям; • утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств; • принятие бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета; • подтверждение бюджетных обязательств федерального бюджета. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством. На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.
Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями средств федерального бюджета. Объем распорядительных прав получателей средств федерального бюджета на принятие бюджетных обязательств федерального бюджета устанавливается в порядке утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период, не превышающий три месяца, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств федерального бюджета утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через Федеральное казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Они доводятся до получателей средств не позднее чем за 5 дней до начала срока действия лимитов. Федеральное казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств федерального бюджета на период до трех месяцев. На основании уведомлений о выделенном лимите обязательств федерального бюджета получатель средств федерального бюджета осуществляет закупки, начисляет установленные денежные выплаты, в том числе авансовые платежи, принимает другие бюджетные обязательства федерального бюджета согласно смете доходов и расходов и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и других документов, необходимых для совершения расхода, требованиям закона, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Объем принятых бюджетных обязательств не превышает лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не превышает объем принятых бюджетных обязательств. Подтвержденное бюджетное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходов средств федерального бюджета. На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списывая средства с единого счета федерального бюджета и отражая выполненную операцию на лицевом счете. В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа из федерального бюджета не превышает сумму, указанную в подтвержденных бюджетных обязательствах. Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря. Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подведомственное данному органу исполнительной власти, может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.
При наличии на счете бюджета или лицевом счете получателя бюджетных средств денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов — календарная очередность. При недостаточности на счете бюджета или лицевом счете получателя бюджетных средств денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в очередности, установленной Гражданским кодексом РФ. Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств федерального бюджета может быть осуществлено вследствие введения режима сокращения или увеличения расходов федерального бюджета либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета. 1. Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести такой режим. 2. Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов или источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести такой режим. При этом сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов федерального бюджета и получателей средств федерального бюджета. 3. Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений в федеральный бюджет, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ представляет в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Государственная Дума рассматривает законопроект во внеочередном порядке. Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете не принимается в установленный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по данному вопросу.
Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, направляются Минфином РФ на уменьшение размера дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства федерального бюджета, без внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. Законопроект о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится Правительством РФ в Государственную Думу не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании Государственной Думы отчета об исполнении федерального бюджета за квартал или полугодие, 6 котором превышение доходов было фактически получено. Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ осуществляет равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств. Министр финансов своим распоряжением может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10% ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета. Своим распоряжением он имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, если бюджетные ассигнования в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств, субъектом РФ или другим получателем определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными. Министр финансов может отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов. Он имеет право также осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. Министр финансов своим распоряжением не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, кроме решений о блокировке расходов. Все распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов доводятся до главных распорядителей бюджетных средств и представлены в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета. Правительство РФ представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ. Ежеквартальные отчеты утверждаются Правительством РФ. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие в это же время. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство оплачивает принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию 31 декабря. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета учитывается в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве свободного остатка средств. Контрольные вопросы 1. Раскройте основные концептуальные аспекты функционирования бюджетов в системе финансовой вертикали государства. 2. Что составляет правовую основу бюджетной системы РФ? 3. Какое значение имеет Бюджетный кодекс РФ для финансового регулирования бюджетной системы? 4. Раскройте виды бюджетных классификаций доходов и расходов бюджетов РФ. 5. На каких принципах основана бюджетная система РФ? Какой из них можно считать основным? 6. Перечислите известные вам основные источники поступлений в бюджеты. 7. Объясните, почему отличаются доходы бюджетов различных уровней. Какую роль вы отводите регулирующим доходам? 8. Почему расходы бюджетов необходимо подразделять на текущие и капитальные? 9. Поясните структуру расходов бюджетов различных уровней. 10. Нарисуйте схему формирования консолидированного бюджета. 11. Охарактеризуйте роль и значение бюджетных кредитов и ссуд. 12. Объясните термины «бюджетные субсидии» и «субвенции». 13.Какую роль играют межбюджетные отношения в формировании бюджетов различных уровней? 14.Раскройте основные положения концепции развития межбюджетных отношений. 15.Дайте определение термину «бюджетный федерализм» и объясните его роль в реализации конституционных основ разграничения полномочий и предметов ведения. 16. Объясните, почему бюджетный дефицит негативно влияет на состояние экономики и каковы основные направления его снижения: Что такое первичный профицит бюджета? 17. Охарактеризуйте полномочия, которыми наделены участники бюджетного процесса. 18. Нарисуйте схему этапов рассмотрения и утверждения бюджетов. 19. В чем заключается процесс исполнения бюджетов? 20. Объясните задачи и сущность бюджетного планирования.
Выводы • Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. • Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. • Государственный внебюджетный фонд — это централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации Прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. • Целевой бюджетный фонд — это централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете. • Бюджетная система функционирует на следующих основных принципах: единства; разграничения доходов и расходов между ее уровнями; самостоятельности бюджетов; сбалансированности бюджетов; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего или совокупного покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности; адресности и целевого характера использования средств. • Бюджетный кодекс представляет собой свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы; обеспечивает финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, основы бюджетного процесса. • Группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования их дефицитов представляет собой бюджетную классификацию, используемую для составления и исполнения бюджета, обеспечения сопоставимости показателей бюджетов. • Доходы бюджетов формирует часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты различных уровней на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений, доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней для целевого финансирования централизованных мероприятий. • Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие Доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством, относятся к собственным. Регулирующие доходы бюджеты получают в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней в соответствии с установленными нормативами. • Расходы бюджета означают процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. • Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы связаны с расширенным воспроизводством, при осуществлении которого создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. • Бюджет развития обеспечивает целевое инвестиционное бюджетное финансирование, выступает в качестве механизма выделения бюджетных ассигнований на инвестиционные цели. • Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней расходов производится по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ и утверждается законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. • В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета. • Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия: заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков. • Государственные заимствования привлекает РФ, субъект РФ и муниципальные образования от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают соответствующие долговые обязательства, включая внутренние и внешние. • Совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса относится к области межбюджетных отношений. • Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляется в форме: дотаций или субвенций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; субвенций на финансирование отдельных целевых расходов. • Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах: сбалансированности интересов; самостоятельности бюджетов; законодательном разграничении расходных полномочий и ответственности и доходных источников между бюджетами; адекватном перераспределении средств; единстве бюджетной системы. • Центральное место в процессе выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ занимает Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Фонд регионального развития аккумулирует средства, предназначенные для финансирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и другие капиталовложения. Фонд развития региональных финансов создается для финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. • Бюджетный федерализм основан на разграничении предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенных в Конституции РФ. Особую роль в бюджетном федерализме играют двухсторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ и законодательными и представительными органами государственной власти субъектов РФ, в области разграничения полномочий в вопросах бюджетной и налоговой политики. • Бюджетный процесс представляет собой четко формализованную последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, их рассмотрением и утверждением, исполнением, государственным и муниципальным финансовым контролем. • Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ. • В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования. • Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. • В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство. • Исполнение бюджетов осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не превышает объем принятых бюджетных обязательств.
РАЗДЕЛ Ill
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|