Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речь устная и речь письменная




Яковлева Е.А.

Доктор филологических наук,

Профессор БГПУ им. М. Акмуллы

«Учиться, учитса и исчо раз учицца», или грустные размышления о состоянии грамотности в России XXI века

Некоторые мысли общефилософского плана

Я - филолог, языковед. Всю свою сознательную жизнь я связанас процессом становления, формирования, воспитания самой удивительной способности, которая отличает человека от других представителей животного мира, – способности говорить: не случайно наряду с термином homo sapiens (человек разумный) существует и понятие homo loquens (человек говорящий). Мышление и речь – две стороны одной медали. Человеческий язык есть основа и необходимое условие человеческого мышления. Недаром у греков термин logos имел два значения: 1) мысль, знание, наука – и отсюда био логия, зоо логия, гео логия (наука о жизни, о животных, о земле); 2) слово, речь – и отсюда название моей профессии - фило логия (любовь к слову).

Язык выполняет множество функций. Базовыми, главнейшими функциями языка являются коммуникативная (быть средством общения) и мыслительная, когнитивная (служить средством формирования и выражения мысли, деятельности сознания). Третья важная функция языка – эмоциональная (быть средством выражения чувств, эмоций). Базовые функции первичны.

Кроме базовых выделяются и производные, частные, например, фатическая (контактоустанавливающая), апеллятивная (обращения), волюнтативная (воздействия) и др. Среди частных коммуникативных функций можно назвать также магическую (заклинательную), которая заключается в использовании языковых средств в религиозном ритуале, в практике шаманов, экстрасенсов и т.п. Выделяют также эстетическую (поэтическую) функцию, которая реализуется в основном в творчестве, при создании художественных произведений. Этнокультурная функция языка связана с использованием языка с целью объединения в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного. Метаязыковая (метаречевая) функция заключается в передаче сообщений о фактах самого языка и о речевых актах на нем.

Развитие речевой способности человека – это не простой процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова. Этот процесс проявляется в качественных, скачкообразных изменениях, внутренне связанных с развитием мышления и сознания. Человек выращивает внутри себя язык как волшебное дерево, где ствол – это грамматика, а крона – листья-слова, пословицы, поговорки, молитвы, строки стихов…

Будучи важнейшим фактором социализации личности, язык является той живительной средой, в которой человек чувствует себя человеком – членом семьи, другом, представителем нации, гражданином. Незнание языка можно сравнить с коммуникативным адом. Один из писателей, уехавший в Америку, так и не смог жить в англоговорящем обществе. Он вернулся домой, в Россию, где не только говорят, но даже думают по-русски: ведь мы, по словам философа Александра Зиновьева, «нация разговорников».

С помощью языка (речи) человек может описывать не только то, что окружает его здесь и сейчас, но и то, что уже когда-то было, и то, что, возможно, произойдет в будущем. Слово управляет всей деятельностью человека, и даже высшие психические функции человека – это ветви и плоды единого дерева, ствол и корни которого язык и речь. К такому мнению приходят и психологи, и физиологи, и историки, и философы, и лингвисты.

Если язык – орудие мышления, то и мышление – плод языка. Мышление представляет собой сложнейший процесс обобщенного отражения действительности, это процесс поисков и открытий нового, а закрепляются результаты мышления – в языке. Именно так считал знаменитый психолог и педагог Л. С. Выготский, который подчеркивал: «Мысль не выражается, а совершается в слове». Следовательно, мышление и язык так взаимно обусловлены, что без участия языка нет возможности развивать мышление.

Вопрос о том, как человек овладевает языком, несмотря на множество созданных на протяжении тысячелетий теорий, остается до сих пор не решенным и одним из самых дискуссионных. Каким образом крошечный человечек постигает секреты родного (материнского) языка? Тайна сия велика есть!

Обозначая общую периодизацию речевого развития ребенка, ученые выделяют следующие ступени: начало речи (от 0 до 1 года), развитие речи на 2-3 г. жизни, возраст «почемучек» (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст (5-7 годы жизни). Уже к 5-6 годам у ребенка в запасе несколько тысяч слов и знание множества моделей построения предложений! Именно с этого возраста и начинается сложнейший процесс восприятия информации, которую накопила наша цивилизация. Этот процесс называется обучением, или образованием. Не случайно под образованием понимают структуру знаний, умений и навыков человека, полученных в результате учебы и практической деятельности. А в семантике древнего индоевропейского глагола учить смешались такие значения, как упражнять, укрощать, смирять, привыкать и даже получать удовольствие.

Речь устная и речь письменная

Наряду с термином человек говорящий существует и термин человек пишущий (homo scribes): ведь помимо устного слова, человек владеет также и письменной речью. Именно изобретение письма, начало которому было положено в Древнем Шумере еще в середине IV тысячелетия до н.э., легло в основу человеческой цивилизации. Устная речь сиюминутна, она всегда только «здесь, близко» и «сейчас». Иное дело передача информации с помощью письменного и печатного слова. Великий Галилей заявлял: «При помощи письма можно записать каждое слово и сообщить свои мысли тем, кто еще не родился и родится спустя тысячу или десять тысяч лет». Во временном плане письменное слово простирается на тысячи лет назад, позволяя прочитать, к примеру, древнеегипетский текст «Прославление писцов»: «Мудрые писцы… не строили из меди и из бронзы надгробий. Их пирамиды – книги поучений, их дитя – тростниковое перо, их супруга – поверхность камня… Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина. Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книги нужнее построенного дома, лучше гробниц на Западе, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме…».

Для письма нет не только временных границ, но и пространственных. С возникновением интернета это стало отчетливо ясно всем. Письменный текст, преодолевающий время и пространство, главное средства общения, накопления, хранения и передачи знаний, он делает человека информированным - homo informaticus. А кто информирован, тот и вооружен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...