Социально-опасные субкультуры
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Типы субкультур: социальные, антисоциальные, асоциальные
Для просоциальных или социально положительных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д. Примером просоциальных групп являются самодеятельные неформальные группы молодежи, которые имеют социально значимые цели, задачи, программу действия, например экологические, культурологические, охранно-исторические, спортивные объединения, группы социальной поддержки (например, инвалидов), клубы знатоков типа «Что? Где? Когда?» и др. Асоциальные группы стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;панки, байкеры готы Криминализация в асоциальных группах. Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях. Второй тип групп представляют неформальные молодежные объединения, где объединяющим стержнем являются своеобразный образ жизни, собственные нормы. Такие объединения строятся на отрицании общепринятой морали, противопоставлении ей групповых ценностей. К примеру, панки допускают циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону, снижение ценности собственной жизни; рокеры во время групповых ночных выездов на мотоциклах нарушают не только покой спящих граждан, но и правила дорожного движения; спортивные фанаты нередко готовы вступить в драку с болельщиками другой команды. В асоциальные дворовые группы собираются часто «трудные», находящиеся в изоляции от семьи и школы подростки и юноши. Некоторые из них объединяются после ухода из дома в группы бродяг и попрошаек.
Антисоциальные – это криминальные, агрессивно-националистические группы. Антисоциальные группы. ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота. Антисоциальные группы как основа экстремистских организаций (скинхеды). Как причина формирования антисоциальной субкультуры может рассматриваться неблагоприятная обстановка в семье, когда подросток пытается возместить недостаток межличностного общения с близкими в антисоциальных группах, которые способны учесть его потребности и, в свою очередь, привлекают все средства для отчуждения подростка от семьи и общества. В субкультуре складывается система субординации прав, обязанностей, средств и способов общения. Знаками субкультуры могут выступать как вербальные средства - жаргон, клички, крик, свист и т. п., так и невербальные - специфические мода, татуировки, мимика и др.
Байкеры (мотоциклисты) Многим людям не понять, что такое майский ветер, дующий в лицо на скорости 140 верст в час. Многие из вас не видели звездного неба над ночной трассой, не слышали литрового рева мотора, готового исполнить любой каприз. Многие, но только не байкеры. Байкеры – одни из немногих людей, для которых слова “один за всех, все за одного” не просто пустой звук, а стиль жизни. Мотоцикл – это драйв, это кайф, это скорость…Всех приверженцев данной субкультуры объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру – СКОРОСТИ.
Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х гг ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Их самый главный символ – незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка «1%». Хип-хоп Хип-хоп — «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др. Хип-хоп культура — сложное культурное образование. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера. «Сражения» между ди-джеями, соревнования между мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым положительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира.
Брейк-данс. Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. По данным исследователей хип-хоп культуры, в конце 1960-х годов брейк-данс существовал еще в виде двух самостоятельных танцев — лос-анджелесской пантомимы («верхний брейк», boogie), шедшей от негритянской традиции, и нью-йоркского акробатического стиля («нижний брейк» латиноамериканского происхождения, собственно breaking). Брейк-данс — заметное явление в жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной с хип-хоп культурой. Однако в социологии молодежи оно не нашло более или менее серьезного отражения. Граффити (ит. graffito — «нацарапанный») — вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику. История граффити начинается в середине 1960-х годов в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован «бомбинг» (to bomb — «бомбить») — практика писания на стенах общественных зданий своих имен как художественно оформленных текстов. Исполнители таких надписей получили название «райтеры» (от англ. write — «писать»), граффити с 1972 г. стали развиваться как монументальное искусство с применением оригинальных шрифтовых стилей. Роллеры. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится к середине 90-х годов Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты (катание на роликовых досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов – не достижение определенных результатов, а острота ощущений.
Граффити. Слово граффити – итальянское, и переводится на русский язык как «нацарапанный». Под это определение подходит почти все, что угодно, начиная с наскальных рисунков, но под этим термином принято обозначать рисунки на стенах домов, в метро – при помощи баллончиков с краской, изредка – маркеров, в основном выдержанное в одном и том же стиле. Так называемых уличных художников зовут райтеры, граффиттеры или графферы. Граффити впервые появилось в Америке в конце шестидесятых годов, как часть уличной культуры. Все это началось с обыкновенных тэгов. Tag – дословно переводится как «отметка». В Нью-Йоркском метро, оставляли вот эти тэги для того чтобы обозначить свое присутствие здесь. На сегодняшний день то же самое происходит в Московском метрополитене, но настоящие граффиттеры это всячески осуждают. Из Америки вид этого искусства начал распространяться повсюду. Таким образом культура вышла из-под земли на улицы. Теперь тэги, строки песен, политические лозунги, слоганы и другие надписи стали в огромном количестве появляться на улицах больших городов... Райтеры старались развивать свое мастерство, объединялись в различные группировки. Так же появились и стали развиваться разные стили, появилась целая прослойка общества со своими неписаными правилами, законами, боевыми отрядами. Можно сказать, что так образовалась субкультура. Так же как и у любого искусства у графферов есть свои личные стили «письма». Еще райтеры рисуют разных персонажей – как своих, как и из мультфильмов и комиксов.
Социально-опасные субкультуры Сатанисты Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура. В Санкт-Петербурге под понятие «сатанисты» подпадает несколько самостоятельных течений. Вот примерная их классификация1: Основа вероучения Библия, толкуемая со знаком минус: "убий", "укради", "прелюбодействуй", чти только себя и т.д. Практикуют вандализм и издевательства над животными. Ортодоксальные сатанисты. Базируются на Библии и приводят в свое оправдание следующий тезис: "Если бы Бог был всесилен, то он бы уничтожил Сатану. А так как этого не случилось, Сатана по силе равен Богу". Совершают ритуалы и обряды, как правило, без жертвоприношений, практикуют медитацию. Наиболее распространены в странах протестантской ориентации. Есть группы в России. Сатанисты философы, или церковь сатаны Антона Шандора Ла Вея. Единственная официально зарегистрированная сатанистская организация. Проповедуют индивидуализм, удовлетворение собственного эго человека, призывают опираться только на себя, признают идею Сверхчеловека в трактовке Ницше. Учение базируется на "Сатанистской Библии" и других трудах Антона Шандора Ла Вея и его последователей. Организована Церковь и сформулированы основы философии самим Ла Веем в 60-х годах ХХ века. Принципиально отвергают жертвоприношение. Встречаются во многих странах. Религиозные сатанисты, или храм Сета (храм Зла). Организация основана выходцем из Церкви Сатаны Майклом Аквино, в силу чего усвоила ряд ее положений. Используют элементы древнеегипетского культа Сета. Целью для членов Храма ставится достижение самоактуализации и «божественности». Любители. Принимают не столько учение сатанизма, сколько его символику или атрибутику. Обычно на короткий период времени, ради развлечения или испытания себя. Сюда, как правило, относятся молодежные и подростковые группы, любители "сатанистской" музыки и т.д. Специфические признаки сатанистов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах1: 1. Ношение украшений с перевернутым крестом, с обычным крестом, летучей мышью, в том числе со стилизованной летучей мышью. 2. Длинные волосы на голове, окрашенные в черный (иссиня) цвет. 3. Использование в одежде поголовно черного цвета. 4. Демонстративная нетерпимость к различным религиям (деятельностный признак). Почти все признаки неспецифичны. Особенно это характерно для философских направлений. Гопники Расцвет субкультуры гопников пришелся на 80-е годы XX века. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах Среднего Поволжья, в частности, в г. Йошкар-Оле (с 1986 г). Гопники имеют определённый стиль одежды. Из-за массовости и отсутствия самоидентификация как члена определённой социальной группы не существует специальных магазинов или брендов для гопников (как в ситуации с панками, реперами и другими культурами). Отличительные черты гопников всем известны: это спортивный костюм в любое время года, кроссовки или модельные туфли («туфела»), которые носят, опять-таки, со спортивным костюмом. Из аксессуаров – кепка – «уточка» или бейсболка; у более продвинутых гопов можно увидеть барсетку и чётки. Особенно радует наличие массивной серебряной или золотой цепи на шее в сочетании всё с тем же спортивным костюмом. Любимая еда гопников – семечки и пиво. Употребляются сии лакомства сидя на корточках («на кортах»). Символом "чёткости" также является классическая чёрная кожаная куртка, которую носят поверх спортивного костюма. Данный стиль пришёл из криминальных кругов, с которыми себя гопы ассоциируют. Молодёжная субкультура гопники отрицает и презирает любые модные причёски. Поэтому в качестве стрижки выбирают себе незамысловатые причёски. Чаще всего это "бокс" или просто стрижка "налысо". Девушки же, напротив, одеваются излишне контрастно и вызывающе, чтобы подчеркнуть свой гендер. Поведение. Кто такие гопники стало известно благодаря их чертам поведения. Чаще всего они находятся на улице в пределах своего района. В крупных городах нередко происходили драки между представителями разных районов по надуманным поводам. Гопы гуляют группами из нескольких человек. Любимые места - это плохоосвещённая местность с наличием лавок или столиков. В качестве развлечения гопники употребляют алкогольные напитки и курят сигареты. Пластиковая бутылка дешевого пива, упаковка подсолнечных семечек и сигарета за ухом - неизменные атрибуты типичного гопника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|