Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идейно-тематический комплекс произведения. Главные и частные темы и идеи. Тематическая целостность. Исторически-конкретные и вечные темы, авторские оценки и авторский идеал.

История создания романа

Великий английский писатель XVIII века Джонатан Свифт (1667—1745) завоевал мировую известность своим сатирическим романом «Путешествия Гулливера». Полнее всего мировоззрение Свифта проявилось именно в нем. Книгу он писал 12 лет. (закончил В 1726 г.).

В необычайных и фантастических приключениях Гулливера среди лилипутов и великанов, лапутян и гуингмов читатели находили и веселую фантастическую сказку, и философскую притчу, и беспощадную сатиру на английские порядки, на притязания англичан на мировое господство.

«Путешествия Гулливера» - итоговая для Свифта книга, события которой нитью проходят по его жизни. Свифт прочел массу книг о путешествиях; не миновал он и самую нашумевшую – «Робинзона Крузо». Стимулом к написанию книги «Путешествий» и послужила книга Д. Дефо.

Источники и жанр

Сочиняя свой роман, писатель использовал мотивы и образы народных сказок о карликах и великанах, о глупцах и обманщиках, а также широко распространенную в Англии XVIII века мемуарно-приключенческую литературу — книги о подлинных и мнимых путешествиях.

Говоря об источниках "Путешествий Гулливера", необходимо отметить античные и гуманистические традиции, которые посредством сюжетных параллелей составляют особый пласт источников "Путешествий", играя в романе роль гротеска и занимательности. В соответствии с этой традицией мотивы группируются вокруг схемы вымышленного путешествия. Что касается Гулливера, то данная схема опирается также на английскую прозу XVII в., в которой широко представлены повествования путешественников эпохи великих географических открытий. Из описаний морских путешествий XVII в. Свифт заимствовал приключенческий колорит, придавший фантастике иллюзию зримой реальности.

Свифт, прежде чем написать роман, ознакомился со всякого рода литературой путешествий, чрезвычайно модной в его время, вставляя из нее в свое произведение целые куски специальных описаний (например, устройство корабля). Но на этом его сходство с ней заканчивается.

Анализируя отличие свифтовской прозы от литературы путешествий и достоверных описаний, В. Муравьев отмечал: "Путешествия Гулливера" (особенно первые две части) до сих пор сохраняют и сохранят до конца существования всякой литературы эту прелесть сбывшейся на новый лад старой сказки. Со сказкой, в отличие от философского или утопического трактата, у записок Гулливера тем более родства, что это прежде всего повесть о злоключениях героя, а не занимательные поучения подставного лица; равно и не страноведческое описание, хотя все научные достижения последнего здесь налицо".

Итак, сказочная фабула в сочетании с правдоподобным приключенческим колоритом морского путешествия составляет конструктивную основу "Путешествий". Сюда включен и автобиографический элемент - семейные рассказы и собственные впечатления Свифта о необычном приключении его раннего детства (в годовалом возрасте он был тайком увезен своей няней из Ирландии в Англию и прожил там почти три года). Это - поверхностный пласт повествования, позволивший "Путешествиям" с самых первых публикаций стать настольной книгой для детского чтения.

Исследователи справедливо относят "Путешествия" к пародии на жанр путешествий (в частности, на "Робинзона Крузо" - пародия особо ощутима в сцене, где своеобразным "Пятницей" Гулливера в его постройке жилища служит серый лошак).

Есть в книге и научная фантастика (в 3-й части), и утопия, или антиутопия (4-я часть), и элементы политического памфлета (в 1-й части).

Основу повествовательной формы романа Свифта составляет пародия. Свифт пародийно использует приемы, типичные для книг мореплавателей и открывателей земель. Пародия заключена уже в самом названии: сначала хирург, а потом капитан нескольких кораблей.

Два плана повествования - фантастический и приключенчески-реальный - изображаются сходными художественными средствами.

Идейно-тематический комплекс произведения. Главные и частные темы и идеи. Тематическая целостность. Исторически-конкретные и вечные темы, авторские оценки и авторский идеал.

Велико произведение тем, что оно глубоко обобщено. Все описанные явления имеют черты и действия современников автора. Он не мог бить врага открыто, потому и наступал на него посредством намеков, аналогий и аллегорий. Почти на каждой странице «Путешествий Гулливера» скрыты иносказания на современные автору общественные отношения и события. Многие из этих намеков давно уже утратили свою остроту и злободневность. Действительный смысл отдельных глав и эпизодов можно восстановить только с помощью исторических источников и комментариев.

Лилипутия - Англия, англичанин - лилипут.

Фантастика первых двух путешествий - иронический прием, коснувшийся всех норм - государственных, житейских. Нравственные понятия не исчезают. Царство лилипутов - не только сказочное, но еще и кукольное. Гулливер по большей части и описывает свои игры и забавы в ожившем кукольном мире и описывает это в самых серьезных выражениях. Он принимает их правила, имеет кукольное имя Куинбус Флестин («Человек-Гора») и выполняет свои игровые обязанности.

Сатира Свифта направлена против английского правительства и церкви XVII-XVIII веков. Это гротескное осмеяние общественного строя и политики господствующих классов. Писатель жестоко высмеивает и бичует государственное устройство, общественные порядки и нравы современной ему буржуазно-дворянской Англии. Он обличает паразитизм и лицемерие господствующих классов, жестокость, своекорыстие и эгоизм богачей.

Он рисует в данном произведении свое маленькое государство, в котором высмеивает английские промахи правительства. В стране лилипутов он изображает полицейскую систему такой же смешной и с кучей проблем как и система Англии того времени. Ему не нравится, что вся власть находится у одного человека, а кучка людей правят всей Англией. Он показывает, что та маленькая кучка правителей настолько глупа и бездарна, а ей доверили править таким большим государством. В некоторых героях его произведений можно узнать и деятелей Английской короны.

Философски-психологическая концепция романа заключена в том, что "нормальный человек брошен в мир безумия и нелепости, единственно реальный мир".

Иллюзия правдоподобия, окутывающая гротескный мир "Путешествий" выполняет троякую роль: с одной стороны, она приближает его к читателю, с другой - маскирует памфлетную основу произведения, с третьей - "служит камуфляжем иронии автора, незаметно надевающего на Гулливера маски, зависящие от задач сатиры".

Смесь документальности (цифр, фактов, подробностей) и выдумки создает особый колорит фактологической сказки. Описания морских путешествий, бурь и кораблекрушений выдержаны в тоне, обычном для повествований мореходов. Видимость изложения голых фактов строжайше соблюдена во всей книге, начиная с первой фразы:"Я уроженец Ноттингенпшира, где у моего отца было небольшое поместьe".

Образная система. Ансамблевый характер образности. Тип системы и ее системообразующие принципы. Реально-исторические, символические, аллегорические образы. Функции образов в произведении. Приемы создания образа. Символика имен. Повествователь в системе образов эпического сочинения.

Главным героем романа есть Лемюель Гулливер. Это человек, которому не сидится дома: его влекут неведомые страны. Гулливер пытается найти страну с идеальным устройством и гениальным правлением.

Главный герой начинает рассказывать о себе с первых строк: «Мой отец имел небольшое поместье в Ноттингемпшире; я был третий из его пяти сыновей». Гулливер приводит данные о своем местожительстве, профессиональном образовании и имущественном положении, о названии кораблей, датах отплытия и возвращения. Названы широты и долготы, маршруты и карты новооткрытых земель. С той же точностью выдержаны арифметические и геометрические размеры. Из каждого путешествия можно почерпнуть достаточные сведения о туземцах, об их языке. О каждой части имеется экономический, политический и исторический очерк.

Композиция и архитектоника. Структура композиции. Свободная и жесткая системы построения произведения. Типы композиционных связей. Роль лирических и философских отступлений, вводных эпизодов, пейзажа, интерьера в тексте. Проблема построений цикла произведений.

"Путешествия Гулливера" построены в жанре морских путешествий (типичная примета большинства утопий и исторических произведений). «Путешествия Гулливера» состоят из четырех частей, в каждой описывается одно из четырех путешествий главного героя.

Четыре части "Путешествий" - это четыре сатирических модификации человеческой никчемности. В 1-й и 2 частях уменьшение физического роста человека является сатирическим способом уменьшения моральной и идеологической сторон человеческого существования. В 3-й и 4-й человек как бы разделен на два самостоятельных существа, смешные и жуткие в своей однобокости: жителей Лапуты, воплощающих теоретический разум человека, оторванный от житейской практики, а потому слепой и бессмысленный; и йэху - воплощение возрожденных инстинктов человека, освобожденного от цивилизованной "политуры". Вся человеческая жизнь показана в четырех сатирических измерениях и аспектах: в 1-й части показано умаление человеческой никчемности, выявленной внешне, т.е. в политической и социальной жизни; во 2-й - умаление жизни внутренней (человек сам оказывается в роли лилипута и никчемными кажутся все его переживания и действия); в 3-й - политическая никчемность; в 4-й - физическая и интеллектуальная никчемность.

Фантастическая ситуация каждого путешествия создает нравственную наглядность изображения и в каждом случае наглядно разъясняет какой-нибудь аспект жизни общества. В 1-й части - аспект политический, когда рассмотрению подлежит современная государственность (типичным примером является суд над Гулливером; тут Гулливер выступает в качестве жертвы, героя). Во 2-й части он выступает объектом, а не действующим лицом, через который открывается облик современного мира. В 3-й - критика науки, а в 4-й - культа разума.

Разные исследователи по-своему трактовали и видели суть композиционного единства романа. Так, по мнению А. Аникста, "Путешествия Гулливера" обладают глубоко продуманной композицией, в основе которой лежит принцип контраста: «карлики - в 1-й части, великаны - во 2-й, сверхобразованные люди - в 3-й, примитивные существа - во второй».

Следует отметить, что "Путешествия Гулливера" написаны неравномерно. Элементы приключенческие развернуты в первых двух частях, в третьей же и четвертой преобладают сатира и дидактика.

Первая часть романа описывает посещение Гулливером Лилипутии. Само название страны говорит читателю о том, как выглядят ее жители. В начале жители-лилипуты встречают Гулливера приветливо. Ему дают имя Человек-Гора, предоставляют жилье, обеспечивают питанием. С Гулливером приветливо разговаривает сам император, предоставляет ему множество почестей. Однажды Гулливеру дарят даже титул нардака, высочайший титул в государстве. Это происходит после того, как Гулливер пешком притягивает через проток весь флот вражеского государства Блефуску. Постепенно Гулливер все подробнее знакомится с жизнью Лилипутии и узнает, что в этой стране существуют две партии - Тремексены и Слемексены, каждая из них отличается тем, что одни - приверженцы низких каблуков, а другие - приверженцы высоких. На этом вопросе между ними возникают жестокие споры.

В конфликтах двух народов Лилипутии он отображает войну Англии и Франции. Конфликт завязался очень давно, когда лилипуты не могли решить, с какой стороны разбивать яйцо: одни настаивали, что яйцо надо бить с острой, а другие - с тупой стороны. Этим он показывает насколько бессмысленная война двух народов. Здесь отображается вся неспособность политиков, их тупость и лицемерие. В этой бессмысленной войне погибает кучу людей, много возвращается раненых. Несмотря на горе, которое несет их неправильная политика, они продолжают отправлять людей на войну.

Вторая часть романа повествует о том, как главный герой проводит время на Бробдингнеге - острове великанов. Теперь его воспринимают как карлика. Он испытает множество приключений, пока не оказывается возле королевского двора. Гулливер становится любимым собеседником самого короля. В одной из бесед он рассказывает, что история Англии - не что иное, как груда заговоров, смуты, убийств, революций и высылок. Тем временем Гулливер ощущает себя в этой стране все более унизительно: положение лилипута в стране великанов ему неприятно. Он уезжает домой, в Англии длительное время все вокруг ему кажется очень маленьким.

В части третьей Гулливер попадает сначала на летающий остров Лапуту. Дальше из этого острова он спускается на континент и попадается в город Лагадо. В 3-й части он - нормальный человек в безумном мире, путешествующий по областям сбывшихся мечтаний современников: остров науки, управление кастой ученых, общение с мертвыми, земное бессмертие. Утомившись от этих чудес, Гулливер имеет намерение отплыть на Родину, но по дороге домой оказывается сначала на острове Глаббдобдриб, а потом в королевстве Лаггнегг.

В четвертой, завершающей части романа, автор повествует о том, как Гулливер оказался в стране гуингнмов. Гуингнмы - это кони, но именно в них герой находит целиком человеческие черты: доброту, порядочность, честность. В служении у гуингнмов находятся злобные и мерзкие существа - иеху. Иеху извне очень похожи на человека, но по характеру и поведению являются порождением мерзопакости. Тем не менее чудесно прожить свои дни главный герой здесь не может. Добродетельные и воспитанные гуингнмы выгоняют его к еху - только за то, что внешне он похож на них. Изображение йеху - деградировавших в животных людей - выглядит совершенно логичным прогнозом будущего и грозным предостережением. Гулливер возвращается в Англию, чтобы больше уже не осуществлять путешествий никогда. Так завершается роман Джонатане Свифта Путешествия Гулливера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...