Тема 3. Методология, метод, техника, процедура.
1. Упорядочьте понятия от наиболее общего/широкого к наиболее конкретному/частному: 1) техника; 2) процедура; 3) методология; 4) методика; 5) метод. 2. В Российском университете дружбы народов на протяжении трех лет (1998—2000) проводилось социологическое исследование на тему «Абитуриент РУДН». Цель исследования - получение информации о мотивах выбора абитуриентами конкретного вуза, факультета, специальности, о факторах, влияющих на этот выбор, о настойчивости и целеустремленности в желании поступить на избранную специальность именно в РУДН, об основных источниках информации о вузах, к которым обращаются абитуриенты. В ходе исследования интервьюеры опрашивали абитуриентов, заполняя опросный лист, В инструктаже интервьюеров были четко обозначены правила отбора респондентов и 1) правила, указывающие, где, когда, кого и как опрашивать; 2) количественная; 3) опрос; 4) опросный лист заполняет интервьюер, записывая ответы респондента. 3. Методология социологического исследования определяет: 1) выбор метода исследования; 2) методику исследования; 3) технику исследования; 4) процедуры исследования; 5) все перечисленные компоненты исследования. 4. В феврале 2003 г. в Российском университете дружбы народов был реализован полевой этап исследования на тему «Особенности времяпрепровождения студентов». В ходе исследования студентам раздавался бланк для записи видов деятельности. Каждый респондент самостоятельно выбирал удобные для него типичные дни, в ходе которых фиксировал в предложенном ему бланке все виды деятельности, отмечая затрачиваемое время и место реализации деятельности, а также указывая присутствовавших при этом лиц. По итогам исследования была определена бюджетно- временная структура буднего и выходного дня студента РУДН, выявлены типические черты времяпрепровождения студентов. Опираясь на предложенную информацию, соотнесите понятия - методология, метод, техника, процедура - с их практической реализацией:
1) количественная; 2) самофотография (запись видов деятельности в течение суток осуществляет сам респондент); 3) респондент самостоятельно выбирает дни недели и удобное время для записи видов деятельности; 4) бюджет времени. 5. В 1991—1994 гг. в Институте социологии РАН был осуществлен проект «Век социальной мобильности в России», цель которого состояла в изучении факторов социальной мобильности, стратегий достижения жизненного успеха, восхождения и нисождения по социальной лестнице на основе реконструкции историй 68 семей, представляющих разные социальные страты. Истории семей на протяжении нескольких поколений формировалисьна основе воспоминаний их членов в ходе глубинного интервью, Врезультате проекта был описан ряд типичных стратегий социальной мобильности, а уникальные характеристики жизненных траекторий семей были представлены как своеобразные проявления социально-типических черт. Опираясь на предложенную информацию, соотнесите понятия - методология, метод, техника, процедура - с их практической реализацией: 1) качественная; 2) глубинное интервью; 3) реконструкция истории семьи; 4) биографический; 5) опрос представителей нескольких поколений семьи. 6. В 2003 г. на базе Социологической лаборатории РУДН было проведено исследование на тему «Ценностные ориентации студентов РУДН». Цель исследования - описать структуру ценностных ориентации студентов. В качестве инструментария была разработана анкета, разбитая на три основных функциональных блока: 1) ранжирование основных ценностей (парные сравнения); 2) десять закрытых вопросов-ситуаций; 3) прямое ранжирование основных видов ценностей. Первую часть анкеты заполнял интервьюер, занося мнения респондента в таблицу, вторую и третью часть
1) анкетирование; 2) количественная; 3) парные сравнения ценностей; 4) опрос; 5) первую часть анкеты со слов опрашиваемого заполняет интервьюер, последующие - респондент; 6) сочетание нескольких способов сбора и фиксации эмпирической информации, разработанных применительно к конкретной исследовательской ситуации и сопровождаемых указанием, как проводить сбор и обработку информации. 7. В 1997—1998 гг. студентами третьего курса кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН было реализовано комплексное социологическое исследование на тему «Образ справедливости в сознании поколения 1930-х гг.». Один из компонентов исследования предполагал проведение биографических интервью для выявления того события, которое представители данного поколения считают наиболее значимым в своей жизни с точки зрения нарушения их прав и свобод. Было проведено четырнадцать интервью с родственниками и знакомыми студентов. Длительность интервью не превышала двух часов, они записывались на диктофон для последующей расшифровки и анализа. Целью данного этапа было выявление типических черт и тендерных различий в восприятии противоправных поступков и нарушения/ущемления собственных прав. Опираясь на предложенную информацию, соотнесите понятия - методология, метод, техника - с их практической реализацией: 1) глубинное интервью; 2) качественная; 3) интервью не более двух часов, запись на диктофон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|