Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Методология, метод, техника, процедура.

1. Упорядочьте понятия от наиболее общего/широкого к наи­более конкретному/частному:

1) техника;

2) процедура;

3) методология;

4) методика;

5) метод.

2. В Российском университете дружбы народов на протяжении трех лет (1998—2000) проводилось социологическое исследование на тему «Абитуриент РУДН». Цель исследования - получение информации о мотивах выбора абитуриентами конкретного вуза, факультета, специальности, о факторах, влияющих на этот выбор, о настойчивости и целеустремленности в желании поступить на избранную специаль­ность именно в РУДН, об основных источниках информации о вузах, к которым обращаются абитуриенты. В ходе исследования интервьюе­ры опрашивали абитуриентов, заполняя опросный лист, В инструктаже интервьюеров были четко обозначены правила отбора респондентов и
правила опроса (где, когда, кого и как необходимо опросить). Опира­ясь на предложенную информацию, соотнесите понятия - методоло­гия, метод, техника, процедура - с их практической реализацией:

1) правила, указывающие, где, когда, кого и как опрашивать;

2) количественная;

3) опрос;

4) опросный лист заполняет интервьюер, записывая ответы рес­пондента.

3. Методология социологического исследования определяет:

1) выбор метода исследования;

2) методику исследования;

3) технику исследования;

4) процедуры исследования;

5) все перечисленные компоненты исследования.

4. В феврале 2003 г. в Российском университете дружбы наро­дов был реализован полевой этап исследования на тему «Особен­ности времяпрепровождения студентов». В ходе исследования студентам раздавался бланк для записи видов деятельности. Каж­дый респондент самостоятельно выбирал удобные для него типичные дни, в ходе которых фиксировал в предложенном ему бланке все виды деятельности, отмечая затрачиваемое время и место реа­лизации деятельности, а также указывая присутствовавших при этом лиц. По итогам исследования была определена бюджетно- временная структура буднего и выходного дня студента РУДН, выявлены типические черты времяпрепровождения студентов. Опираясь на предложенную информацию, соотнесите понятия - методология, метод, техника, процедура - с их практической реа­лизацией:

1) количественная;

2) самофотография (запись видов деятельности в течение суток осуществляет сам респондент);

3) респондент самостоятельно выбирает дни недели и удобное время для записи видов деятельности;

4) бюджет времени.

5. В 1991—1994 гг. в Институте социологии РАН был осущес­твлен проект «Век социальной мобильности в России», цель кото­рого состояла в изучении факторов социальной мобильности, стратегий достижения жизненного успеха, восхождения и нис­ождения по социальной лестнице на основе реконструкции исто­рий 68 семей, представляющих разные социальные страты. Исто­рии семей на протяжении нескольких поколений формировалисьна основе воспоминаний их членов в ходе глубинного интервью, Врезультате проекта был описан ряд типичных стратегий социаль­ной мобильности, а уникальные характеристики жизненных траекторий семей были представлены как своеобразные проявления со­циально-типических черт. Опираясь на предложенную информа­цию, соотнесите понятия - методология, метод, техника, процеду­ра - с их практической реализацией:

1) качественная;

2) глубинное интервью;

3) реконструкция истории семьи;

4) биографический;

5) опрос представителей нескольких поколений семьи.

6. В 2003 г. на базе Социологической лаборатории РУДН бы­ло проведено исследование на тему «Ценностные ориентации сту­дентов РУДН». Цель исследования - описать структуру ценност­ных ориентации студентов. В качестве инструментария была раз­работана анкета, разбитая на три основных функциональных бло­ка: 1) ранжирование основных ценностей (парные сравнения); 2) десять закрытых вопросов-ситуаций; 3) прямое ранжирование ос­новных видов ценностей. Первую часть анкеты заполнял интервь­юер, занося мнения респондента в таблицу, вторую и третью часть
респонденты заполняли самостоятельно. Опираясь на предложен­ную информацию, соотнесите понятия - методология, метод, тех­ника, процедура - с их практической реализацией:

1) анкетирование;

2) количественная;

3) парные сравнения ценностей;

4) опрос;

5) первую часть анкеты со слов опрашиваемого заполняет ин­тервьюер, последующие - респондент;

6) сочетание нескольких способов сбора и фиксации эмпиричес­кой информации, разработанных применительно к конкретной ис­следовательской ситуации и сопровождаемых указанием, как прово­дить сбор и обработку информации.

7. В 1997—1998 гг. студентами третьего курса кафедры социо­логии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН было реализовано комплексное социологическое исследование на тему «Образ справедливости в сознании поколения 1930-х гг.». Один из компонентов исследования предполагал проведение биографических интервью для выявления того события, которое представители данного поколения считают наиболее значимым в своей жизни с точки зрения нарушения их прав и свобод. Было проведено четыр­надцать интервью с родственниками и знакомыми студентов. Дли­тельность интервью не превышала двух часов, они записывались на диктофон для последующей расшифровки и анализа. Целью данного этапа было выявление типических черт и тендерных раз­личий в восприятии противоправных поступков и наруше­ния/ущемления собственных прав. Опираясь на предложенную информацию, соотнесите понятия - методология, метод, техника - с их практической реализацией:

1) глубинное интервью;

2) качественная;

3) интервью не более двух часов, запись на диктофон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...