Тема 1–01-06. Развитие представлений о взаимодействии
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тезаурус по дисциплине КСЕ Для специальностей Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Тема 1-01-01. Научный метод познания Методология Свойства научного знания: - объективность - достоверность - точность - системность Эмпирическое познание (происходит накопление эмпирического материала (научные факты, обобщения), преобладает чувственное познание) и теоретическое познание (на этом уровне происходит выявление законов, преобладает рациональное познание. Формы знания: проблема, гипотеза, теория) Методы научного познания: - наблюдение (чувственное отражение явлений) - измерение (определение количественных значений свойств объектов с помощью приборов) - индукция (…от частного к общему…) - дедукция (…от общего к частному…) - анализ (разделение объекта на части) - синтез (соединение частей объекта, познание его в единстве и взаимосвязи частей) - абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств объекта) - моделирование (изучение с помощью модели) - эксперимент (активное, строго контролируемое воздействие исследователя на объект) Гипотеза Требования к научным гипотезам: - соответствие эмпирическим фактам - проверяемость (принципы верификации (эмпирическая подтверждаемость) и фальсификации (эмпирическая опровергаемость)) Научная теория (система законов, объясняющая явления в определенной области действительности) Область применимости теории Принцип соответствия (новая научная теория содержит в себе в качестве частного случая старую теорию, справедливость которой установлена экспериментально)
Тема 1-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук (физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология) Дифференциация наук (разделение наук на отдельные дисциплины) Интеграция наук (объединение наук) Гуманитарные науки (науки об обществе и человеке) Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность знания - нестрогий образный язык - интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации Математика как язык естествознания Псевдонаука как имитация научной деятельности (астрология, уфология, парапсихология, биоэнергетика) Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность - некритический подход к исходным данным - невосприимчивость к критике - отсутствие общих законов - неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных
Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) Научная (исследовательская) программа (серия сменяющих друг друга теорий, объединенных основополагающими принципами) Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук
Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира: - о материи - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля (геоцентризм) Научные картины мира: механическая (17 в.), электромагнитная (19 в.), неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Тема 1-01-04. Развитие представлений о материи
Фалес: проблема поиска первоначала (Фалес: первоначалом всего сущего является вода) Абстракция материи (материя – объективная реальность) Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле Волна как распространяющееся возмущение физического поля Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн (если источник отдаляется от наблюдателя, то измеряемая длина волны увеличивается) Современная научная картина мира: три формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум
Тема 1-01-05. Развитие представлений о движении Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей Учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразии форм движения Механическая картина мира: единственная форма движения — механическое перемещение Электромагнитная картина мира: движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн) Понятие состояния системы как совокупности данных, позволяющих предсказать её дальнейшее поведение Движение как изменение состояния Химическая форма движения: химический процесс Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы Современная научная картина мира: эволюция как универсальная форма движения материи Многообразие форм движения, их качественные различия и несводимость друг к другу
Тема 1–01-06. Развитие представлений о взаимодействии Представления Аристотеля о взаимодействии: одностороннее воздействие движущего на движимое; первоначальная форма концепции близкодействия (передача воздействия только через посредников, при непосредственном контакте)
Механическая картина мира: - возникновение концепции взаимо действия (третий закон Ньютона) (F=-F действие равно противодействию) - открытие фундаментального взаимодействия (закон всемирного тяготения) - принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния) Электромагнитная картина мира: - открытие второго фундаментального взаимодействия(электромагнитное) - возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника — физическое поле — с конечной скоростью) - полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создаёт соответствующее поле, которое действует на соответствующие заряды) Современная научная картина мира: - четыре фундаментальных взаимодействия (по мере увеличения интенсивности: гравитационное, слабое, электромагнитное, сильное), (гравитационное (самое слабое, в нем участвуют все частицы, распространяется сколь угодно далеко), электромагнитное (участвуют только заряженные частицы, распространяется сколь угодно далеко), сильное (образование атомных ядер из протонов и нейтронов, а также протонов и нейтронов из кварков, действует на коротком расстоянии, участвуют только адроны) и слабое (распады ядер, взаимопревращение элементарных частиц, действует на коротком расстоянии, участвуют все частицы)) - квантово-полевой механизм передачи взаимодействий (заряд испускает виртуальные частицы-переносчики соответствующего взаимодействия, поглощаемые другими аналогичными зарядами) - частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий (фотоны (электромагнитное), гравитоны (гравитационное), глюоны (сильное), промежуточные векторные бозоны (слабое)) Фундаментальные взаимодействия, преобладающие между объектами: - микромира (сильное, слабое и электромагнитное) - макромира (электромагнитное) - мегамира (гравитационное) (между звездами и планетами – гравитационное, между атомами, молекулами, мкжду атомарным ядром и оболочкой – электромагнитное; химическое движение имеет электромагнитную природу)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|