Общенаучная характеристика истории психологии
История психологии является одной из основных отраслей психологии. Знания по истории психологии необходимы для понимания различных теорий и направлений появляющихся в современной психологии. Включение их в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл: «Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прошлым, даже отрицая его, мы опираемся на него». (Л.С. Выготский). Предметом истории психологии является изучение представлений о психической реальности на разных этапах поступательного развития науки. Сама историческая мысль также имеет историю. История исторической науки есть историография. Основной задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Развитие истории психологии очень сложный процесс, на пути которого возникают революционные и ложные открытия, возвраты назад, «топтания на месте» и т. д. Психология имеет многовековую историю. Первые научные представления возникли в У1 веке до н. э., поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является выделение определенных этапов развития психологии. В зависимости от того, что выступает в качестве критерия развития психологии, можно выделить несколько периодизаций. Если за основу брать предмет психологии, то выделяется 4 периода в становлении ее как науки: 1. Первый период – психология наука о душе (У1 в. до н. э. до середины ХУ11в.) 2. Второй период – психология наука о сознании (середина ХУ11 в. до начала ХХ в.) 3. Третий период – психология наука о поведении (начало ХХ в. до середины ХХ в.)
4. Четвертый период – психология наука о психической реальности (с середины ХХ в. по настояще6е время.) В связи с изменчивостью предмета психологии в Британской энциклопедии писалось: «Бедная, бедная психология, сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание и теперь испытывает тревогу по поводу поведения». Если брать за основу критерий самостоятельного развития науки, то в становлении психологии можно выделить 2 периода: 1. Первый период, когда психология развивалась в недрах философии и других наук. (Душесловие, пневматология, ментальная философия и т.д.) 2. Второй период, когда психология стала развиваться как самостоятельная наука, сформулировав свой научный аппарат (предмет, задачи, методы исследования и т. д.) Если за основу брать влияние других наук на психологию, то можно выделить 3 периода в ее развитии: 1. Механодетерминизм - развитие психологии было обусловлено влиянием механики, а деятельность психики рассматривалась по аналогии с машиной («вибраторная машина», «ментальная машина» и т. д.) 2. Биодетерминизм – развитие психологии проходило под влиянием естественных наук. 3. Социодетерминизм – развитие психологии детерминировано социальным контекстом развития общества. История психологии имеет свои закономерности и движущие силы развития. К которым относятся: 1. Борьба идей: материализма – идеализма (атомистическое учение о душе Демокрита, идеалистическое учение о душе Платона). Материалистический подход направлен на причинное объяснение психики. Развитие материалистических представлений связано с успехами в естествознании. В различных формах идеалистического учения психика и сознание рассматриваются как духовные субстанции. 2. Выработка единой теории (поиск общего объяснительного принципа для всех психических явлений). Особенно остро эта проблема выступила в период открытого кризиса психологии (20-30 годы ХХ века).
Возникли новые направления, каждое из которых предлагало свой предмет исследования (бихевиоризм, психоанализ гуманистическая психология, гештальтпсихология и т. д.) 3. Влияние экономического развития общества на развитие психологии. Никто не станет отрицать роли экономического развития общества на ее культуру и образование. 4. Взаимодействие психологии с другими науками. Факт взаимодействия психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории (около 100 лет психология развивалась в недрах философии). В рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях, в психологии использовались методы этих наук, в частности эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. Но он подчеркивал: «Будущее психологии – это, прежде всего, ее собственное развитие». История психологии имеет свои принципы и методы развития. Важнейшим принципом истории психологии является принцип историзма – рассмотрение того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминируемый общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставлении с предшествующими знаниями. В соответствии с этим принципом производится и оценка прошлого. В ней выявляется то новое, что содержит в себе рассматриваемое знание по сравнению с предшествующим этапом. Нарушением принципа историзма в понимании прошлого является презентизм и антикваризм. Презентизм ограничивает историческое исследование тем, что ориентируется на выделение тех фрагментов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам. Что приводит к модернизации исторического процесса. Антикваризм рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее и тем самым не вписывается в практику современного исследования. Принцип единства логического и исторического, согласно которому историк должен не просто описать тот или иной этап исторически развивающегося знания, но представить его теоретически, выявив в нем нечто постоянное.
Принцип детерминизма, как основополагающий принцип психологии, требует от историка раскрыть способ причинного объяснения психических явлений и фактов. Принципы историко-психологического исследования в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития психологии. Основной задачей методов и методик является изыскание источников, организацию и систематизацию исследуемого материала, которые включают факты, теории, законы, понятия. Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого. Специальных процедур требует метод изучения архивных материалов. В истории психологии применяется метод интервьюирования. Биографический и автобиографический методы являются источниками знаний о духовном развитии того или иного ученого («История психологии в автобиографиях»). Источники истории психологии – это все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, труды психологов и философов прошлого. Важный источник развития психологических знаний – общественная практика: медицина, обучение, воспитание, материальное производство и т. д. Наиболее исследованной областью в психологии является медицина (психиатрия). Не менее важным источником являются другие науки: естествознание, физика, химия, астрономия и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|