Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические идеи В. Ратке

ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ. Биография.

Деятельность немецкого реформатора образования Вольфганга Ратке (1571-1635; его имя в латинизированной форме - Ратихий) занимает важное место в истории педагогических идей и практике преподавания в Германии, в истории организации в этой стране школьного образования и изучения немецкого языка, а также в развитии лингвистики, математики, логики и ряда других наук. Ратке одним из первых в Германии попытался создать всеобъемлющую дидактику и в этом отношении стал одним из предшественников выдающегося теоретика педагогики Яна Амоса Коменского. Поиски новых путей образования и воспитания побудили Ратке по-своему подойти к целому комплексу социальных и политических проблем его эпохи, от решения которых могли зависеть, по мнению Ратихия, судьбы педагогической реформы и всей системы наук. Реформаторские идеи Ратке, таким образом, не сводятся к одной лишь попытке перестройки школьного дела - его планы имели более широкий характер. Не случайно они вызвали в свое время большой общественный резонанс.

В отечественной историографии нет специальных исследований об этой выдающейся личности переходного времени - поры позднего Возрождения и становления представлений раннего барокко.

Краткие биографические сведения о нем.

Ратихий родился 18 октября 1571 г. в небольшом голыптейнском городке Вильстере в бюргерской лютеранской семье. О его жизни до 1612 г. сохранились лишь краткие сведения. Известно, что после обучения в протестантской гимназии Иоганнеум в Гамбурге он поступил в университет г. Ростока и изучал там теологию, восточные языки и математику. Видный протестантский теолог Д. Хитрей познакомил Ратке с трудами французского теолога и математика П. Рамуса, которые оказали существенное влияние на взгляды Ратке. Отказавшись от прежних планов стать священником, он посвятил себя изучению языков и педагогической деятельности. В ] 598 г. Ратке вернулся в родной город, где занимался преподаванием, уже тогда используя новые методы обучения. Пять лет спустя он отправился в Лондон для расширения своих познаний, но пробыл там недолго и с 1603 по 1610 г. жил и работал в Амстердаме. Видимо, именно здесь окончательно сложились основы педагогической теории Ратке. После неудачных предложений о проведении педагогической реформы, сделанных Морицу Оранскому, а затем уже в Германии - городскому Совету Франкфурта, Ратке получил возможность передать на франкфуртском рейхстаге в мае 1612г. предназначавшийся "высокопоставленным лицам и князьям" Германской империи "Мемориал" - основные тезисы предлагаемой им реформы. В 1612-1618 гг. Ратке предпринял безуспешные попытки практического [254] осуществления своего проекта в Веймаре, Аугсбурге, Ульме, Нюрнберге, Рудольштадте, Эрфурте, Вальдеке, Базеле и ряде других городов. По приглашению князя Людвига Ангальт-Кетенского, в течение ряда лет возглавлявшего одно из крупнейших языковых обществ Германии XVII в., в апреле 1618 г. Ратихий прибыл в Кетен для проведения там школьной реформы. Он добился в этом определенных успехов, но вследствие конфликта с князем из-за своего чересчур независимого поведения был арестован и провел в заключении почти год. С августа 1620 г. по середину 1622 г. Ратке упорно, но тщетно пытался применить свой метод обучения в Галле и Магдебурге. Тридцатилетняя война делала все более эфемерными его надежды осуществить школьную реформу уже не в национальном, а хотя бы в региональном масштабе. Последние годы жизни Ратихий провел в Тюрингии; он умер 27 апреля 1635 г. в Эрфурте.

Ратке - автор многочисленных трудов в разных областях знания. В число его работ входит более 20 сочинений по педагогике, ряд трудов, посвященных политике властей в области образования ("Жалоба Ратихия всем правителям и властям германской нации...", 1626), систематизации различных научных дисциплин и видов профессиональной деятельности ("Список всех наук...", 1620—1630) и по другим социальным и научным проблемам. В одном из наиболее значительных произведений, "Учении о должности правителя" (Regentenamtslehre, 1631), реформатор выступил как яростный противник учения Макиавелли о государстве, изложив свои представления о правах и обязанностях правителя с точки зрения норм естественного права. Описав идеальную структуру государства, он охарактеризовал функции членов общества, монарха и его подданных, рассмотрел проблемы мира и войны, ряд вопросов современной ему дипломатической практики.

Тем не менее наибольший общественный резонанс вызвало самое первое его произведение - "Мемориал". [Перевод этой работы выполнен... по изданию: Ising Е. Wolfgang Ratkes Schriften zur deutschen Grammatik (1612-1630). Berlin, 1959. Teil II: Textausgabe. S. 101-108.]

В этом программном документе Ратихий подверг резкой критике современную ему систему образования, основанную на изучении латыни, и предложил для применения на территории всей империи и в рамках единой религии принципиально новый метод обучения, базирующийся на освоении прежде всего родного языка. <...>

Педагогические идеи В. Ратке

Источник: http://maxbooks.ru/pedogog/pg90.htm

Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571-1635), известный также под латинизированным именем Ратихий, или Ратихиус. Он родился в небольшом городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию. После этого В. Ратке учился в лютеранском университете в Ростоке, изучая теологию и философию. Однако его интересы очень скоро сосредоточились на изучении иностранных языков и совершенствовании методов обучения им. Он стремился сделать обучение иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методовобучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики, высказывая нередко соображения социально-политического характера.

В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, где он тогда жил, В. Ратке обратился к съезду немецких князей и представителям местного городского магистрата с получившим широкую известность в разных германских княжествах «Франкфуртским мемориалом» (памятной запиской), в котором изложил свои реформаторские замыслы, касавшиеся школьного дела и даже проблем религиозной и политической жизни всех немецких государств того времени.

В своем «Мемориале» В. Ратке выделил три группы вопросов: реформа обучения в школеязыкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жизни в Германии в целом.

В. Ратке выдвинул требование уделять в школах, по крайней мере, на первых годах школьных занятий, основное внимание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. К обучению учащихся другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как они хорошо овладеют родным языком, сделав его базой для изучения и латинского, и новых языков. Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.

Эти идеи В. Ратке, по существу, выходили далеко за рамки простого школьного обучения: они были направлены против монополии церкви в школьном деле и создавали принципиальную основу для придания школам во всех немецких княжествах единого, национального характера.

Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать «немецкую школу» — школу родного языка — основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этой школе должна была обучаться вся молодежь — мальчики и девочки, овладевая родным языком и изучая с его помощью все нужные «науки и искусства».

Наконец, в «Мемориале», говоря современным языком, затронуты вопросы взаимоотношений школы и общества. Здесь В. Ратке набросал в общих чертах как бы программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии: в едином государстве должны быть один общий язык (на основе верхненемецких диалектов), единое правительство и единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна предшествовать широкая реформа образования во всех немецких княжествах.

Совершенно очевидно, что все эти идеи В. Ратке были встречены далеко не однозначно: они были благожелательно приняты в кругах высшего бюргерства, среди части людей науки и некоторыми прогрессивно мыслящими князьями, покровительствовавшими распространению просвещения; резко отрицательно отнеслись к ним по вполне понятным причинам церковные деятели большинства конфессий и основная масса князей, не желавших иметь мало-мальски образованных подданных.

Все это приводило к частым переездам В. Ратке с места на место, временами к острым конфликтам с правителями, к невозможности на практике достаточно систематически реализовать свои планы переустройства школы. Кроме того, современники В. Ратке отмечали его неуживчивость и подозрительность к окружающим, которые якобы могли украсть его идеи. Этим отчасти можно объяснить в ряде случаев чрезмерную сжатость его высказываний.

Свои общедидактические и методические идеи В. Ратке изложил в объемистой книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (1619), дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников новых языков, логики, метафизики, Священного писания и др. Во всех этих работах содержались предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом.

Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немецком языке научных терминов, которые ранее использовались только в латинском варианте.

Из практики использования новых методов обучения родному и иностранным языкам В. Ратке сумел вывести важнейшие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель:

1) обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

2) обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи;

3) в обучении следует постоянно использовать повторение;

4) первоначальное обучение должно обязательно вестись

на родном языке учащихся;

5) обучение должно вестись без принуждения;

6) заучивать ученики должны только то, что ими понято;

7) в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;

8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

Последнее утверждение, или принцип, В. Ратке, по-видимому, вытекает из философских идей его современников Ф. Бэкона (1561-1626) и Р. Декарта (1596-1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на достаточные доказательства и опыт, пропущенные через собственный разум.

Педагогические идеи В. Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в XIX в., и интерес к ним, как и всей его деятельности, возродился вновь к середине XX столетия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...