Парадигма – особый способ организации знаний подразумевающий для каждой исторической эпохи набор предписаний, набор задающих характер видений мира.
Исторические типы научной рациональности. Общая характеристика. Философия науки- область философии, исследующая природу научного знания, его структуру, функции, методы научного познания, способы развития. Дедукция – метод, при котором вывод о частном делается из общей совокупности вещей. Индукция – метод, при котором вывод об общем делается из совокупности частных случаев. Верификация - проверка истинности научного высказывания. Демаркация – различие научного знания и вненаучного (псевдонаука, лженаука) Фальсификация – способность гипотезы или теории не только подтверждаться, но и опровергаться. Парадигма – особый способ организации знаний подразумевающий для каждой исторической эпохи набор предписаний, набор задающих характер видений мира. (смена парадигмы – физика Ньютона_ физика Эйнштейна, идеи революции Дарвина_ креоцинизм(религиозное представление) Очевидно, что в этом контексте рациональность должна интерпретироваться как тип сознания, создающий предпосылки для эффективных форм познания и преобразования действительности. Традиционно в классической философии такую характеристику сознания связывали с его способностью обеспечивать понятийно-дискурсивное и логически обоснованное познание реальности. А указанную способность объясняли тем, что в структуре познания наряду с ощущениями, восприятием, памятью, эмоцией, волей и другими компонентами выделяли и рационально-логическое мышление, которое провозглашалось высшей познавательной способностью человека, обеспечивающей ему возможность целенаправленного, обобщенного и опосредованного познания действительности. В современных интерпретациях структуры сознания часто выделяют когнитивные и ментальные пласты или компоненты. Первый ответственен за реализацию рационально-понятийного отношения к миру и стремление достичь объективно-истинного знания о нем. Второй – за субъективные переживания, оценочные суждения, а также эмоциональные состояния «жизни сознания» (вера, надежда, радость, тоска, справедливость и др.). Реально действующее сознание всегда характеризуется неразрывным единством когнитивного и ментального начал. Таким образом, рациональность как неотъемлемая характеристика сознания человека может быть определена как способность обобщенного, опосредованного и сущностного познания действительности, выраженного в вербально-понятийной форме. Наличие этой способности сознания позволяет человеку не только познавать глубинные и закономерные связи и отношения, но и обеспечивать возможность эффективной трансляции знания в культуре посредством передачи информации в знаково-символической форме от одной социальной системы в другую.
В современной культуре именно наука наиболее рельефно репрезентирует рациональную способность сознания. Поэтому сегодня чаще принято говорить о феномене именно научной рациональности и анализировать различные ее типы. Понятие «научная рациональность» полисемантично. Можно выделить несколько смысловых аспектов его содержания: 1. характер и уровень упорядоченности исследуемых в науке систем, который фиксируется в форме идеальных объектов различной степени общности; 2. способ понятийно-дискурсивного описания и объяснения исследуемой реальности; 3. совокупность норм и методов научного исследования, которая фиксируется в определенном типе методологической рефлексии и стиле научного мышления. Именно третий смысловой аспект термина «научная рациональность» стал наиболее популярным и востребованным в современной философии науки. Выделяют разные модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап), дедуктивная (К. Гемпель), тематическая (Дж. Холтон) и др. Одной из хорошо обоснованных интерпретаций научной рациональности является разработанная в отечественной философии науки (В.С. Степин, В.С. Швырев, П.П. Гайденко, В.Н. Порус и др.) историко-генетическая ее концепция, в рамках которой выделяются три исторических типа научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. Каждый из них характерен для определенного исторического этапа существования науки, последовательно сменявших друг друга на протяжении четырех столетий развития техногенной цивилизации. Тип научной рациональности, согласно В.С. Степину, - это состояние научной деятельности, представленной как отношение «субъект - средства исследования – объект» и направленной на получение объективной истины.
Античный рационализм Сократа, Платона, Аристотеля - торжество числа, определения, понятия. Рационализм Сократа допускает ограниченность возможностей отдельного человека, интеллектуальную скромность и право на ошибку. Рационализм Платона. Диалог Платона как способ устранения противоречий на пути к обретению вечных идей. К. Поппер подвергает критике рационализм Платона: это авторитарный интеллектуализм, эта уверенность в обладании безошибочным инструментом исследования, в непогрешимости используемого метода, это неумение отличить интеллектуальные способности человека от того, чем он обязан другим во всем, что способен знать и понимать, - есть псевдорационализм. Рене Декарт - продолжатель традиции рационализма Платона отождествляет физическое тело с миром геометрических форм. "Моя физика есть геометрия". Требования к знанию: безусловность, непротиворечивость и абсолютная достоверность. Преклонение перед логикой и математикой как средствами обеспечения достоверности. Рационализм Аристотеля - единство разума, блага и цели. Благо разума в познании целевых причин: наиболее достойны познания первоначала и первопричины, ибо через них и на их основе познается все остальное. Философия есть та наука, которая познает цель или благо. Разум есть ее инструмент, только ему доступны понятия цели, блага, наилучшего. Целесообразность - основной принцип рационализма Аристотеля.
Классический тип рациональности в научной деятельности, понятой как отношение «субъект - средства – объект», выделяет объект в качестве главного компонента указанного отношения. При этом усилия ученого тратятся на то, чтобы как можно полнее исключить из теоретического объяснения и описания объекта всё, что относится к субъекту, средством и методам познания. В этом усматривается необходимое условие получения объективного и истинного знания об объекте. На этом этапе ни ученые, ни философы не учитывают активность субъекта, влияние познавательных средств на процесс познания, а также не осознают социокультурной обусловленности содержания оснований науки. Истинность - не только нормативная ценность, но и необходимая дескриптивная характеристика любых познавательных результатов, претендующих на научность. Фундаментализм - допущение предельных унитарных основоположений, образующих для познавательного много и разнообразия незыблемый монолит - базис, имплицирующий производные от него единицы знания.
Неклассический тип научной рациональности, в отличие от классического характеризуется осознанием влияния познавательных средств на объект. Это влияние учитывается и вводится в теоретические объяснения и описания, то в структуре научной деятельности: «субъект – средства – объект» внимание исследователя акцентируется на объекте и одновременно на средствах. А так как средства познания использует субъект, то начинает приниматься во внимание его активность. Но по-прежнему не осознается тот факт, что цели науки, определяющие стратегии научного поиска обусловлены мировоззренческими и ценностными установками, доминирующими в культуре. Неклассический тип рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Неклассику от классики отделяет мировоззренческий, общекультурный барьер.
Психоанализ. В контексте поставленной проблемы интересен мотивом непрозрачности субъективного, признанием наличия в нем затемнений, пустот, требующих специализированной рефлексии. Персонализм. Важен доктриной личности как самотворящей стихии. Идеология самодеятельности познавателя не только разрушает модель зеркального копирования действительности, но и вводит умонастроение активизма: индивид как сгусток воли, цели, интереса, самостийно творит законы, привносит стандарты в природу; мир человека - арена бытия, а не мир бытия - арена человека. Модернизм. Интенция на ревизию вечных истин, релятивизация стандартов, увязывание истины с субъективным взглядом на мир, признание уникальности личностного видения.
Постнеклассический тип рациональности – это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Другими словами, признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике социальная жизнь, её ценности и цели признаны компонентами (явными или неявными) научного знания, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат философии науки. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем экспонируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|