Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1–01-06. Развитие представлений о взаимодействии




Тезаурус 2008 по дисциплине КСЕ

Для специальностей с числом часов по ГОС

Меньше 130 (уровень 1)

Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Тема 1-01-01. Научный метод познания

Методология

Свойства научного знания:

- объективность

- достоверность

- точность

- системность

Эмпирическое и теоретическое познание

Методы научного познанияэмпирические:

- наблюдение

- измерение

Эксперимент

Фиксация результатов

Анализ результатов

Методы научного познаниятеоретические:

- индукция от частного к общему

- дедукция вывод по правилам логики от общего к частному

- анализ познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений

- синтез- соединение (мысленное или реальное) раздельных элементов объекта в единое целое

- абстрагирование процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений явления с выделением интересующих познающего субъекта свойств, фрагмент целого, мысленное моделирование.

- моделирование создание аналога объекта на формализованном языке

-

Гипотеза Требования к научным гипотезам:

- соответствие эмпирическим фактам

- проверяемость (принципы верификации и фальсификации)

Научная теория

Область применимости теории

Принцип соответствия

 

Тема 1-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

 

Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук)

Дифференциация наук

Интеграция наук

Гуманитарные науки

Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической:

- субъективность знания

- нестрогий образный язык

- интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов

- сложность (или невозможность) верификации и фальсификации

Математика как язык естествознания

Псевдонаука как имитация научной деятельности

Отличительные признаки псевдонауки:

- фрагментарность

- некритический подход к исходным данным

- невосприимчивость к критике

- отсутствие общих законов

- неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных

 

 

Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

Научная (исследовательская) программа

Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира

Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию)

Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте

Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте

Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ

Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук

Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:

- о материи

- о движении

- о взаимодействии

- о пространстве и времени

- о причинности, закономерности и случайности

- о космологии (общем устройстве и происхождении мира)

Натурфилософская картина мира Аристотеля

Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная

 

Тема 1-01-04. Развитие представлений о материи

 

Фалес: проблема поиска первоначала(утверждал, что звезды состоят из такого же вещества, что и Земля)

Абстракция материи

Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул

Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле

Волна как распространяющееся возмущение физического поля

Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя источника волн (при удалении от наблюдателя источника излучения λ-длина волны увеличивается, а ν-частота колебаний уменьшается.), что говорит о расширении Вселенной т.е удалении галактик друг от друга.

Современная научная картина мира: три формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум

 

Тема 1-01-05. Развитие представлений о движении

Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей «все течет все меняется, ничто не вечно, кроме перемен» непрерывность движения «мир един, был, есть и будет вечно новым»

Учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразии форм движения

Механическая картина мира: единственная форма движения — механическое перемещение

Электромагнитная картина мира: движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн)

Понятие состояния системы как совокупности данных, позволяющих предсказать её дальнейшее поведение в классической картине однозначность (параметрами), в квантово-полевой и современной – вероятности (волновой функцией)

Движение как изменение состояния

Химическая форма движения: химический процесс

Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы

Современная научная картина мира: эволюция как универсальная форма движения материи

Многообразие форм движения, их качественные различия и несводимость друг к другу

 

Тема 1–01-06. Развитие представлений о взаимодействии

Представления Аристотеля о взаимодействии: одностороннее воздействие движущего на движимое; первоначальная форма концепции близкодействия (передача воздействия только через посредников, при непосредственном контакте)

Механическая картина мира:

- возникновение концепции взаимо действия (третий закон Ньютона:всякому действию одного тела на другое всегда соответствует равное и противоположно направленное действие второго тела на первое, или иначе: взаимные действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению)

- открытие фундаментального взаимодействия (закон всемирного тяготения: все тела, состоящие из любого вещества, должны взаимно притягиваться к друг другу)

- принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния, при наличии двух объектов)

Электромагнитная картина мира:

- открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитное)

- возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника — физическое поле — с конечной скоростью)

- полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создаёт соответствующее поле, которое действует на соответствующие заряды)

Современная научная картина мира:

- четыре фундаментальных взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое)

- квантово-полевой механизм передачи взаимодействий (заряд испускает виртуальные частицы-переносчики соответствующего взаимодействия, поглощаемые другими аналогичными зарядами)

- частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий (фотоны, гравитоны, глюоны, промежуточные векторные бозоны)

Фундаментальные взаимодействия, преобладающие между объектами:

- микромира (сильное, слабое и электромагнитное)

- макромира (электромагнитное)

- мегамира (гравитационное)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...