Тема 1–01-06. Развитие представлений о взаимодействии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тезаурус 2008 по дисциплине КСЕ Для специальностей с числом часов по ГОС Меньше 130 (уровень 1) Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Тема 1-01-01. Научный метод познания Методология Свойства научного знания: - объективность - достоверность - точность - системность Эмпирическое и теоретическое познание Методы научного познанияэмпирические: - наблюдение - измерение Эксперимент Фиксация результатов Анализ результатов Методы научного познаниятеоретические: - индукция от частного к общему - дедукция вывод по правилам логики от общего к частному - анализ познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений - синтез- соединение (мысленное или реальное) раздельных элементов объекта в единое целое - абстрагирование процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений явления с выделением интересующих познающего субъекта свойств, фрагмент целого, мысленное моделирование. - моделирование создание аналога объекта на формализованном языке - Гипотеза Требования к научным гипотезам: - соответствие эмпирическим фактам - проверяемость (принципы верификации и фальсификации) Научная теория Область применимости теории Принцип соответствия
Тема 1-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук) Дифференциация наук Интеграция наук Гуманитарные науки Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность знания
- нестрогий образный язык - интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации Математика как язык естествознания Псевдонаука как имитация научной деятельности Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность - некритический подход к исходным данным - невосприимчивость к критике - отсутствие общих законов - неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных
Тема 1-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) Научная (исследовательская) программа Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира: - о материи - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Тема 1-01-04. Развитие представлений о материи
Фалес: проблема поиска первоначала(утверждал, что звезды состоят из такого же вещества, что и Земля)
Абстракция материи Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле Волна как распространяющееся возмущение физического поля Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя источника волн (при удалении от наблюдателя источника излучения λ-длина волны увеличивается, а ν-частота колебаний уменьшается.), что говорит о расширении Вселенной т.е удалении галактик друг от друга. Современная научная картина мира: три формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум
Тема 1-01-05. Развитие представлений о движении Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей «все течет все меняется, ничто не вечно, кроме перемен» непрерывность движения «мир един, был, есть и будет вечно новым» Учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразии форм движения Механическая картина мира: единственная форма движения — механическое перемещение Электромагнитная картина мира: движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн) Понятие состояния системы как совокупности данных, позволяющих предсказать её дальнейшее поведение в классической картине однозначность (параметрами), в квантово-полевой и современной – вероятности (волновой функцией) Движение как изменение состояния Химическая форма движения: химический процесс Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы Современная научная картина мира: эволюция как универсальная форма движения материи Многообразие форм движения, их качественные различия и несводимость друг к другу
Тема 1–01-06. Развитие представлений о взаимодействии Представления Аристотеля о взаимодействии: одностороннее воздействие движущего на движимое; первоначальная форма концепции близкодействия (передача воздействия только через посредников, при непосредственном контакте) Механическая картина мира: - возникновение концепции взаимо действия (третий закон Ньютона:всякому действию одного тела на другое всегда соответствует равное и противоположно направленное действие второго тела на первое, или иначе: взаимные действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению)
- открытие фундаментального взаимодействия (закон всемирного тяготения: все тела, состоящие из любого вещества, должны взаимно притягиваться к друг другу) - принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния, при наличии двух объектов) Электромагнитная картина мира: - открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитное) - возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника — физическое поле — с конечной скоростью) - полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создаёт соответствующее поле, которое действует на соответствующие заряды) Современная научная картина мира: - четыре фундаментальных взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое) - квантово-полевой механизм передачи взаимодействий (заряд испускает виртуальные частицы-переносчики соответствующего взаимодействия, поглощаемые другими аналогичными зарядами) - частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий (фотоны, гравитоны, глюоны, промежуточные векторные бозоны) Фундаментальные взаимодействия, преобладающие между объектами: - микромира (сильное, слабое и электромагнитное) - макромира (электромагнитное) - мегамира (гравитационное)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|