Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ещё один информационный жанр - репортаж.

 

 Это один из самых популярных жанров газетной публицистики.

Репортаж (от лат. reportare – сообщать, передавать).

Разберём на примерах.

Репортаж: «Нет им дела до игрушек»
Мы вошли в небольшое здание из красного кирпича с вывеской “Загорский историко-педагогический музей игрушки”. И почти сразу попали в экспозиционный зал.
Тут была загорская матрешка из 30 куколок… Швейцарская заводная игрушка “Сельский праздник”: механические человечки пляшут, играют и поют, механические птицы порхают…
Действующая корабельная пушка – игрушка Александра I… Едва мы углубились в изучение диковинных экспонатов, как экспозиция закончилась. Неужели все?
- В музее 30 тысяч экспонатов, - объясняет нам научный сотрудник Виктор Алексеевич Соловьев, - но в экспозиции выставлены только две с половиной тысячи. Нам катастрофически не хватает места. Восемь лет просили у исполкома расширить помещение, но пока все тщетно.

Жаль, что взрослые не играют, поэтому и нет им дела до музея игрушек, да и до игрушек вообще.

Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором репортажа стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле. «Репортаж - это глаза и уши читателя» - так сказал об этом известный лингвист Г.Я.Солганик.

Репортер – журналист, который ведет и пишет репортаж о текущих событиях местной жизни.

У репортажа и информационной заметки общее содержание: и в том и в другом жанре сообщается о каком-либо общественно важном событии. Однако между ними имеется существенное различие: заметка лишь сообщает о событии как о совершившимся факте, репортаж – изображает событие как процесс, происходящий в данное время.

В информационной заметке автор сознательно «остается в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию. В репортаже, наоборот, личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

 

Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет по-своему.

Однако выделяется зачин – начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. – все зависит от авторского замысла.

Зачин должен быть динамичным. Репортаж может начинаться с прямого обращения к читателям.

 

Например: 1) Прохладное утро. Пахнет свежестью альпийских лугов. Через час начинаем восхождение…

 2) Двенадцать часов дня. Мы на самой оживленной магистрали города. Непрерывным потоком движутся машины. С минуты на минуту здесь должен появиться автобус с участниками олимпиады школьников…

 3) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя современный человек в условиях тесноты людского круговорота. Короче говоря, в сегодняшнем городе. Спустимся сначала в метро…

 

Центральная часть репортажа – рассказ о событии – обычно повествование.

Выделяют в репортаже и концовку. Концовка чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Аналитический и художественно-публицистический жанр.

Аналитические жанры

Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов, но и стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, оценить ситуацию и явление, предложить свое видение решения проблемы. По сравнению с информационными, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

1. Корреспонденция — Это один из древнейших газетных жанров. Само его название в переводе с латинского означает "осведомлять" и в точности соответствует главному предназначению корреспонденции.

Уже в 18 веке понятие "корреспонденция" было хорошо известно российским журналистам, но лишь век спустя его стали связывать с определенным жанром. В первую очередь в ней выделили отнюдь не сообщение, не свернутый пересказ происходящего. Основной целью корреспонденции становится истолкование, выяснение причин события, определение его значимости, ценности, прогнозирование развития и так далее. Поэтому этот жанр относят к аналитическим.

Тем не менее, исследователи выделяют два вида корреспонденции.

В информационной корреспонденции автор подробно рассказывает о происходящих процессах, стремясь сгруппировать факты, объединить их общей темой. Ее задача - привлечь внимание к событию и показать тенденции его развития. Разумеется, что и в информационной корреспонденции присутствует анализ происходящих событий, но гораздо в меньшем количестве, чем в аналитической корреспонденции, которая теоретиками журналистики выделяется как второй вид.

В аналитической корреспонденции автор уже не столько привлекает внимание к событию, сколько определяет его место в череде других событий. Аналитическая корреспонденция, представляет анализ ситуации, выявляет причинно-следственную взаимосвязь событий, фактов. Журналист как настоящий исследователь изучает процессы, происходящие в обществе, на конкретных примерах отдельно взятых фрагментов жизни.

Но и тот, и другой виды корреспонденции имеют общее – глубокое содержание, яркая подача материала, четкие выводы. Мысль в корреспонденции движется от реальных фактов и представляет собой их анализ.

Центральным предметом корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения.

2. Статья – жанр аналитический. Она обычно обобщает широкий фактический материал в широких временных рамках.

Основной стилистический признак жанра – логичность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов.

 Если в корреспонденции все строиться на факте, то в статье факты играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление при этом останутся все теми же (так, в статье о преступности легко поменять адреса примеров: Санкт-Петербург на Екатеринбург, Саратов на Тверь и т.п., структура же материала не изменится).

3. Рецензия — аналитический жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок (театральная рецензия), кинофильмов (кинорецензия), телевизионных передач (телерецензия), художественных выставок, музыкальных концертов.

Как написать рецензию

План написания рецензии. Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:

1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;

2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);

3. Критический разбор или комплексный анализ текста: — смысл названия; — анализ его формы и содержания; — особенности композиции; — мастерство автора в изображении героев; — индивидуальный стиль писателя.

4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: — основная мысль рецензии; — актуальность тематики произведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...