Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика онтологических и гносеологических воззрений Аристотеля




Содержание

Введение

1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля

1.1 Характеристика онтологических и гносеологических воззрений Аристотеля

1.2 Понятие и роль научного метода

1.3 Классификация научного знания

2. Учение Аристотеля о человеке и государстве

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Аристотель (384-322 до н.э.) - великий философ Античности, чьи идеи, вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой логичную систему философского знания. Аристотель был учеником Платона, но пошел по иному пути, иначе понимая устройство мира, и место человека в нем.

В сочинениях Аристотеля подвергаются анализу все отрасли имевшегося в те времена знания о мире. Аристотель - основоположник формальной логики, создатель силлогистики. "Первая философия" (позже названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, анализа причины и цели.

Философия как наука, ее прошлое и настоящее занимают в философском наследии Аристотеля особое место. Философия способна проникнуть в суть вещей и явления, постичь законы устройства мира. Философия выше многих наук, поскольку суть ее - не познание житейских нужд, а познание всего сущего. Философия чужда корысти, ее оружие - логика и сила мысли. Философия Аристотеля - это царство наблюдения и трезвой мысли. Аристотель был убежден, что благодаря философии можно познать мир полностью. В отличие от Платона Аристотеля занимали не сами идеи, а их конкретное воплощение.

Аристотель анализирует все явления, что есть в природе и внутреннем мире человека, идя от частного к общему. Философия Аристотеля опирается на живую действительность и отличается своей логикой построения, опорой на саму жизнь. Аристотель вошел в историю еще и как основатель Ликея, школы философии, и как воспитатель Александра Великого.

Аристотель много сделал как для своей эпохи, так и для развития философской мысли вообще. Труды Аристотеля, такие, как "Органон" ("Категории", "Об истолковании", "Аналитики", "Топика"), "Метафизика", "Физика", "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика" и другие, особым почитанием пользовались у образованных людей последующих эпох. Актуальность обращения к философскому наследию Аристотеля обуславливается той ролью, которую он внес в развитие философской мысли Античности, теми открытиями, которые он сделал, и благодаря которым философское знание получило новый виток развития.

Цель работы - выявить и проанализировать особенности философии Аристотеля.

Задачи работы:

. Проанализировать основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля,

. Рассмотреть учение Аристотеля о человеке и государстве,

. Рассмотреть сходства и различия учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения, в которых анализируется рассматриваемая проблема.


Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля

Характеристика онтологических и гносеологических воззрений Аристотеля

 

Онтология - учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Гносеология - раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности.

Исследования Аристотеля в области гносеологии - теории познания имеют актуальное значение для всей философской мысли. Аристотель убежден, что мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания. Мир первичен, а сознание вторично. "Все люди от природы стремятся к знанию", - пишет он в "Метафизике". По мнению мыслителя, любознательность - свойство людей и животных, данное им от рождения. Аристотель считает, что мироздание и мир людей едины по своей сути, формы и законы бытия и мышления имеют также один источник.

Скептики были убеждены, что ничего не следует принимать за истинное. Аристотель уповает на то, что человек сам знает, где ему будет лучше, а где - нет, знает, что такое опасность и т.д. Значит, критерии положительного (благоприятного) или отрицательного у него все же присутствуют. Аристотель развивает тезис о логике вещей. Сообразно его представлениям, если одно суждение всегда более истинно, чем другое, то тезис о том, что нет ничего истинного в том смысле, что все одинаково ложно, опровергнут. Аристотель стремился к познанию реально существующих законов мира, и отрицал точку зрения, что мир таков, каким каждый его видит. Аристотель считает, что не будь людей, не было бы и чувственных представлений о предметах. Но то, что при этом не будет и самих предметов, с этим Аристотель не согласен. "Чувственное восприятие, само собой разумеется, не имеет своим предметом само себя, но есть и что-то другое, помимо восприятия, что должно существовать раньше него".

Чтобы понять сущность вещей и предметов, необходимо заглянуть в их суть. Мыслитель различает "более явное и известное для нас" (то есть то, что ближе к чувственному восприятию) и "более явное и известное с точки зрения природы вещей" (суть бытия и причины отдельных вещей и явлений, вообще первоначала и первопричины). Познать причину и суть вещей - довольно сложно, но возможно. Первый шаг к познанию мира есть ощущение. Если Платон, к примеру, противопоставлял чувственное и разумное, то Аристотель считает иначе. И чувственное, и разумное, тесно связаны между собой, и познаются одновременно. Аристотель сравнивает осязание, обоняние, вкус, слух, зрение у людей и животных и делает вывод о том, что чувственное знание объективно. Благодаря чувственному знанию человек открывает для себя свойства предметов, а вместе с ними, и в целом мир. Аристотель считает, что все органы чувств одинаково важны, и мир познается в комплексном их взаимодействии.

Чувственное восприятие - ключ к познанию общего. Большую роль в процессе познания играет эмпирический опыт. Опыт накапливается в памяти. С опытом, дающим знание индивидуальных вещей, Аристотель связывает практическую действенность знания. Высшая ступень знания - это искусство, объединяющее в себя знание общего и причин. Самая высшая ступень познания - это науки, а самая главная из наук - философия, познающая принципы. По Аристотелю наука стоит выше искусства, поскольку служит познанию мира, а не удовлетворению частных, практических задач людей.

Онтологическая концепция Аристотеля в "Метафизике" находит свое полное раскрытие. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:

. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

. Действующие или производящие рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего?"

Онтология Аристотеля основывается на элементах метафизичности и идеализма. Это следствие идей Платона, часть которых он все-таки воспринял. Проявление идеализма присутствует, к примеру, в понимании Аристотелем пространства и времени, конечной причины, принципа целесообразности).

Но в философии Аристотеля есть и материалистические элементы, например, убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий. Аристотель - создатель собственной концепции видения мира, и при этом он смог не только упорядочить, но и обобщить достижения в сфере познания мира, сформированные в эпоху Античности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...