Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 1. Народное музыкальное творчество

 

Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни. В разные периоды это отношение складывалось по-разному: от полной поддержки до полного отрицания отдельных её пластов. Начиная с 20-х годов 20 века традиционные формы культуры нередко нивелировались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее «ценные» формы и жанры во имя утверждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому «новому» менталитету народа.

С позиции исторического опыта необходима справедливая оценка традиционной культуры и её особой роли в жизни народов России. Без этого останутся неосознанными до конца ни огромные масштабы потерь, понесенные народной культурой, ни значение сохраненных ею, несмотря на неблагоприятные условия, живительных корней, ни мощь неродных традиций. (Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. – М.: Гос. респуб. Центр русского фольклора.-1997.-с.11-12.)

 

Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах. На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли (11,с.6).

Музыкальное творчество обычно отождествляется в нашем сознании с деятельностью композитора. При этом иногда забывают, что истоки, корни всей музыки, в том числе и профессиональной лежат в народном искусстве. Нам неведомы авторы народных мелодий, которые по сей день пленяют нас. В самом деле, кем и когда были сочинены, например, русская народная песня «Во поле берёза стояла», украинская «Солнце низенько», сотни других выразительных, ярких мелодий, без которых невозможно представить музыкальную мировую культуру. Их авторы – выходцы из народа, наделённые от природы щедрым музыкальным даром. Они и были творцами музыки, создателями многих шедевров. У народной музыки есть два «золотых» свойства, объясняющих её непреходящую ценность:

· 1 свойство – многовековая шлифовка временем. Созданная безвестными авторами, песня закреплялась в памяти исполнителей, каждый из которых вносил в неё свои поправки, и все наиболее ценное, что было создано народной мудростью, составляло – фольклор;

· 2 свойство – песня в виде музыкальных образов отражает жизнь, быт, традиции, характер народа.

Формирование ладов происходило именно в народном музыкальном искусстве. Каждой национальной музыкальной культуре свойственны и свои остросюжетные рисунки. Ритм танцев также зародился и отшлифовывался в народной музыке. Прародители всех музыкальных инструментов, используемых сегодня в профессиональной музыке – народные инструменты. /Скрипка – долгое время не признавалась профессиональным за то, что была народным «мужицким» инструментом/.

И хотя имена многочисленных музыкантов – исполнителей из народа забыты, результаты их творчества не пропали даром. Благодаря этому, исполнительское искусство постоянно совершенствовалось. Единственными профессиональными исполнителями народной песни были долгое время странствующие музыканты – актёры. На Руси они назывались – скоморохами. Эти актеры просто и искренне выражали чувства многих людей, рассказывали о своих странствиях и высмеивали пороки богатеев и церковнослужителей, поэтому правящие классы и духовенство объявляли их вне закона, запрещали представления.

В некотором смысле у музыки более счастливая судьба, чем у других видов искусства. В то время как многочисленные войны и стихийные бедствия безвозвратно уничтожали творения умельцев – живописцев, зодчих, мастеров искусства – народные мелодии, как и пословицы, сказки, былины, устно передавались из поколения в поколение и таким образом, были сохранены для нас (11).

Старинные народные песни любой страны – плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании. Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путем переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом, возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись и слова песен. Первоначальный слагатель песни обычно оставался неизвестным. Как создание широких народных масс всякая народная песня, эпический сказ, частушка (сказка, пословица) составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим. Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков. Лучшим созданиям народно-поэтического творчества присущи глубина содержания, а вместе с тем художественное совершенство стихотворного и мелодического склада. Напевы песен разных стран неповторимо своеобразны, в хорошем эмоционально чутком исполнении народных певцов они своей искренностью и задушевностью оказывают огромное воздействие на слушателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...