Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечислите основные функции культуры

Содержание

 

1. Перечислите основные функции культуры

2. В чем отличие эволюционистских концепций от концепций локальных культур? Аргументируйте свой ответ

3. Какова схема описания процесса производства

4. Напишите один из законов формирования культурно-исторического типа по Н. Данилевскому. Какой тип языка использован в этом тексте

5. Известный мыслитель Ясперс в своей книге "Истоки истории и ее цель" вводит понятие "осевое время". В чем сущность этого понятия

6. Перечислите свойства городского образа жизни

7. Какая из культурологических концепций ближе всего к концепции Сорокина и почему

8. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на отказе удовлетворения желаний и существует за счет сублимации энергии либидо? Почему прогресс культуры, согласно этой теории, ведут к уменьшению человеческого счастья

9. Назовите разные степени приспособления человека к новой культурной среде

10. Представителю какого культурного направления принадлежат эти слова: одна цепь культуры соединяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону линей все рассмотренные у нас нации, а также все, которые предстоит рассмотреть…Линия не останавливается, а идет вперед…Аргументируйте свой ответ

Список литературы


Перечислите основные функции культуры

 

Среди "ориентированных вовне" функций культуры отметим, во-первых, защитно-адаптивную. Она обеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающей средой. К средствам защиты относятся: использование огня, строительство жилищ, запасание пищи, создание продуктивного сельского хозяйства. С расширением сферы освоенной природы возникают новые опасности. Поэтому защитная функция не теряет своего значения, хотя защищаться приходится теперь уже не только от природных сил, но и от опасностей, появившихся благодаря человеческой деятельности.

Возрастание роли защитной функции видно из того, что на смену старым врагам — голоду, чуме, наводнениям приходят новые, более грозные. Отравление воды, воздуха, истощение почв, вырубка лесов грозят гибелью многим видам животных и самому человеку. Распространяются новые болезни. Возрастание угрозы жизни и здоровью со стороны индустриально-технического комплекса требует изменения стратегии воздействия человека на природу и новых средств защиты. Вторая фундаментальная функция культуры, ориентированная "вовне" — преобразование и освоение мира. Императив, который за ней стоит, особенно мощный и загадочный. Что заставляет человека не считаясь с затратами и риском, не видя даже ясной цели впереди, с такой настойчивостью расширять среду своего обитания — взлетать в космос, опускаться на дно океана? Если бы человек стремился только улучшить свои жизненные условия, ему следовало бы давно прекратить экспансию во внешнюю среду и направить силы на обустройство уже освоенного пространства

Направленные "вовнутрь" функции культуры выражают стремление социокультурной системы к самоорганизации и саморазвитию.

Важнейшая из них — коммуникативная. Она связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным существом, развить свои родовые способности. Длительный отрыв от общества приводит к психической и духовной деградации. Ни одну сколько-нибудь сложную жизненную задачу человек не может решить без помощи других людей или общественных учреждений.

С коммуникацией тесно связана " сигнификативная" функция (от англ. sign — знак), буквально — функция "означивания", приписывания значений и ценностей. Весь освоенный человеком мир есть сфера значений. Поскольку каждый элемент культуры обладает каким-то значением, всю культуру можно рассматривать как "сетку значений" наложенную на воспринимаемую и переживаемую действительность. Вещи, поступки, события и психические состояния так или иначе "означены". Желая понять поведение людей какой-либо культуры, мы должны, прежде всего, изучить их язык, значение основных понятий.

Четвертая из ряда основных функций культуры — нормативная. Она проявляется в том, что культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп; вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций; дает рекомендации при решении жизненных задач, таких, например, как выбор профессии, вступление в брак. Эта функция выполняется правом, моралью, идеологией.

Пятая функция — " психической разрядки " — как бы противоположна предыдущей, нормативной. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных личностей и групп, подавление каких-то желаний, а значит развитие скрытых конфликтов и напряжений. Напряжения в обществе являются следствием не только нормативного регулирования. Они вызываются чрезмерной специализацией деятельности, вынужденным одиночеством или избытком общения, "экзистенциональными" стремлениями и потребностями, которые далеко не всегда находят адекватный "ответ". К числу таких трудно удовлетворяемых или вообще неудовлетворяемых экзистенциальных потребностей можно отнести, в частности, потребности в любви, в вере, в бессмертии, в интимном контакте с другим человеком.

Помимо перечисленных можно выделить еще четыре функции культуры, непосредственно связанные с личностью.

" Гоминизация " — это овладение родовыми качествами. Стать нормальным здоровым существом можно только с помощью культуры.

Социализация связана с усвоением некоторого обязательного "минимума" культуры. Речь идет о приобщении индивида к условиям общественной жизни, усвоении основных ролей, норм, черт социального характера и, конечно, языка. Социализация связана с вхождением личности в ту или иную возрастную и профессиональную группу, усвоением специфических для нее способов мышления, принципов поведения.

Приобщение личности к культурному наследию в более широком объеме и усвоение элементов других культур составляют содержание " инкультурации ". Приобщение к культуре в этом случае выступает как необязательное, "факультативное". Овладение иностранными языками, приобретение непрофессиональных знаний не являются необходимыми требованиями социализации, однако в условиях динамичного общества с быстро меняющейся системой профессий отделить обязательные знания и навыки от необязательных довольно трудно. Поэтому образование и воспитание требуют все большего расширения границ социализации, приобретения широкой гуманитарной культуры.

Индивидуализация есть развитие способностей, предуказанных природными задатками, биографией, жизненным опытом. Требования разных обществ и социальных групп к индивидуальности — различны. В прошлом только интеллигенция имела благоприятные условия для индивидуального развития и только в ее среде индивидуальность высоко оценивалась.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...