Генезис концепции ноосферы В.И. Вернадского
В основание материалистической концепции ноосферы Вернадского были положены идеи об объективном процессе преобразования человеком природы «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого», ибо ноосфера понималась им как окружающая человека среда, природное явление, новое состояние биосферы, а созидание ее — как контролируемый и регулируемый обществом процесс обмена веществом и энергией общества с природой, т. е. как разумное, согласно данным науки, преобразование природы. Сами по себе эти идеи в последующем не подвергались сомнению ни Вернадским, ни его последователями. К проблеме ноосферы Вернадский пришел от геохимии и биохимии. Эта естественнонаучная ориентация в исследовании роли человека в биогеохимических процессах долго превалировала в его учении о ноосфере, сдерживала осмысление специфики человека и его социальной жизнедеятельности в геохимической миграции и тяжело преодолевалась в течение многих лет. Поскольку в методе биогеохимии главное — это «влияние атомов, строящих живой организм, на геохимию биосферы, на ее атомную структуру», то, «определяя все явления живого организма и его самого точно — химически, геометрически и физически, она (биогеохимия) сводит организм на меру и на число, точно определенные, позволяет сводить его к числовым константам». Человек при таком подходе рассматривается как часть и определенная функция биосферы, а действительная специфика воздействия общества на природу, заключенная в способе материального производства, т. е. в уровне развития производительных сил и характера производственных отношений, упускается из виду. Однако, в своей работе естествоиспытателя Вернадский, как и многие другие представители естественных наук, через данные своей науки по-своему подходил к осознанию роли материальной производственной и социально-политической деятельности людей в преобразовании взаимодействия общества с природой. Не всегда четко осознавая принципы социального развития в раскрытии проблем взаимодействия общества и природы, он связывал, в конечном счете, осуществление ноосферы с движением общества в направлении создания такой всемирной ассоциации людей, которая бы отвечала общечеловеческим идеалам равенства всех людей и социального прогресса человечества.
Несмотря на упорные поиски критерия переломного момента в биогеохимической миграции вещества и энергии, определившего начало становления ноосферы, Вернадскому не сразу удалось точно и однозначно его установить. В зависимости от того, что понималось им в качестве исходного момента процесса — появление разумных существ, научной мысли, науки в собственном смысле, объединение человечества в мировое сообщество свободных людей — временные рамки начала становления ноосферы постоянно отодвигались. Сначала ее проявление связывалось с первыми признаками разумных действий животных предков человека, с появлением Homo sapiens, потом ими представлялись такие поворотные пункты в истории человеческой жизнедеятельности, как зарождение земледелия и возникновение цивилизации, систематизация знаний в древнегреческой философии и науке, и, наконец, преобразование биосферы в ноосферу связывалось со взрывом научного творчества, с научными открытиями конца ХIХ — начала ХХ вв. и с перспективой коммунистического развития человечества, превращением последнего в единую ассоциацию людей, сознательно преобразующих свою жизнедеятельность согласно гуманистическим идеалам. Предпосылки становления ноосферы и возникновения человеческого разума как главного условия ее реализации создавались, по мнению Вернадского, в ходе естественного процесса цефализации еще во времена животных предшественников Homo sapiens. Это движение началось миллионы лет тому назад, в конце третичного времени, но только с человеком, несомненно, появилась новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты. Появление человека как нового геологического фактора в биосфере ученый связывал с деятельностью человечества как основанного на биологической общности людей единого целого, отличного по образу воздействия на природу, от других «рас» (форм) живого вещества. Однако, необходимо было выделить специфическое свойство этой общности, качественно отличающее ее от других живых организмов и их сообществ. Таким свойством, вероятно, мог стать способный познавать и охватывать биосферу разум или способность человека перестраивать биосферу согласно разумным принципам, т. е. способность превратить биосферу в царство разума — ноосферу. Но факты свидетельствуют, что, несмотря на наличие разума и накопление сведений об окружающем мире, долгое время жизнедеятельность людей мало отличалась от жизнедеятельности других живых существ. Так, первобытные собиратели и охотники оказывали на биогеохимические процессы незначительное воздействие и изменяли окружающую среду немногим больше хищных зверей стадного образа жизни.
Превращение биосферы в ноосферу все теснее стало связываться именно с прогрессом производительных сил общества. Однако, для создания ноосферы оказалось недостаточно ни развития техники, ни применения различных форм энергии, ни могущества науки. Исторический опыт показал, что достигнутые в течение многих столетий путем страданий, крови и насилия успехи в материальном производстве и науке не позволяют еще разрешить проблемы голода, нищеты, неравенства, болезней; что эти достижения часто используются для создания орудий уничтожения людей, разрушения цивилизации, культуры и ухудшения условий существования человека. Это лишний раз доказывает: процесс создания ноосферы в силу ряда обстоятельств может замедлиться, а в условиях обострения политической конфронтации различных общественных систем, жизнь идет против основного условия создания ноосферы. Такой ход эволюции ученый объяснял тем, что научная мысль не охватила еще широкие массы людей, и они не могут правильно судить о многих вопросах, касающихся их социальной жизнедеятельности. Причина непонимания биогеохимической функции человека, его роли как геологической силы, а следовательно, и замедления процесса становления ноосферы человеком коренится в том, что формы его социальной и политической жизни не отвечают этому.
Процессу становления ноосферы, с точки зрения Вернадского, препятствуют «государственные образования, идейно не признающие равенства и единства всех людей». Они даже, не стесняясь в средствах, пытаются остановить этот объективный процесс. Но идея социального равенства и единства всего человечества, идея объединения усилий людей и потребность применения ими средств природы на благо народных масс, обретает силу для своего реального воплощения в широких социальных демократических движениях, способных подчинить достижения науки и техники гуманистическому их использованию. До тех же пор, пока фактически человечество социально и политически разрозненно, геохимические процессы антропогенного преобразования биосферы идут по двум направлениям — биосфера изменяется человеком сознательно и, главным образом, бессознательно, т. е. поступая в каждом конкретном случае обдуманно, люди, одаренные сознанием, не всегда в состоянии предвидеть конечные результаты их собственной деятельности. Анализируя весь путь, проделанный человеком, Вернадский делает вывод не только с точки зрения натуралиста, но и с точки зрения историка и философа: в процессе становления ноосферы «вся человеческая работа была проведена человеческим сознанием, но не преднамеренно — процесс создания не был осознан». Этим утверждением, по сути дела, констатируется наличие в становлении ноосферы определенного длительного периода, главным образом, неосознанного, стихийного накопления научных знаний, овладения производительными силами, развитие самого человека и его способностей к труду, совершенствование социальных и политических структур, одним словом, стихийное развитие материальных и духовных предпосылок для целенаправленного, сознательного преобразования биосферы — природы Земли — в интересах всего человечества.
Преодоление стихийности развития науки, техники и воздействия человечества на природу, стихийности проявления человечества как геологической силы и подчинение ее удовлетворению материальных потребностей людей Вернадский связывал с выступлением на социальную арену мощного фактора человеческой истории — народных масс как политической сознательной силы. Только государственно объединенные и организованные усилия свободного человечества могут «чрезвычайно расширить свою силу и влияние в биосфере — создать для ближайших поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни. Такое новое направление государственной деятельности, — писал ученый, — мне представляется неизбежным». В сущности это — государственное проявление перехода биосферы в ноосферу. При этом возникновение демократического государства, являющегося орудием и условием преобразования биосферы, Вернадский рассматривал как следствие естественноисторического становления ноосферы. Уяснение громадной роли социально-политических факторов в жизнедеятельности общества и в реализации сознательного, планомерного преобразования природного и социального бытия человека явилось поворотным пунктом в развитии идеи ноосферы, дало новый импульс для активизации разработки этой проблемы. В своих последних работах и в частной переписке Вернадский существенно продвинул вперед понимание сути, условий и путей построения ноосферы. Именно в конце 40-х годов разработка грандиозной материалистической концепции ноосферы вступила в фазу своей принципиальной социально-исторической конкретизации. Проанализировав изменение положения ученых и науки в обществе, развитие его производительных сил и социальных структур, Вернадский пришел к выводу, что лишь социальная отсталость мешает проявиться процессу создания ноосферы в его реальной силе. Однако, в результате борьбы народных масс создаются новые формы государственной жизни, характеризующиеся увеличением гуманистических, коллективистских отношений. Именно с социализацией, открывающей возможности для планомерного, целенаправленного развития науки и техники и максимального использования их в интересах народных масс, связывается теперь реализация ноосферы, сознательное стремление к ее построению, поскольку здесь «создание ноосферы в ее полном проявлении... станет целью государственной политики и социального строя». В этом Вернадский видел «начало перехода к государственному строю сознательного воплощения ноосферы» — овладения природой для блага народных масс. Превращение возможности создания ноосферы в действительность связывается с тем периодом в развитии социума, когда развитие общества достигло определенного состояния и люди становятся способными организовать свою совместную жизнедеятельность сознательно: подчиняя ее достижению научно определенных и планомерно осуществляемых общих целей бытия, т. е. с гуманистически ориентированным способом производства и воспроизводства общественной жизнедеятельности и соответствующим ему способом преобразования природной среды. Именно эти условия отвечают процессу целенаправленного создания человеком условий существования, которые соответствуют его сознанию и должны быть созданы им самим. Таким образом, напомним, в процессе становления ноосферы следует различать стихийный и целенаправленный этапы. Первый этап формирования предпосылок становления ноосферы начался с появлением человека. Второй — этап действительно сознательного, разумного, творческого, планомерного преобразования обществом природы в интересах настоящего и будущих поколений людей.
В ходе планомерного целенаправленного преобразования биосферы в ноосферу создается подлинное единство человека и природы. Единство не только в том, что человек не может существовать вне природы, но и в том, что природа не может существовать в своем преобразованном виде без функционирования управляемых человеком технических средств. Таковыми в настоящее время являются обширные аграрные комплексы, гидротехнические сооружения, сельскохозяйственные животные и растения как результат селекции, т. е. эволюции, направляемой и управляемой человеком. Вернадский подчеркивал одну из важнейших особенностей современного этапа социоприродной эволюции: «В живом веществе, — говорил он, – создалась новая геологическая сила ума и техники, раньше на нашей планете не бывалая, которая нам кажется беспредельной и возможно в будущем выходящей за пределы планеты... “Homo sapiens” охватил планету и подходит к переработке ее в ноосферу». Переход в ноосферу становится возможным только на основе развития науки и технического прогресса, позволяющих активно и целесообразно воздействовать на природу, предвидя не только ближайшие, но и отдаленные последствия этого воздействия. «Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего, ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества», — констатировал Вернадский. Это взаимодействие и единство созданной человеком техники, науки и биосферы и создает новое планетарное явление, новый этап социоприродной истории, в связи с которым и возникает проблема ноосферы. Еще раз подчеркнем методологическую важность указаний Вернадского о том, что ноосферу следует рассматривать, во-первых, как материальное образование, как результат естественноисторического развития материального мира; во-вторых, как результат и сферу планомерного труда; в-третьих, в неразрывной связи с определенными социальными условиями. Объективная диалектика бытия различных сторон действительности заставила исследователя обратить внимание на их взаимообусловленность, что нашло адекватное отражение в научных выводах, интегрировавших в себе закономерности развития мирового целого как единой органической целостности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|