Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 25. Ci 10собности к yl 1равленческой деятельности





природе управленческой деятельности. Состав способностей, входящих в него, даже по самому их названию (не говоря о содержании) изоморфен, фактически — тождествен главным управленческим функциям (функции целеобразования, прогнозирования, планирования, принятия решения, мотивирования, контроля, самоконтроля и др.)'

Итак, общую структуру управленческих способностей (включающую все три их категории) можно схематично представить следующим образом (рис. 37).

Рис. 37. Психологическая структура управленческих способностей

В заключение следует отметить еще одну закономерность. Управленческая деятельность обладает свойством поливариативности — наличием многих и очень разных способов ее реализации. Они, однако, могут быть эквивалентными с точки зрения конечного результата. В частности, это проявляется в наличии нескольких основных стилей руководства, среди которых, как было показано, нельзя определить «единственно лучший». В зависимости от стиля будут изменяться и требования, предъявляемые ходом деятельности к индивидуальности руководителя — к его способностям. Разные стили требуют различного сочетания


25.5. ОЕ1ЦИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ CI 10С0БН0СТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 547

способностей. Главное, однако, заключается в том, что именно различия в индивидуальных симптомокомплексах как раз и определяют, какой стиль предпочтет тот или иной руководитель. Поэтому стиль выполняет компенсаторные функции по отношению к структуре способностей личности. Тот или иной стиль потому и выбирается (чаще — совершенно неосознанно, стихийно, просто потому, что «так удобнее»), что он позволяет руководителю опереться на сильные стороны своей индивидуальности и «обойти» слабые. Поэтому и само наличие стилей руководства — это следствие разнообразия человеческих индивидуальностей, вариативности самих управленческих способностей.


Краткий терминологический словарь

Автономные решения — решения, принимаемые руководителем индивидуально, без непосредственного взаимодействия с группой (организацией), но при обязательном учете позиций ее членов.

Авторитарный стиль управления — стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения.

Авторитет — влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признании его опыта, знаний, личностных достоинств.

Активность — одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности и обусловливающая ее эффективность.

Альтернативы принятия управленческих решений — любые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.

Антиципация — форма опережающего отражения действительности, состоящая в способности действовать и принимать решения с определенным временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.

Атрибуция каузальная — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.

Аут-управленческие члены группы (организации) — индивиды, ни прямо, ни косвенно не привлеченные для партисипативного осуществления управленческих функций.

Аффект — максимально выраженное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резкими изменениями важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями психической и моторной деятельности.

Аффилиация — стремление человека к взаимодействию с другими людьми и приобщению к какой-либо социальной группе.

Баланс властей — соотношение, устанавливающееся в процессе управления между властью руководителя и властью подчиненных.


КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ



Бюрократия — тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы.

Вербальный — имеющий непосредственное отношение к знаковому и, прежде всего, словесному (устному и письменному) материалу, а также к процессам оперирования с ним.

Вертикальное разделение труда — разделение и координация усилий выполнения составляющих работу компонентов (управления и производства). Вертикальное разделение создает уровни управления.

Власть — возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Власть, основанная на вознаграждении — власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потребность.

Власть, основанная на принуждении — влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его, затруднить удовлетворение его потребностей.

Внешняя мотивация — совокупность побудительных причин деятельности, не связанных непосредственно с ее содержанием, лежащих вне ее.

Внутренняя мотивация — совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).

Внушение — процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением критичности и сознательности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием его активного понимания, а также анализа и оценки на основе прошлого опыта.

Выученная беспомощность — психическое состояние, а также фиксированная форма поведения человека, в основе которых лежит стойкое убеждение в предопределенности результатов поведения внешними факторами, а не своими усилиями и действиями.

Гетерархия — принцип управления сверхсложными системами, при котором их функционирование регулируется двумя или более паритетными (равными по значимости) управляющими центрами.

Глубина (высота) иерархии — число иерархически соподчиненных уровней управления в организационной системе.

Горизонтальное разделение труда — разделение работы в организациях на составляющие компоненты, между которыми не устанавливаются отношения иерархической соподчиненности.

Группа — два лица или более, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...