Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

«Этап закрепления и совершенствования двигательного действия в физическом воспитании»

 

 

Исполнитель: студентка II курса,

ОФКиТ, группы 021

Лакетко Анастасия Александровна


Научный руководитель:

Старший преподаватель

Рогатко Анастасия Ивановна

 

Минск 2017

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................ 3
Глава 1. Основы формирования двигательного действия.............................. 4
1.1 Характерные особенности двигательных умений и навыков......... 4
1.2 Физиологическое обоснование формирования двигательных умений и навыков............................................................................................................. 6
1.3 Целевые установки в обучении двигательным действиям............ 11
Глава 2. Структура процесса обучения двигательным действиям на этапе закрепления и совершенствования двигательного действия................................................. 15
2.1. Общая характеристика этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия......................................................................................
2.2. Определяющие черты методики этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия....................................................
2.3. Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка..............................................................................................................................

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Научить управлять своими действиями, это значит — регулировать прилагаемые усилия, выполнения, форму, амплитуду, направление движения.
Актуальность темы: весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гиб­кий навык.
В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упраж­нений, повторение в форме соревнования на качество исполне­ния и результат, в игровой форме и др.
Условия выполнения действия усложняется вначале постепенно. Данный этап характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники и развития двигательных способностей, обеспечивающих максимальную эффективность действия. Это особенно актуально в спортивной тренировке.
Цель работы: выявить этап закрепления и совершенствования двигательного действия в физическом воспитании.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основы формирования двигательного действия.
2. Изучить структуру процесса обучения двигательным действиям на этапе
закрепления и совершенствования двигательного действия.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, заключения, списка ….. использованных источников. Объем работы составляет ….. страниц.

 


Глава 1. Основы формирования двигательного
действия


1.1 Характерные особенности двигательных умений и навыков

Л.П. Матвеев писал, что обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон – физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» [3].
По мнению Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова при овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения [2].

Ю.Ф. Курамшин считал двигательное умение таким уровнем овладения двигатель­ным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления. Характерными признаками двигательного умения являются: управление движениями происходит неавтоматизированно; сознание ученика загружено контролем каждого движения; невысокая быстрота выполнения действия; действие выполняется неэкономно, при значительной степени утом­ления; относительная расчлененность движений; нестабильность действия; нарочное запоминание действия. В процессе дальнейшего овладения двигательным действием уме­ние превращается в навык.
Двигательный навык – это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано, т.е. не требуется специально направленного на них внимания. Характерные признаки навыка:
автоматизированное управление движениями, т.е. сознание освобож­дается от подробного контроля над каждым движением, однако автомати­зация процесса выполнения движений не означает неосознанности дей­ствий. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи; слитностьдвижений, т.е. объединение ряда элементарных движе­ний в единое целое; отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая
быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении; высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную
задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних
условий, активном противодействии соперников и т.д.); прочность запоминаниядействия, т.е. навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (на­ учившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после
многолетнего перерыва).
Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменя­ется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овла­дения действием является двигательное умение, вторым – двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного на­выка бесконечен. Его основная задача – научить ученика свободно вла­деть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигатель­ные умения высшего порядка. Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигатель­ных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортив­ных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно
применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, раз­гадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения.
Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полез­но при определении образовательных задач.
От умений и навыков следует отличать привычки. Привычки – это усвоенное в процессе какой – либо деятельности действие, ставшее потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека. Привыч­ки бывают положительные и отрицательные. Двигательные привычки – это автоматически совершаемые движения, не связанные с целенаправ­ленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно [1]. Смотрите рисунок №1.1.

1.2 Физиологическое обоснование формирования двигательных умений и навыков

А.М. Максименко отмечал, что процесс обучения двигательным действиям представляет собой достаточно сложное и нелёгкое занятие как для учителя, так и ученика. Обучение может быть успешным только тогда, когда преподаватель строит процесс освоения техники движений с учётом физиологической, психологической, педагогической и структурной закономерностей, лежащих в основе современной теории обучения[4].
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов утверждали, деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно – познавательный
характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно – рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписании, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.
Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» – активность – цель – «достижение успеха».

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями изучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свойствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и
особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологии М.М.Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).

Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

1) Зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

2 Логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

3) Двигательный (кинестетический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.
Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы – антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощено.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.


1.Закон изменения скорости в развитии навыка.
Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления.
Неравномерность имеет две разновидности:

а) В начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) В начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.


2.Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.
Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) Внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных
приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) Внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.


Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).


3.Закон угасания навыка.
Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро
восстанавливается.

Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания[2].

5. Закон переноса двигательного навыка.
Е.М. Якуш отмечала, что весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигатель­ных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определен­ным образом на становление и проявление нового умения или навы­ка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть од­носторонне направлен­ными и обоюдными положительными и отрицательными прямыми и косвенными.
Различают два типа переноса навыков. Первый такой тип – когда процесс обу­чения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому дру­гой частью тела. Например, если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной ру­кой, то другая рука тоже овладеет этим навы­ком без упражнения. Данное благоприятное яв­ление установлено для пе­реноса двигательного навыка с ведущей (чаще правой) руки на другую (не ведущую, чаще левую).
Второй тип переноса навыков – когда обу­чение одному навыку влияет на обучение дру­гому навыку. Такое влияние может быть поло­жительным, отрицательным и нейтральным. Во всех от­раслях практической педагогики, в частности в процессе физического воспитания при обучении двигательным действиям, стара­ются максимально использовать «положитель­ный перенос». На­пример, навыки метания кам­ней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, грана­ты).

Положительным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык содействуют формированию, становле­нию других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигатель­ных действий. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.
Отрицательным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкуриру­ют с ними, тем самым затрудняют процесс изу­чения и закрепления последующих двигательных действий (интерфекренция ). Напри­мер, навык выполнения сальто назад в спортивной акробатике может замедлить освоение переворота назад, или, например, в легкой атлетике бегунам на средние дистанции не ре­комендуется развивать свои функциональные возможности в упражнениях на велоэргометре в силу различных двигательных и координационных структур цикличе­ских навыков.
Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.
Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навы­ков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совер­шенствование координационных и двигательных структур.
Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной ко­ординационной и двигательной структурой.
Косвенный (опосредованный) перенос навыков результат формирования навыка вначале не обнару­живается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи — например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.

Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содер­жания и структуры двигательных действий, а так же от стадии и условий их формирова­ния. Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смы­словой основы и главных звеньев техники двигательных дейст­вий. Исходя из этого, учеб­ный материал необходимо группировать и последовательно распределять в зависимости от степени сущест­венной общности двигательных действий - по смысловой основе, по структуре, чтобы по возможности максимально исполь­зовать положительный перенос умений, навыков, и исключить тормозящий эффект отрицательного переноса.
Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

1. При разработка программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подго­товки;
2. При планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или се­рии занятий;
3. При подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подго­товки.
На различных стадиях формирования двигательных умений и навыков возможность переноса неодинакова. В начале формирования двигательного умения перенос осуществ­ляется преимущественно на уровне ООД, при этом возможности переноса увеличиваются в случае, когда ООД достаточно полная и обобщенная. По мере формирования и упроче­ния двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двига­тельных автоматизмов, входящих в их состав. В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков. К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный пере­нос навыка может быть, по мере его упроче­ния, исключен и в даль­нейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновре­менном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются от­рицательные вза­имовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не всту­пают в отрицательные взаимодействия.
Все это означает, что перенос умений и навыков было бы неверно рассматривать как нечто неизменное. Одна из центральных проблем теории и практики обучения дви­гатель­ным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положи­тельного переноса двигательных уме­ний и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса и прев­ратить его по возможности в позитивный фактор. Решение этой непростой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетом за­кономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение определенного по­рядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом[5].

1.3 Целевые установки в обучении двигательным действиям

М.М. Боген писал, что в процессе обучения каждому отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения – действия, операции, так называемой основы техники или ее деталей) можно выделить три этапа, содержащие оп­ределенные стадии усвоения учебного материала. Рабо­та на этих этапах отличается по существу решаемых за­дач, содержанию используемых средств и методов обу­чения, особенностям формирования ориентировочной, ис­полнительной и контрольно-корректировочной частей действия.

На первом этапе происходит начальное изучение дей­ствия (в основном придерживаются традиционных фор­мул, однако в них вкладывается
содержание, отличаю­щееся от традиционного), чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения двигательного дей­ствия на уровне умения.
На втором этапе осуществляется углубленное детали­зированное
разучивание, чему соответствует стадия ус­воения действия на уровне умения.
На третьем этапе происходит закрепление и дальней­шее совершенствование действия, чему соответствует ста­дия усвоения действия на уровне навыка.
В зависимости от намеченного уровня усвоения изу­чаемого действия процесс может потребовать некоторого изменения состава применяемых средств, методов и форм организации учебного процесса. Кроме того, в зависимо­сти от специфики частных целей направления физическо­го воспитания могут меняться требования к глубине де­тализации задач и частных задач обучения, освоения дви­гательного действия, к тонкости дифференцирования уси­лий по отдельным характеристикам (величине, направлению, ритму, длительности).

1. Этап начального разучивания.
Цель данного этапа — сформировать знания и пред­ставления об условиях двигательной задачи и о способе ее решения; обеспечить формирование предпосылок со­здания основные обучения двигательным действиям и усвоения двигательного действия на уров­не умения.
Задачи, решаемые на этапе:
1. Осознать двигательную задачу, сформировать зри­тельно-логическое представление о способе ее решения;
2. Освоить инструкцию по формированию основным обучениям двигательных действий: а) вы­делить основные опорные точки в наблюдаемом двигательном действии, б) выделить (осознать) основные опорные точки в исполняемом двигательном действии, в) сформировать двигательные представления о действии в каждой основной опорной точке.
Эти задачи решаются последовательно.

2. Этап детализированного разучивания.
Основная цель этого этапа обучения — формирование двигательного умения, способности стабильно, на удов­летворительном уровне решать двигательную задачу 9 подробным сознательным контролем действия во всех основных опорных точках. Если на предыдущем этапе создавались предпосылки, необходимые для формирования двигательного умения, то на этом этапе происходит его становление. Для достижения цели решают следующие задачи:

1. Сформировать полное развернутое обучение двигательным действиям, осозна­ваемое во всех основных опорных точках.
2. Научиться выполнять изучаемое двигательное дей­ствие с подробным проговариванием вслух последова­тельности необходимых операций и контроля качества.
3. Сформировать идеомоторный (громкоречевой) об­раз изучаемого действия.
4. Уточнить действие во всех основных опорных точках, добиться минимального отклонения действия от оптимальных значений, описываемых его техникой.
5. Все задачи решают одновременно, и формирование умения есть интегральный итог этой работы.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Формирование двигательного навыка сопровождается окончательным устранением излишних закрепощений, экономизацией энергетических трат как за счет совер­шенствования координации работы мышц, так и за счет увеличения доли участия так называемых пассивных сил (инерции, тяжести, гидро– и аэродинамических, эф­фектов сохранения количества движения и т. п.) в осу­ществлении двигательного действия. Это создает предпо­сылки для увеличения скорости действия и его свободы. Ориентировочная основа действия усваивается в форме внутренней речи и значительно сокращается в осознава­емой части: по многим основным опорным точкам управление перемещается в подсознание, исчезает необходимость фиксации внима­ния на деталях действия, последовательности операций, что также позволяет увеличить быстроту исполнения. Автоматизируется не только исполнительная, но и контрольно-корректировочная часть действия. Оно стабили­зируется по отношению к возможным изменениям усло­вий двигательной задачи в своей обобщенной (вариа­тивной) схеме. Перечисленные особенности усвоения изучаемого двигательного действия на этом этапе определяют цели, чтобы
добиться:
1. Оптимальной свободы и эко­номичности;
2. Целесообразной быстроты;
3. Необходи­мой вариативности действия;
4. Автоматизированности действия.

Эти задачи решаются одновременно и последователь­но. Полноценное решение каждой из них зависит от ка­чества решения других[6].

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...