Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы и тенденции рынка лекарств в России

 

Одной из важнейших тенденций 2006–2007 гг. стало увеличение доли российских фармацевтических препаратов на отечественном рынке, что было обусловлено как удорожанием зарубежных лекарств, так и падением реальных доходов населения, подорвавшим платежеспособный спрос на фармацевтические товары. Следует отметить, что несмотря на рост доли отечественных производителей на рынке продаж фармпродукции, Россия по-прежнему находится в зависимости от иностранного поставщика.

По прогнозам экспертов в 2008 году российские производители постараются продолжить свою экспансию на внутреннем рынке. Активизируются и дистрибьюторские компании, тогда как зарубежные фирмы будут в значительной степени сохранять выжидательную позицию.

Опережающие темпы внутреннего обесценения рубля по сравнению с внешним по-прежнему остаются одним из важнейших факторов, подрывающих конкурентоспособность российских лекарств. В то же время, по мнению экспертов, в I квартале 2008 г. возможна относительная стабилизация долей рынка отечественных и зарубежных препаратов, хотя не исключается возможность дальнейшего усиления позиций зарубежных препаратов, но более медленными темпами.

Ниже на диаграмме приведена структура российского рынка лекарств на январь 2007 г. по производителям. Основными конкурентами для отечественных фармацевтических компаний являются предприятия стран СНГ, Прибалтики, Восточной Европы, а также Индии и Турции. Среди конкурентов такие традиционные для России поставщики, как Chinoin и Gedeon Richter (Венгрия), KRKA (Словения), Zork, Zdravle (Югославия), Ranbaxy Laboratories, Dr. Redd’s Laboratories, Torrent (Индия). Вместе они заполняют около 70% российского фармрынка.

 

 

С начала 90-х годов основная специализация фармзаводов конкурентов – производство дженериков – оригинальных разработок ведущих западных фирм, срок эксплуатации эксклюзивного патента на которые истек. Цены на такие лекарства ниже, чем на оригинальные препараты.

Другая группа поставщиков – это фармацевтические компании развитых стран: Astra, Bayer, Bristol-Myers Squibb (BMS), Ebewe, Hoechst, Pfizer, Glaxo Welcom и др. Таких компаний около 40, в основном они экспортируют препараты, не имеющие аналогов и по монопольно высоким ценам.

 


 

По мнению специалистов российский фармрынок дисбалансирован – дженерики занимают неоправданно большое место. Однако этот дисбаланс – лишь отражение уровня жизни россиян и состояния нашего практического здравоохранения. Конкретный пациент остается сегодня самым надежным потребителем, а так как он оплачивает свои лекарства в основном из собственного кармана, то предпочитает довольствоваться более дешевыми препаратами.

Ниже приведен перечень препаратов – лидеров импорта по данным за IV квартал 2006 года, который характеризует ассортимент ввозимых лекарственных препаратов.

 

Таблица 1. Перечень препаратов – лидеров импорта

Препарат Производитель Лек. форма и доза Кол-во упаковок, шт.
  Циннаризин Софарма АО таблетки 25 мг №50 1 262 740
  Kавинтон Гедеон Рихтер таблетки 5 мг №50 554 582
  Валокордин Kревель Мойзельбах Гмбх флакон капли 20 мл №1 1 352 340
  Kорвалдин Фармак АО флакон раствор 25 мл №1 744 000
  Kорвалол Химфарм АО флакон раствор 25 мл №1 615 000
  Валидол Фармак АО таблетки 0.06 №10 410 000
  Астрасепт Ферментафарма Биодил Лтд пастилка №8 1 278 000
  Троксевазин Медика ЕАД тубы гель 40г №1 2% 769 621
  Амиодарон Ривофарм СА таблетки 200 мг №30 600 000
  Омез Д-р Реддис лабораториз Лтд капсулы 20 мг №30 445 200
  Бактисубтил Хехст Мэрион Руссель капсулы №20 438 000

 

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в наибольшей степени импортируются следующие группы лекарственных препаратов:

· сердечно-сосудистые средства;

· антигипертензивные (гипертонические) средства.

За 2007 г. импорт медикаментов в Россию в целом вырос на 20% и в денежном выражении составил 1,33 млрд. долл. Согласно официальной информации ГТК РФ, основные поставки медикаментов осуществлялись из стран дальнего зарубежья (на сумму 1,31 млрд. долл.). При этом цены на медикаменты выросли в среднем на 15,2%. Важно отметить, что объем поставок антибиотиков в 2007 г. снизился по сравнению с 2006 г. на 7,9% и всего их было поставлено на сумму 30,7 млн. долларов. Цена же на антибиотики упала в среднем на 15%.

 

 


Заключение

 

Большая емкость рынка фармпрепаратов, уступающего по объему только рынку продуктов питания, и относительно слабая зависимость себестоимости производства на территории России от колебаний валютных курсов делают бизнес в этом секторе экономики привлекательным и стабильным.

Тенденции, складывающиеся на рынке фармпрепаратов России, свидетельствуют о том, что по мере преодоления кризисных явлений в экономике страны российские производители лекарственных средств постепенно будут получать преимущества в конкурентной борьбе с поставщиками фармпрепаратов зарубежного производства. При этом одним из основных факторов, влияющих на этот процесс, становится политика государства в области здравоохранения.

Анализ изменения потребностей населения страны в лекарственных препаратах в сопоставлении с инвестиционными возможностями государства позволяет прогнозировать рост частных инвестиций в фармацевтическую отрасль. Планы государства и некоторых компаний по развертыванию производства лекарственных средств, а также скорость освоения частными предпринимателями в современной России свободных или освобождающихся рынков оставляют от 3-х до 5-ти лет на относительно легкое вхождение в рынок.

С целью оценки состояния и выявления основных тенденций и перспектив развития российского фармацевтического рынка в 2007 г. журналом «Ремедиум» было проведено анкетирование более 1000 ведущих экспертов фармацевтического рынка. Опрос позволил получить данные, анализ которых дал возможность качественно оценить развитие российского фармацевтического рынка по ключевым параметрам на ближайшую перспективу. Результаты анкетирования демонстрируют тенденции изменения следующих показателей:

· доли импортных и отечественных лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке;

· доли безрецептурных (ОТС) и рецептурных (PD) фармпрепаратов;

· доли оригинальных лекарственных средств и дженериков.

По данным Госкомстата, в первом квартале 2007 г. произошло сокращение внутреннего производства лекарств на фоне резкого роста их импорта. В то же время по прогнозам экспертов в 2008 г. возможна относительная стабилизация долей рынка отечественных и зарубежных препаратов и постепенное увеличение доли российских готовых лекарственных средств на фармацевтическом рынке.

В 2008 г. ожидается дальнейшее возрастание роли аптек в продажах лекарственных средств на российском рынке, что, по-видимому, может быть объяснено отсутствием реальных изменений в финансировании лечебных учреждений. Сокращение доли продаж через больницы / поликлиники возможно и в дальнейшем. В то же время большинство экспертов прогнозирует дальнейший рост доли лекарственных средств, оплаченных населением, т.к. в 2008 г. вряд ли можно ожидать, что государство пойдет на какие-либо радикальные изменения в финансировании расходов на здравоохранение, особенно в условиях замедления темпов экономического роста и усиления инфляционных тенденций в экономике. Потребительский спрос формируется с двух сторон – со стороны государства и населением. Государственные закупки составляют около 30% всех расходов на лекарства, поэтому изменения региональных бюджетов в сторону роста закупок медикаментов могли бы весьма заметно увеличить объем фармацевтического рынка.

Увеличение производства в отрасли произошло по следующим видам лекарственных средств: для лечения сердечнососудистых заболеваний – 14 млн. упаковок, что на 6,6% больше, чем в январе-июне 2006 года.

Ожидается сохранение тенденции увеличения доли лекарственных средств, отпускаемых с отсрочкой платежа. Это является следствием укрепления рубля с последовавшим обострением конкуренции на российском фармацевтическом рынке. Российские компании вынуждены сосредоточить усилия как на повышении качества своей продукции, так и на проведении более гибкой сбытовой политики, которая, в частности, проявляется в росте продаж лекарственных средств с отсрочкой платежа.

Специалисты полагают, что, в целом, состояние просроченной задолженности государства за отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам в 2008 г. либо останется без изменений, либо ухудшится. Наиболее «уязвимым» звеном в цепочке платежей остается задолженность бюджета перед аптеками за льготный отпуск лекарств, тогда как состояние других видов задолженности будет относительно стабильным.

Прогнозируется дальнейшее повышение инвестиционной активности основных субъектов фармацевтического рынка. Перспективы развития российского фармацевтического рынка становятся все более определенными, тогда как конкуренция заметно усиливается. Если инвестиционная активность российских производителей объясняется необходимостью противостоять конкуренции зарубежных препаратов, то дистрибьюторы вступают в активную борьбу за потребителей, особенно на региональных рынках. Между тем эксперты вновь ожидают «подтягивания» зарубежных компаний, конкурентные преимущества которых на российском рынке в скором времени могут быть исчерпаны, что потребует от них создания в России собственной производственной базы.

 

 


Список литературы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...