Принципы формирования организационно-правовых форм предприятий
Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности Принципы формирования организационно-правовых форм предприятий Как известно, финансовая система страны представлена следующими элементами (звеньями): - государственными финансами; - финансами субъектов хозяйствования; - финансами системы страхования; - финансами в системе финансовых рынков и посредников (включая коммерческие банки); - финансами домашних хозяйств. Финансы организаций – это основа финансовой системы государства, поскольку состояние финансов организаций оказывает влияние на обеспеченность государственных и муниципальных фондов финансовыми ресурсами, а также на формирование доходов населения. Как показывает практика, в рыночной экономике особую роль играют коммерческие организации, основная цель деятельности которых – извлечение прибыли. Именно эти организации формируют добавленную стоимость, которая в дальнейшем делится между государством, юридическими и физическими лицами. Рассмотрим общие принципы формирования организационно-правовых форм в рыночной экономике. В ГК РФдается понятие юридического лица, под которым понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая этим имуществом по своим обязательствам. Кроме того, юридическое лицо обязано иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации и действует на основании учредительных документов: устава или устава и учредительного договора. В зависимости от цели создания и деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Цель коммерческой организации – извлечение прибыли с последующим распределением ее между участниками. Цель некоммерческой организации – это как правило, решение социальных задач. При этом, если некоммерческая организация все же ведет предпринимательскую деятельность, полученная прибыль не распределяется между участниками, а используется для реализации социальных задач.
Рис. 2. Структура коммерческих предприятий Хозяйственными товариществами и обществами являются коммерческие организации (рис. 2) с разделенным на вклады (доли) учредителей уставным капиталом. В хозяйственных товариществах участниками могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, в хозяйственных обществах – граждане июридические лица. При этом хозяйственное общество может основать один участник, который самостоятельно и полностью формирует уставный капитал. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также его приращение в процессе деятельности принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности. Создание хозяйственных товариществ в соответствии с законодательством может осуществляться в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное). Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенными между ними договорами занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. К моменту регистрации товарищества каждый участник обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал, а остальное – согласно учредительному договору. В противном случае участник обязан уплатить 10% годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки.
Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и «полное товарищество». Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором. Особенности полного товарищества: - предпринимательской деятельностью его участников признается деятельность самого товарищества как юридического лица; - при недостаточности имущества товарищества для погашения требований кредиторов взыскание может быть обращено на личное имущество полных товарищей, поэтому деятельность товарищества основана на личностно-доверительных отношениях всех участников, утрата или изменение которых влекут прекращение деятельности товарищества. Коммерческая практика показала, что такие товарищества нередко становятся формой семейного предпринимательства; - любой из участников полного товарищества занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества в целом, поэтому для создания и функционирования полного товарищества не требуется устав, устанавливающий компетенцию его органов. Единственным учредительным документом такой коммерческой организации является учредительный договор. Товарищество на вере – разновидность полного товарищества, которое по сравнению с последним имеет следующие особенности: - состоит из двух групп участников: полных товарищей и вкладчиков. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества. Вкладчики (коммандисты) лишь делают вклады в имущество, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам, несут риск убытков только в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вкладчик имеет право на часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале;
- управление осуществляют только полные товарищи, а вкладчикам это запрещено; - вкладчик сохраняет возможность свободного выхода из товарищества с получением своего вклада, может передать свою долю или часть ее как другому вкладчику, так и третьему лицу. При этом согласия полных товарищей не требуется. Полными товарищами по вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а вкладчиками – граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать вкладчиками. Хозяйственные общества создаются в следующих формах: акционерного общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и общества с дополнительной ответственностью (ОДО). ООО – предприятие, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли в соответствии с учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников не должно превышать 50. В противном случае ООО должно преобразоваться в ОАО или производственный кооператив в течение одного года. Размер уставного капитала не может быть менее 100-кратного МРОТ на дату регистрации. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – по сути, разновидность ООО. Отличается от ООО тем, что участники ОДО принимают на себя ответственность не только в размере вкладов, внесенных в уставный капитал, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, что фиксируется в учредительных документах. Очевидно, что в этом случае интересы кредиторов защищены в большей степени. Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Участники АО, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
АО может быть открытым и закрытым. Открытое АО – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, предусмотренных законодательством. Закрытым называется общество, акции которого распространяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества. АО может быть создано одним лицом в случае приобретения им всех акций общества. Однако в качестве такого единственного участника не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число учредителей ОАО не ограничено, однако число учредителей ЗАО не может превышать пятидесяти (согласно ФЗ «Об акционерных обществах»). Минимальный размер уставного капитала ОАО должен составлять не менее 1000-кратной суммы МРОТ, а ЗАО – не менее 100-кратной суммы МРОТ. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание и т.д.), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». Учредительный документ производственного кооператива – это его устав, утвержденный общим собранием его членов. Число членов кооператива должно быть не менее 5 человек. Кооператив не может функционировать в качестве «компании одного лица». По своим обязательствам кооператив отвечает всем своим имуществом. При недостатке средств члены кооператива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренном законодательством и уставом кооператива. Имущество кооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом. (Пай = паевой взнос + соответствующая часть чистых активов). Паевой взнос – это денежные средства, ценные бумаги, другое имущество и имущественные права. Земельные участки и природные ресурсы могут быть паевым взносом в пределах, допустимых законодательством. Оценка паевого взноса производится по сложившимся рыночным ценам. При стоимости взноса более 250 МРОТ необходимо подтверждение независимого оценщика. Если в конце второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше стоимости паевого фонда, то общее собрание объявляет об уменьшении паевого фонда. Однако уставом может быть закреплено, что определенная часть имущества составляет неделимые фонды, используемые на уставные цели.
Прибыль распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием и размером паевого взноса, а если член кооператива не принимает участия в его деятельности, то в соответствии с размером паевого взноса. В таких случаях размер распределяемой прибыли не может превышать 50% прибыли, распределяемой между обычными членами кооператива. Высший орган кооператива – общее собрание его членов. По решению общего собрания часть прибыли может распределяться между наемными работниками. Преимуществами производственного кооператива считаются: - прибыль кооператива распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с трудовым вкладом. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов. Такой порядок распределения материально заинтересовывает каждого члена кооператива более добросовестно относиться к своему труду; - наличие равных прав всех членов в управлении кооперативом, т.к. каждый из них имеет только один голос. Недостатки заключаются в том, что число членов в кооперативе должно быть не менее 5 человек, что существенно ограничивает возможности его создания. Каждый член кооператива несет ограниченную субсидиарную ответственность по долгам кооператива. Особое место в сфере финансов коммерческих организаций занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарные предприятия по сравнению с другими коммерческими организациями имеют ряд особенностей: - в форму хозяйствования заложен принцип унитарности, который означает, что соответствующая коммерческая организация не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником этого имущества является государство или муниципальное образование; - имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками унитарного предприятия; - во главе унитарного предприятия стоит единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным органом и подотчетен им; - имущество закрепляется за унитарным предприятием лишь на ограниченной вещной форме; - в зависимости от того, какие права предоставляет учредитель, унитарные предприятия подразделяются на две категории: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа муниципального управления. Собственник унитарного предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство вызвано действиями собственника. Унитарное предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией, чистой прибылью, полученной после уплаты налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли от использования имущества предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, при недостатке которых государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия. Производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом, установленным вышестоящим уполномоченным органом, в котором утверждаются следующие основные показатели: · объем поставок, их номенклатура, требования по качеству продукции, сроки поставок, цены и условия их изменения; · фонд оплаты и нормативы уменьшения его при невыполнении плана-заказа; · лимит численности работников. При недостатке собственных доходов на выполнение плана-заказа и плана развития казенным предприятиям выделяются средства из федерального бюджета. Коммерческие организации на практике чаще всего называют предприятиями, т.к. в соответствии со ст.132 ГК РФ предприятие – это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ, услуг и зарегистрированная в этом качестве в установленном законом порядке.
10.2. Экономическое содержание финансов организаций. Функции финансов организаций Финансы организаций – это система денежных отношений, возникающая в процессе их производственно-хозяйственной деятельности и связанная с функционированием в организации денежных фондов. В процессе формирования и использования денежных фондов организаций возникают следующие отношения, выражающие экономическое содержание финансов организаций: - между организацией и ее инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов; - между организацией, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов исполнения обязательств; - между организацией и кредитными учреждениями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств; - между организацией и наемным работником по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления; - между организацией и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов и сборов и своевременного осуществления этих платежей; - между организацией и государством при целевом финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством. Функции финансов организаций: - фондообразующая; - инвестиционно-распределительная; - доходо-распределительная; - контрольная. Важность указанных функций финансов заключается в том, что они направлены на решение следующих основных вопросов финансовой деятельности предприятия: - как сформировать источники финансирования; - куда вложить имеющиеся финансовые ресурсы; - как обеспечить ритмичность финансово-хозяйственной деятельности; - как удовлетворить требования собственников; - насколько успешно выполняют свои функции топ-менеджеры предприятия. Фондообразующая функция – реализуется в форме оптимизации пассивной части баланса предприятия и проявляется в оптимальном сочетании источников финансирования на предприятии с использованием многих источников: - взносы собственников; - кредиты и займы; - кредиторская задолженность; - реинвестированная прибыль. Инвестиционно-распределительная функция заключается в распределении финансовых ресурсов внутри предприятия исходя из экономической целесообразности и проявляется в распределении ресурсов предприятия - между структурными подразделениями и видами деятельности; - по видам активов. Основным критерием распределения финансовых ресурсов между структурными подразделениями предприятия является, как правило, прогнозируемая рентабельность. Распределительная функция с позиции структуры активов предприятия проявляется в стремлении оптимизировать активы баланса с целью обеспечения платежеспособности предприятия. Например, предприятию невыгодно держать на расчетном счете чрезмерно большие денежные средства, поскольку в этом случае они не работают. Вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины. Доходораспределительная функция реализуется в распределении прибыли для реинвестирования в развитие предприятия и(или) ее изъятия в виде дивидендов, процентов. Речь идет о том, что собственники могут: - поддерживать величину вложенного капитала на уровне, не предусматривающем увеличение деятельности предприятия, изымая избыточную прибыль; - реинвестировать прибыль. Контрольная функция заключается в том, что с помощью финансовых показателей может быть осуществлен контроль за целевым и эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия. Контрольная функция реализуется: - самим предприятием через систему внутреннего аудита, ревизии и контроля; - собственниками и контрагентами – путем внешнего аудита; - государством – через контроль правильности, полноты и своевременности платежей в бюджет.
Контрольные вопросы 1. Определите роль финансов организаций в финансовой системе страны. 2. Какие отношения можно назвать финансовыми? 3. Дайте определение юридического лица. Приведите классификацию юридических лиц в РФ. 4. В чем отличие целей деятельности коммерческих и некоммерческих организаций? 5. Охарактеризуйте принципы формирования организационно-правовых форм коммерческих предприятий. 6. Раскройте экономическое содержание финансов организации. 7. Какие функции финансов организации вам известны? 8. Существуют ли ограничения на число акционеров в акционерном обществе? 9. По каким направлениям осуществляется государственное регулирование финансовой деятельности организаций?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|