Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воображение. Виды воображения.




Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Мечта

Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто на будущее, а на желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин – образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека – образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности.

Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, – это осуществленная мечта. Новое поколение использует вещь, о которой мечтали и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а она порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спутник.

Исполнилась мечта К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего времени, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, наконец, исполнение. Прежде чем появился спутник, возникла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустойчивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом в космос полетел человек – это было удивительно и прекрасно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди мечтают о полете на другие планеты.

Однако мечта может возникать и сама собой, без специальной цели. В этом случае она относится к образам, рождаемым непроизвольным воображением.

Непроизвольное, пассивное воображение действует в основном тогда, когда человек грезит о чем-то наяву, когда он спит или дремлет. Образы в этих случаях рождаются как бы сами, непреднамеренно.

Непроизвольное воображение тоже нужно человеку. Ведь с его помощью можно уноситься в мечтах очень далеко, фантазировать о чем угодно. Это бывает весьма интересно. Надо только не забывать вовремя возвращаться на землю.

Иногда то, что человек видит в мечтах или даже во сне, так поражает его, что уже наяву он стремится достичь этой мечты. Мечта переходит из непроизвольной в произвольную и наоборот.

Образы искусства, научные открытия, изобретения нередко возникают непроизвольно, без намерения, но затем благодаря труду над ними становятся явью для всех людей.

Вот что писал об этом великий композитор В.А. Моцарт: «Когда я... нахожусь наедине с собой и в хорошем настроении... мои идеи появляются в наибольшем количестве. Почему и как это происходит – я не знаю. Я не могу насильственно вызвать их. Эти минуты удовольствия, радующие меня, я сохраняю в памяти. Я привык, как мне это советовали, напевать их мысленно. Если я продолжаю действовать таким образом, мне вскоре приходит в голову, как изменить тот или другой кусочек, как приготовить из него хорошее блюдо, как применить его... к особенностям различных инструментов и т.д.».

От мечты следует отличать беспочвенные мечтания, грезы.

Грезы

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова – героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов грезами и бесплодной мечтательностью пользуется как завесой от необходимости что-то делать: вот Манилов вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Мысли его незаметно занесли бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах».

Сновидения

Одни из наиболее интересных и загадочных образов, создаваемых непроизвольным воображением, – это сновидения. В сновидениях обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются, вступают в неожиданные, иногда совершенно невероятные сочетания. То же самое может происходить в полусонном, дремотном состоянии. Известный русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, деятельность тех участков коры больших полушарий головного мозга, которые отвечают за нашу сознательную деятельность, контролируют наши впечатления и представления, затормаживается. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней – перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Весьма характерными для сновидений являются:

  • их чувственная достоверность – когда человек видит сон, он часто ни на минуту не сомневается, что все это происходит с ним наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, он может критически отнестись к приснившимся фантазиям. Но и проснувшись, он нередко находится под впечатлением приснившегося;
  • невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;
  • явная или скрытая связь образов сновидений с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно думает о нем, и вот его образ появляется во сне.

Несмотря иной раз на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком.

Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

Иногда причиной сновидения служат бурные события, происшедшие за день. Сон снится как бы на ту же тему, в продолжение этих событий.

В некоторых случаях приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита.

И еще есть много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из специальной литературы.

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики.

Непроизвольное воображение может стать причиной различных страхов. Типичные переживания ребенка отражены в стихотворении С.Я. Маршака «Чего боялся Петя?»:

«В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете –
Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка.

В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете –
Это печка с кочергой.

Это печь,
А не яга,
Не нога,
А кочерга!

В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете –
Это старый чемодан.

Высоко – на крышу шкапа -
Чемодан поставил папа,
И светились два замка
При луне, как два зрачка...»

Психологам, педагогам и родителям нередко приходится сталкиваться с рассказами детей о страшных снах. Такие сны время от времени видят все люди, и ребенку в этом случае достаточно просто рассказать об этом и убедить его, что сон не связан с тем, что происходит наяву.

Гораздо большего внимания требуют повторяющиеся страшные сны и устойчивые дневные страхи. Как показывают специальные исследования, постоянные ночные кошмары являются отражением реального неблагополучия ребенка – сложные взаимоотношения, конфликты в семье, реальная или мнимая неуспешность ребенка, переживаемое им несоответствие представлениям родителей и педагогов о том, каким он должен быть. Поэтому, для того чтобы избавить ребенка от ночных страхов, необходимо прежде всего наладить его дневную жизнь, укрепить самооценку, повысить уверенность в себе. Нередко необходимо снизить требования к ребенку, обращаться с ним так, как если бы он был младше на год или даже на два.

Для преодоления устойчивых ночных и дневных страхов существуют и особые психотерапевтические приемы – специальные игры и рисунки. (Подробнее о них можно прочитать в книге: Захаров А.И. Что снится нашим детям: Как избавиться от страхов. – СПб., 1997.)

Вместе с тем непроизвольное воображение иногда позволяет увидеть опасность, которая на самом деле может случиться, и помогает избежать ее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...