Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интернациональные символы-жесты

Управление группой и разновидности команд

 

Групповые занятия должны организовываться таким образом, чтобы обеспечивать максимальную безопасность занимающихся, а также возможность слышать указания преподавателя и видеть, как он демонстрирует выполнение какого–либо упражнения или движения. Чаще всего преподаватель стоит лицом к группе, за исключением сложных моментов разучивания хореографии (перемещения по залу, повороты и сложные модификации движений). Это обеспечивает максимальный психологический контакт с группой. Все применяемые способы общения с занимающимися можно разделить в зависимости от их назначения на следующие группы:

- приемы обучения упражнениям и их проведению;

- приемы исправления ошибок;

- приемы регулирования нагрузки;

- приемы организации занимающихся.

В каждой из перечисленных групп существуют свои специфические способы, которыми хорошо должен владеть специалист в области физической культуры. Для учителей и инструкторов, ведущих занятия аэробикой, также предъявляются требования к знаниям этих приемов и умениям их правильно использовать. Часто в аэробике такие умения использовать указания и команды называются «къюингом» (от английского слова «cue», переводимого как «указание, намек»). «Кьюинг» предполагает объединение (одновременное использование) словесных (вербальных) и визуальных (невербальных) приемов. Указания, даваемые тренером во время занятия, должны быть правильными по форме и четкими. Инструкции для занимающихся должны использоваться правильно по времени (не нарушать ход урока), быть конкретными и точными, а также убедительными.

Указания и команды, используемые в аэробике

Словесные (вербальные):

- речевые обозначения (термины);

- речевые указания (начало и окончание движений, направ- ление; осанка и техника движений);

- цифровые (число повторений упражнений, «прямой» и «обратный» счет);

- речевая мотивация (поощрение).

Визуальные (невербальные):

- «язык движений» тела (показ упражнений с соблюдением требований к их технике);

- специфичные жесты (направление движений, «пальцевой»

счет, специальные обозначения);

- мимика (улыбка, кивок головой).

В словесных указаниях обычно используются несколько слов, составляющих информацию о смене движений, похвале или корректировке. Эффективность таких указаний во многом определяется умением тренера своевременно, четко и громко подавать их, не прерывая демонстрации движения и не сбивая дыхания.

Обычно в занятиях аэробикой применение оптических (визуальных) указаний и символики сочетается со словесными указаниями (занимающиеся быстрее воспринимают зрительную информацию). Это особенно важно, если педагогу необходимо одновременно дать несколько указаний, например, вести подсчет и информировать о начале нового движения.

Разработанная в СШÀ условная знаковая система управления группой значительно облегчает проведение занятий оздоровительной аэробики. Широкое применение визуальных указаний в тренировке привело к появлению интернациональных символов-жестов (табл. 7).

Для того чтобы применяемые жесты были понятны, они должны выполняться с некоторым опережением (хотя бы за 2-4 счета до начала следующего упражнения). Также необходимо сохранять жест некоторое время, чтобы занимающимся было ясно, какое движение последует. Демонстрация должна быть четкой и постоянной для конкретных движений.

К невербальным методам управления группой относятся также выразительные движения телом. Тренер должен подчеркивать своими движениями моменты расслабления, напряжения, характер танцевальных элементов и т. п. Важное значение имеет мимика. Невозможно проводить занятия при выражении недовольства, раздражительности, усталости на лице. Нельзя требовать сразу от занимающихся эмоционального выразительного исполнения слагаемых комбинации, а тем более комбинации целиком. Сконцентрируйте внимание на технической стороне, правильной последовательности элементов, ориентировки в пространстве, а затем вносите эмоциональность, выразительность. Очень важно, чтобы тренер контролировал у занимающихся качество выполнения упражнений и применял различные приемы информации о результате их действий. Это может быть корректирующая информация о биомеханических характеристиках движения (скорости, амплитуде, направлении и др.), оценочная информация (об эффективности, соответствии эстетическим стандартам и других характеристиках). Оценка должна иметь положительную, активизирующую занимающихся окраску.

Интернациональные символы-жесты

Команда-указание Символ-жест
Количество раз - «пальцевой счет». Показать пальцы левой (правой) согнутой в сторону руки, предплечье вверх (еще 4, еще 3, еще 2, еще 1) или (4, 3, 2 или 1, остальные в кулак).
Выполнять шаги на месте (March). Руки вперед – вверх ладонями внутрь.
Передвижение вперед. Согнуть руки (или одну руку) вперед, локти назад, ладонями внутрь и разогнуть их вперед.
Передвижение назад. Согнуть руки (или одну руку) вперед, предплечьями вверх, кисть в кулак, большие пальцы указывают назад.
Передвижение вправо/влево. Руки (или одна рука) ладонью вперед поднимаются в сторону, соответствующую направлению.
Движение скрестными шагами. Поднять руки скрестно над головой и затем показать направление движения.
Поворот или движение по дуге, круг. Круг рукой над головой в нужную сторону, указательный палец вверх, остальные в кулак.
Остановка стоп, закончить движение с переходом к следующему. Руку вверх, ладонью вперед. Или — согнуть руки над головой, левую в кулак.
Выполнить упражнение с начала. Согнуть руку над головой, ладонью.
Только смотреть (продолжая предыдущее задание). Согнуть руку перед глазами; развести) указательный и средний пальцы, остальные в кулак.
Движение с низкой ударной нагрузкой (Low impаct) Из положения левая (правая) рука согнута в сторону, предплечьем вверх, кисть повернута в сторону ладонью книзу на уровне уха – опустить руку вниз.
Движение с высокой ударной нагрузкой (High impаct). Из положения левая (правая) рука согнута в сторону, предплечьем вверх.
Хорошо! Согнуть руку вперед, большой палец вверх, остальные в кулак.
Приближающаяся смена упражнения. Руки на пояс или два быстрых хлопка или команда перехода ладонями.

 

Огромную помощь в проведении занятий имеет зеркало. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать с действиями тренера. Поэтому так важно оборудовать залы для аэробики зеркалами.

Содержание и объем информации в уроке зависят от этапа обучения и уровня подготовленности занимающихся. Использование визуальных и словесных подсказок в сочетании с демонстрацией упражнения чаще всего рекомендуется для групп, начинающих заниматься аэробикой, или разных по составу [5].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...