Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система показателей конъюнктуры рынка

Вопрос

Степень активности потребительского рынка определя­ется путем изучения рыночной конъюнктуры. Рыночная конъюнктура представляет собой форму проявления на потребительском рынке (отдельных его видах и сегмен­тах) системы факторов (условий), определяющих соотно­шение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции.

Конъюнктура потребительского рынка характеризуется определенными конъюнктурными циклами, в рамках каждо­го из которых выделяют следующие четыре стадии: 1) подъ­ем конъюнктуры; 2) конъюнктурный бум; 3) ослабление конъюнктуры; 4) конъюнктурный спад (рис. 24).

Подъем конъюнктуры связан с повышением активности рыночных процессов по данному товару. Он характеризуется ростом объема спроса и розничного товарооборота на рынке данного товара, повышением уровня цен на него, некоторым возрастанием уровня конкуренции в преддверии высокой ак­тивности рынка.

Конъюнктурный бум характеризует резкое возрастание объема спроса на рынке данного товара, которое объем предложения (несмотря на его рост) полностью удовлетво­рить не может. Одновременно растет уровень цен на товар; возрастает количество хозяйствующих субъектов, занятых его производством и продажей.

Ослабление конъюнктуры связано со снижением актив­ности на рынке данного товара, относительно полным насы­щением спроса и некоторым избытком предложения. Для этой стадии характерны сначала стабилизация, а затем и на­чало снижения уровня цен на товар.

Конъюнктурный спад на рынке данного товара является наиболее неблагоприятным его периодом с позиций возмож­ностей развития товарооборота. Он характеризуется самым низким объемом спроса и сокращением объема предложения (хотя объем предложения продолжает превышать объем спроса). На этой стадии конъюнктуры рынка существенно снижается уровень цен на товар; ряд хозяйствующих субъек­тов, занятых производством и продажей данного товара, по­кидают рынок, не выдержав конкуренции.

Смена всех стадий конъюнктуры рынка определенного товара происходит в среднем за 1—2 года. При этом стадии конъюнктуры товарного рынка могут совпадать, а могут и не совпадать с фазами общеэкономического развития страны.

Практика показывает, что конъюнктурный бум на рынке отдельных товаров может происходить даже в период обще­экономической депрессии, в то время как конъюнктурный спад на рынке конкретного товара может иметь место и в пе­риод подъема экономики.

В связи с циклическим развитием и постоянной измен­чивостью потребительского рынка необходимо систематиче­ски изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы формировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности раз­вития его объема и структуры.

Изучение конъюнктуры потребительского рынка в про­цессе управления товарооборотом торгового предприятия ох­ватывает следующие три этапа:

1. Текущее наблюдение за рыночной активностью, в первую очередь, в тех сегментах потребительского рынка, в которых торговое предприятие осуществляет (или намечает осуществлять в ближайшее время) свою коммерческую дея­тельность; Текущее наблюдение за состоянием потребитель­ского рынка требует формирования целенаправленной систе­мы показателей, характеризующих отдельные его элементы. Среди этих показателей особое внимание должно быть уде­лено динамике объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров (этот показатель отражает­ся статистикой); динамике среднего уровня цен и размера ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменению числа пунктов продажи данного товара в регионе и некото­рым другим. Результаты текущего наблюдения за конъюнк­турой потребительского рынка фиксируются в табличной или графической форме,

2. Оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка осуществляется в процессе анализа, основная цель ко­торого состоит в выявлении особенностей конкретных ее сегментов потребительского рынка и тех изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом.. Анализ конъюнктуры рынка в разрезе отдельных его сегментов проводится в два этапа.

На первом этапе анализа производится расчет системы аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру потребительского рынка (на основе наблюдаемых информативных показателей). К таким показателям относятся: товарооборот данной группы товаров в расчете на душу населения в регионе; средний товарооборот на один пункт продажи в регионе; темпы роста (снижений) средней цены на товар, скорректированные с учетом индекса инфля­ции.

На втором этапе анализа выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктурной стадии данного товарно­го рынка или его сегмента. Эти изменения по многим това­рам связаны с сезонностью их производства и потребления. Сезонность производства наиболее характерна для сельско­хозяйственной продукции – в период массового сбора уро­жая ее предложение обычно превышает объем спроса, в ре­зультате чего уровень цен на отдельные сельскохозяйствен­ные продукты существенно снижается; в дальнейшем по мере возрастания расходов по их хранению и подсортировке цены на них возрастают. Сезонность потребления наиболее харак­терна для многих непродовольственных; товаров – одежды, обуви головных уборов, стройматериалов и другие (наиболее ярким примером сезонности потребления являют­ся новогодние елочные украшения).

В процессе оценки текущей конъюнктуры должны быть выявлены и исключены из анализа ее тенденций отдельные краткосрочные ее колебания, вызванные действием случай­ных факторов. К таким факторам относятся: резкие измене­ния погодных условий; нарушения ритмичности работы же­лезнодорожного транспорта; стихийные бедствия; период праздников; паническая реакция покупателей или продавцов на ожидаемые экономические действия правительства (обмен денег, изменения в налоговой системе) и т.п.

3. Прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка. В условиях нестабильности экономического развития страны, отсутствия достоверной информации и по ряду дру­гих причин прогнозирование конъюнктуры ограничивается в настоящее время краткосрочным и среднесрочным периодом, что вполне достаточно для целей планирования товарооборо­та. Это прогнозирование осуществляется обычно двумя ос­новными методами: факторным и трендовым.

Факторный метод прогнозирования конъюнктуры ос­нован на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного товара, и определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде. Эти факторы подразделяются на экономические, демографические, социально-политические, природные и другие. При использовании факторного метода прогнозирования конъюнктуры рынка вначале изучается влияние различных факторов на отдельные его элементы, затем отбираются наиболее значимые из них (оказывающие наибольшее влияние) и строится многофакторная модель регрессии. Ряд крупных торговых предприятий, специализи­рующихся на реализации относительно небольшого числа групп товаров, могут самостоятельно разрабатывать много факторные конъюнктурные прогнозы (вводя в свой штат маркетологов — специалистов по изучению и прогнозирова­нию рынка). Другие торговые предприятия могут приобретать эту информацию у маркетинговых фирм, специализи­рующихся на прогнозировании конъюнктуры рынков от­дельных групп товаров, факторный метод используется при среднесрочном прогнозировании конъюнктуры потребитель­ского рынка.

Трендовый метод прогнозирования конъюнктуры осно­ван на распространении выявленной в процессе ранее прове­денной оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период. При этом пренебрегают случайными факторами воз­действия на эту тенденцию. Вместе с тем, следует учесть предстоящие уже известные изменения факторов внутрирыночных (например, неурожай отдельных видов сельскохо­зяйственной продукции) и общеэкономических (например, изменения системы налогообложения производства и реали­зации отдельных видов товаров; изменения порядка лицен­зирования товаров при осуществлении внешнеэкономических операций и т.п.). Этот метод доступен любому Торговому предприятию, так как базируется на результатах Текущего наблюдения и оценки конъюнктуры отдельных товарных рынков. Трендовый метод используется обычно для кратко­срочного прогнозирования конъюнктуры потребительского рынка.

 

Вопрос.

Правительство Беларуси до 1 января 2011 года продлило срок действия постановлений Совета министров №1834 и №1903, которым производителям разрешается продавать свои товары с учетом конъюнктуры рынка.

Напомним, что с целью разгрузки складов белорусских предприятий и с учетом мирового кризиса правительство Беларуси в конце 2008 года утвердило два положения, определяющих порядок реализации товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Согласно этим документам, белорусским организациям предоставлялось право реализовывать продукцию на внешнем и внутреннем рынках по ценам, определяемым с учетом рыночной конъюнктуры, в том числе ниже себестоимости. Исключение составляют лишь товары, на которые установлены фиксированные цены.

Утвержден был также и порядок реализации оптовыми и розничными торговыми организациями товаров по ценам ниже цен их приобретения, за исключением товаров, на которые установлены фиксированные цены, за счет снижения (отмены) торговой (оптовой) надбавки и (или) снижения цены приобретения по соглашению между указанными организациями и организацией-производителем (поставщиком).

 

Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка, программа исследований должна быть ориентирована прежде всего на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия, когда в основном ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков. Однако при этом учитывается состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Сбор информации — важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация — это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.

Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание следует уделять получению обширной специальной информации.

Для обеспечения наблюдения за товарным рынком или рынком сбыта предприятия (объединения) могут создавать собственные источники информации в виде: магазинов-опорных пунктов (базовых); сети торговых посредников; специализированных потребительских панелей.

Сеть магазинов-опорных пунктов создается предприятием для ведения наблюдения за развитием спроса населения в зоне сбыта (прямой маркетинг). Эта сеть формируется из числа фирменных магазинов торговли, осуществляющих продажу данных товаров в зоне сбыта и согласившихся на договорных началах наблюдать за развитием спроса.

Сеть торговых посредников организуется службой изучения рынка предприятия для осуществления наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара. В качестве торговых посредников целесообразно отбирать оптовые фирмы и торговые предприятия.

Потребительская панель организуется службой изучения рынка предприятия как выборочная совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям. Панельные исследования позволяют установить тенденции в изменении потребления и потребительских оценок в результате сравнения результатов опроса. Панель формируется по правилам, обеспечивающим представительность ее состава по ряду ключевых признаков, таких, например, как место жительства, пол, возраст, уровень личных доходов.

Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка — создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры. К таким показателям относятся:

- производство товаров в ассортименте; обновление товарного ассортимента;

- обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями; запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торговых организациях);

- забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса);

- продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная);

- изменение доли рынка, занимаемого предприятием; изменение доли рынка, занимаемого конкурентами; выполнение заявок на поставку товаров; изменение в спросе потребителей; величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;

- динамика цен;

- продажа товаров по сниженным ценам (в том числе уценка, сезонная распродажа и др.).

Служба изучения рынка предприятия анализирует данные о динамике производства товара в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров в розничной торговой сети.

Анализ этих данных позволяет сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар. Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по отдельным позициям ассортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка.

При изучении конъюнктуры товарного рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что, с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению со средне- и долгосрочными за счет более полной и достоверной информации о факторах и степени их влияния, а с другой стороны — более высокая вариация квартальных показателей по сравнению с годовыми снижает эту точность.

При исчислении ожидаемых показателей конъюнктуры не ставится задача предопределить на перспективу количественные значения факторов (размеры доходов, уровень цен и т.д.). Имеется в виду, что сложившиеся к моменту прогноза условия и тенденции в прогнозируемом периоде существенно не изменятся. Следовательно, требуется определить возможные результаты действия уже известных факторов, условий, тенденций и дать, по возможности, точную количественную оценку этих результатов, которые проявляются в изменении объема и структуры продажи и запасов товаров.

Учитывая особенности прогноза показателей конъюнктуры, наиболее целесообразным является применение экономико-статистических методов анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов. На основе анализа динамических рядов устанавливается тенденция развития и распространяется на ближайшую перспективу с учетом сложившихся закономерностей в развитии ресурсов товаров, покупательных фондов населения.

Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры носят многовариантный характер. Это определяется следующими обстоятельствами:

- любая расчетная величина носит вероятностный характер, не может быть дана однозначно и должна находиться в определенном интервале значений; один и тот же показатель может быть рассчитан с использованием различных методов, позволяющих получить различные итоговые данные;

- расчеты могут, а в ряде случаев и должны, осуществляться с учетом различных условий и разных количественных значений факторов.

Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов.

1. Сводный обзор, или доклад. Это основной документ с обобщающими показателями рынка товаров народного потребления. Анализируются динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры. Проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции, выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.

2. Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры. Документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. Выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблема конкретного товарного рынка.

3. Оперативная (сигнальная), конъюнктурная информация. Это документ, содержащий оперативную информацию, которая является своего рода «сигналом» об отдельных процессах конъюнктуры рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.

В качестве примера приведем схему конъюнктурного обзора рынка сбыта товаров. Конъюнктурный обзор состоит из следующих разделов.

 

Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде

 

Такая оценка осуществляется исходя из анализа информации о производстве, поставке, продаже и запасах товаров (конкретного предприятия), ритмичности поставок; результатах специальных наблюдений; данных о работе по обновлению продукции; повышении качества товаров и др.

 

В конъюнктурном обзоре отражаются итоги анализа указанных показателей в виде перечня товаров, пользующихся и не пользующихся повышенным спросом.

Результаты оценки работы предприятия отражают итоги анализа информации о ходе поставок товаров (нарушение договоров на поставку), проверках качества товаров и данных о рекламациях.

 

Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка

 

Освещаются основные направления развития конъюнктуры рынка на предстоящие один-два квартала. В данном разделе отражаются основные тенденции развития конъюнктуры рынка в прогнозируемом периоде:

- каких товаров будет недостаточно на рынке и какие могут оказаться в избытке;

- какие изменения могут произойти в продаже и товарных запасах;

- какие затруднения могут возникнуть с выполнением договорных обязательств под воздействием складывающейся конъюнктуры?

Прогноз возможных соотношений товарного предложения и потребностей рынка в товарах в предстоящих двух кварталах основан на балансовой увязке ожидаемого производства (поставки), прогноза потребности в товарах и необходимого уровня товарных запасов.

Раздел 3. Предложения и рекомендации

Этот раздел отражает результаты проведенного анализа и содержит следующее.

1. Перечень мер, которые необходимо принять для нормализации рынка сбыта (совершенствование графиков поставок, предложения по прямым связям, изменение зон сбыта, реклама, техническое обслуживание и т.д.).

2. Перечень товаров, выпуск которых необходимо сократить.

3. Перечень товаров, выпуск которых следует увеличить.

4. Перечень товаров, рекомендуемых к снятию с производства.

 

Конъюнктурные исследования проводятся в рамках маркетинговой деятельности предприятия. Для их регулярного осуществления необходимо иметь соответствующих квалифицированных специалистов. К исследованиям могут привлекаться и специализированные исследовательские организации.

 

 

Конъюнктура рынка – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

 

Понятие рыночной ситуации включает:

степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;

уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;

масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

уровень коммерческого (рыночного) риска;

сила и размах конкурентной борьбы;

положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

 

Система показателей конъюнктуры рынка

Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:

 

Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:

1.1. объем, структура и динамика предложения;

1.2. производственный и сырьевой потенциал предложения;

1.3. эластичность предложения.

 

Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

2.1. спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки;

 

2.2. потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам).: емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;

2.3. эластичность спроса.

 

Пропорциональность рынка характеризуют показатели:

3.1. соотношение спроса и предложения;

3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;

3.3. товарная структура товарооборота (продажи, услуг):

3.4. раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;

3.5. структура продавцов по формам собственности;

3.6. структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально-демографическим и другим потребительским признакам);

3.7. региональная структура рынка.

 

Тенденция развития рынка характеризуют показатели:

4.1. темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.

Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:

 

5.1. коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);

5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.

Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:

6.1. региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;

6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)

6.3. региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.

 

Деловая активность характеризуется показателями:

7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;

7.2. число, размер, частота и динамика сделок;

7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей.

 

Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

 

8.1. инвестиционный риск;

8.2. риск принятия маркетинговых решений;

8.3. риск случайных рыночных колебаний.

 

Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:

9.1. число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

9.2. общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи);

9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка;

9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);

9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...