Предметный тезаурус по ТиМОЛ
Адекватность образования – соответствие полученного образования объективным потребностям развития человека как личности.
Адекватность обучения – соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.
Адекватность системы – соответствие системы образования требованиям современного общества и тенденциям его развития. В динамично развивающемся обществе решающее значение имеет способность системы образования оперативно и упреждающе реагировать на социальные перемены, перестраиваться с учетом изменений и повышающего порога требований к человеку как субъекту многообразных видов деятельности. По общему убеждению, единственно адекватной современному обществу является система непрерывного образования.
Алгоритм – (от Аль-Хорезми – арабск. математик) – 1) совокупность правил, определяющих последовательность проведения вычислительных операций, процедуру нахождения искомого результата. 2) четкое предписание о наиболее целесообразном выполнении действий с учетом реальных условий, приводящих кратчайшим путем к желаемому результату.
Анализ -процедура расчленения предмета исследования на части, с выделением главных признаков, свойств и отношений.
Валидность – соответствие, согласованность исследовательского метода принятым критериям.
Воспитание – в широком смысле – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.
Гипотеза – научно обоснованное допущение, предположение исследователя о сущности педагогического явления, процесса или педагогической системы, о путях и способах получения нового педагогического знания, требующее экспериментальной проверки и научного доказательства.
Глоссарий – словарь основных терминов и понятий, используемых в исследовании.
Гуманистическая педагогика – направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.
Дедукция – переход от общего педагогического знания о явлениях и процессах определенного типа к частному знанию об отдельных явлениях и процессах; способ мышления исследователя, при котором новое положение выводится логикой перехода от общих положений к частным выводам, форма соотношения общего и частного в исследовании; метод педагогического прогнозирования.
Доминанта – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо; в педагогике – основные закономерности учебно-воспитательного процесса, которые необходимо учитывать при обучении и воспитании.
Действительность педагогическая – мир реально функционирующих педагогических процессов и объективно существующих педагогических явлений в педагогической практике человека во всем многообразии их форм, связей и отношений.
Деятельностный подход – принцип изучения педагогических явлений и процессов из развития, когда в основе исследования обучения, воспитания и развития рассматривается деятельность субъектов педагогического процесса.
Задача – отраженная в сознании проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами, знания и опыта; одна из форм проектирования содержания обучения.
Задача педагога – осознание педагогом необходимости перевода объекта или субъекта педагогического воздействия из одного состояния обученности, воспитанности, развития в новое состояние, более высокое по уровню обученности, воспитания, развитости, и поиск ил выбор необходимых для этого педагогических средств и условий.
Закономерность – объективно существующая, устойчиво проявляющаяся связь и отношение между педагогическими явлениями или сторонами педагогического процесса.
Замысел исследования – основная концептуальная идея, разработанная под нее стратегия научного поиска и план действий исследователя.
Индукция – способ исследования частных явлений и процессов, получение конкретных научно-педагогических фактов и переход от них к поиску общих тенденций, закономерностей и типов связи, т.е к общим выводам и заключениям.
Инновация – все новое, вводимое в педагогические системы и традиционно организуемый педагогический процесс в данный исторически временной период развития педагогической практики.(Н.В. Бордовская) в обучении –введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей, учащихся, изменения в стиле мышления. (С.М. Вишнякова)
Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество современного образования определяется факторами, обуславливающими его социальную эффективность, такими как: содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности; высокая компетентность педагогических работников; новейшие педагогические технологии и соответствующая им материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность, полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.
Личностно-ориентированное образование – система образования, основанная на организации взаимодействия учащихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обучаемых способностей к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации; ядром этой системы провозглашается личность обучаемого. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Личностный подход – 1) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, самосознательному ответственному субъекту собственного развития и субъекту воспитательного взаимодействия. Л.п. – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым учащимся и коллективом, предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей.(С.М. Вишнякова) 2) отношение педагога, осознающего себя личностью, к ученику или воспитаннику как личности и субъекту педагогического воздействия с учетом его индивидуальных особенностей в развитии, поведении и отношениях. (Н.В. Бордовская) Логика исследования – правило, процедура, структура и этапы исследования.
Методологическое обеспечение исследования – идеи, положения, теории, принципы, подходы, на основе которых планируется, разворачивается, осуществляется исследование и каждое из которых используется в свое время и в нужном месте в ходе исследования.
Методология педагогического исследования – направление в методологии педагогики, раскрывающее идеи, принципы, методы, логику и технологию организации и проведения педагогического исследования, критерии оценки его качества.
Метод – способ достижения определенных целей, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки Метод – путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету.
Методы педагогического исследования – совокупность способов и приемов изучения, познания и преобразования педагогической действительности.
Мониторинг – контроль за изменением и развитием педагогического объекта с систематическим и последовательным отслеживанием результатов и постоянным ознакомлением с этими результатами участников обследуемого процесса.
Объект исследования – часть педагогической действительности, на которую направлен процесс научного познания, изучения, объяснения или преобразования с применением научных методов.
Онтология – часть или раздел педагогической науки, включающий теоретические основы и категории педагогической науки, методы и принципы выявления и определения сущности основных педагогических объектов.
Основы (методологические) – педагогики и педагогического исследования – главные источники и идеи развития педагогики или положения, определяющие замысел, логику и ход педагогического исследования.
Парадигма педагогическая – система научных достижений (теорий, принципов, методов), лежащих в основе развития педагогической науки и практики, при их замене говорят о смене парадигмы.
Педагогическая система – совокупность элементов педагогического процесса и их связи в статике и динамике, отражающая поэтапную смену целей, средств их достижения, характера деятельности педагога и учащегося, результатов педагогического процесса.
Педагогическая технология -система педагогических действий и применяемых средств для достижения педагогической цели, осуществляемая в соответствии с определенной логикой и принципами, достаточно легко воспроизводимая любым педагогом, подготовленным к такой работе.
Педагогический процесс – процесс постановки и определения целей педагогической деятельности, средств и условий их реализации, организация этой деятельности через педагогическое воздействие с объектами педагогического воздействия, контроль за ходом этой деятельности, оценка ее результативности и эффективности.
Предмет исследования – те свойства и отношения между педагогическими явлениями и процессами, которые должны обеспечить повышение результативности и эффективности в решении педагогических задач.
Решение педагогической проблемы – разрешение осознанного педагогом противоречие между несоответствием наличного педагогического знания и педагогического опыта, либо через получение нового опыта, либо через и то и др.
Синтез – движение мысли от более частного к общему, соединение частей в единое целое, установление взаимодействие и связи между элементами целого.
Ситуация – 1) условия, побуждающие к педагогической деятельности; единица системного изучения педагогического процесса как акта педагогического взаимодействия ее субъектов в соответствии с набором всех ее средовых условий и факторов. 2) система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность к элементам ситуации и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение.
Социализация – процесс усвоения индивида определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
Структура исследования – взаимное расположение частей, составляющих единое целое и раскрывающих его внутреннюю организацию, отражая логику построения и хода исследования.
Таксономия целей – число и последовательность целей, связанных между собой определенной общностью признаков, характеризующих эту совокупность.
Тезаурус – словарь языка исследования (основных понятий и категорий) с полной расшифровкой смысловой информации, т.е. определением каждой «единицы».
Теоретические основы исследования – самостоятельно разработанная автором концепция исследования.
Термин педагогический – точно ограниченное в научном и практическом смысле педагогическое понятие, раскрывающее смысл однородных педагогических явлений или процессов.
Типология в педагогике – процесс распределения педагогических объектов одного класса на группы (типы), обладающие существенно разными качественными признаками.
Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Существует взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей общества и деятельностью личности.
Этика – 1) учение о морали, нравственности, о ее нормах и роли в обществе как философская дисциплина и одна из форм идеологии. Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические поступки. В царстве этически значимых ценностей различаются: главные человеческие ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, силы, свободы, цели, целеустремленности, сострадания, предвидения); добродетели (справедливость, ответственность, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение); частные этические ценности (ценность личности, любовь к далекому). 2) совокупная система нравственных правил и норм поведения общественной или профессиональной группы (врачебная этика)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|