Тема 01-05. Развитие представлений о движении
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Тема 01-01. Научный метод познания Метод – определенные правила, приемы, нормы познания и действия. Свойства научного знания: - объективность - достоверность - точность - системность Методы научного познания: - наблюдение - измерение - индукция - анализ - синтез - абстрагирование - дедукция - моделирование - эксперимент. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. Требования к научным гипотезам: - соответствие эмпирическим фактам - проверяемость (принципы верификации и фальсификации) Верификация –эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, результатами экспериментов. Фальсификация – критерием научности теории является ее опровержимость. Если какое-либо учение построено так, что в состоянии истолковать любые факты (астрология, теология и т.д.), т.е. неопровержимо в принципе, то оно не может считаться научным. Научная теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Принцип соответствия – новая теория, как правило, полностью не отвергает предыдущую, она устанавливает для нее границы применимости и включает ее в себя на правах частного случая. Тема 01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры Естествознание - наука о Природе как о единой целостности, а также комплекс отдельных наук о природе, тесно связанных между собой. Дифференциация наук – подразделение на более мелкие отрасли для более тщательного изучения какого-либо фрагмента действительности (физика →механика, термодинамика, оптика, физика атома, электричество и т.д.)
Интеграция наук – возникновение новых наук на стыке существующих (биохимия, химическая физика, биоэтика…) Гуманитарные науки, их основные отличия от естественных: - субъективность знания - нестрогий образный язык - интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации. Математика – универсальный язык естествознания. Псевдонаука - имитация научной деятельности. Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность - некритический подход к исходным данным - невосприимчивость к критике - отсутствие общих законов - неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных.
Тема 01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) Древняя Греция: программа рационального объяснения мира: в мире происходят закономерные события, которые могут быть познаны человеком (рацио – разум). Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию). Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте. Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте. С современной точки зрения атомистическая и континуальная исследовательские программы –взаимо дополнительны. Научная картина мира – системные научные представления о строении мира, характеристиках, закономерностях и тенденциях его эволюции.
Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира: - о материи и формах ее существования - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира). Научные картины мира в истории развития естествознания: механическая (МКМ), электромагнитная (ЭМКМ), неклассическая или квантовополевая КПКМ (1-я половина XX в.), современная эволюционная. Тема 01-04. Развитие представлений о материи Материя – объективная реальность, существующая независимо от человека, дана ему в ощущениях, отражается его сознанием. Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных частиц-корпускул. Материальная точка — основная абстракция классической механики. Атомно-молекулярное учение – основа химического знания. Учение о составе - первый уровень научного химического знания: состав соединения целиком определяет его свойства. Учение о строении - второй уровень научного химического знания: свойства зависят не только от состава, но структуры молекулы. Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле. Возмущение физического поля распространяется в пространстве в виде волны, основной характеристикой которой является длина волны или частота. Спектр электромагнитных волн: радиоволны – инфракрасное излучение – видимый свет – ультрафиолетовое излучение – рентгеновское излучение – гамма-излучение. Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн. «Красное смещение» - увеличение длины волны при удалении источника и приемника волн друг от друга. Современная научная картина мира: три формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум. Тема 01-05. Развитие представлений о движении Механическая картина мира: единственная форма движения —перемещение тела в пространстве. Описание механического движения материальной точки: координаты, скорость, траектория. Система отсчёта, её основные элементы: тело отсчета (система координат), часы. Первый закон Ньютона (закон инерции Галилея): сохранение скорости тела в отсутствие воздействий на него.
Второй закон Ньютона: воздействие на тело вызывает изменение его скорости (ускорение). Электромагнитная картина мира: движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн). Состояние объекта определяется: - в МКМ одновременным заданием координат и скоростей; - в ЭМКМ: одновременным заданием характеристик поля (напряженностей Е и Н) в каждой точке пространства в каждый момент времени. Движение рассматривается как изменение состояния. Химическая форма движения: химический процесс. Учение о закономерностях химических процессов — третий уровень научного химического знания. Эволюционная химия — четвёртый уровень научного химического знания: исследует процессы исторической эволюции химических соединений, приведшие к образованию биополимеров и созданию условий для возникновения жизни. Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы. Современная научная картина мира: эволюция - универсальная форма движения материи. Глобальный эволюционизм – развитие во времени природы как целого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|