Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 01-05. Развитие представлений о движении




Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Тема 01-01. Научный метод познания

Метод – определенные правила, приемы, нормы познания и действия.

Свойства научного знания:

- объективность

- достоверность

- точность

- системность

Методы научного познания:

- наблюдение

- измерение

- индукция

- анализ

- синтез

- абстрагирование

- дедукция

- моделирование

- эксперимент.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией.

Требования к научным гипотезам:

- соответствие эмпирическим фактам

- проверяемость (принципы верификации и фальсификации)

Верификация –эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, результатами экспериментов.

Фальсификация – критерием научности теории является ее опровержимость. Если какое-либо учение построено так, что в состоянии истолковать любые факты (астрология, теология и т.д.), т.е. неопровержимо в принципе, то оно не может считаться научным.

Научная теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Принцип соответствия – новая теория, как правило, полностью не отвергает предыдущую, она устанавливает для нее границы применимости и включает ее в себя на правах частного случая.

Тема 01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Естествознание - наука о Природе как о единой целостности, а также комплекс отдельных наук о природе, тесно связанных между собой.

Дифференциация наук – подразделение на более мелкие отрасли для более тщательного изучения какого-либо фрагмента действительности (физика →механика, термодинамика, оптика, физика атома, электричество и т.д.)

Интеграция наук – возникновение новых наук на стыке существующих (биохимия, химическая физика, биоэтика…)

Гуманитарные науки, их основные отличия от естественных:

- субъективность знания

- нестрогий образный язык

- интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов

- сложность (или невозможность) верификации и фальсификации.

Математика – универсальный язык естествознания.

Псевдонаука - имитация научной деятельности.

Отличительные признаки псевдонауки:

- фрагментарность

- некритический подход к исходным данным

- невосприимчивость к критике

- отсутствие общих законов

- неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных.

 

Тема 01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

Древняя Греция: программа рационального объяснения мира: в мире происходят закономерные события, которые могут быть познаны человеком (рацио – разум).

Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию).

Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте.

Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте.

С современной точки зрения атомистическая и континуальная исследовательские программы –взаимо дополнительны.

Научная картина мира – системные научные представления о строении мира, характеристиках, закономерностях и тенденциях его эволюции.

Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира:

- о материи и формах ее существования

- о движении

- о взаимодействии

- о пространстве и времени

- о причинности, закономерности и случайности

- о космологии (общем устройстве и происхождении мира).

Научные картины мира в истории развития естествознания: механическая (МКМ), электромагнитная (ЭМКМ), неклассическая или квантовополевая КПКМ (1-я половина XX в.), современная эволюционная.

Тема 01-04. Развитие представлений о материи

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человека, дана ему в ощущениях, отражается его сознанием.

Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных частиц-корпускул.

Материальная точка — основная абстракция классической механики.

Атомно-молекулярное учение – основа химического знания.

Учение о составе - первый уровень научного химического знания: состав соединения целиком определяет его свойства.

Учение о строении - второй уровень научного химического знания: свойства зависят не только от состава, но структуры молекулы.

Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле.

Возмущение физического поля распространяется в пространстве в виде волны, основной характеристикой которой является длина волны или частота.

Спектр электромагнитных волн: радиоволны – инфракрасное излучение – видимый свет – ультрафиолетовое излучение – рентгеновское излучение – гамма-излучение.

Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн.

«Красное смещение» - увеличение длины волны при удалении источника и приемника волн друг от друга.

Современная научная картина мира: три формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум.

Тема 01-05. Развитие представлений о движении

Механическая картина мира: единственная форма движения —перемещение тела в пространстве.

Описание механического движения материальной точки: координаты, скорость, траектория.

Система отсчёта, её основные элементы: тело отсчета (система координат), часы.

Первый закон Ньютона (закон инерции Галилея): сохранение скорости тела в отсутствие воздействий на него.

Второй закон Ньютона: воздействие на тело вызывает изменение его скорости (ускорение).

Электромагнитная картина мира: движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн).

Состояние объекта определяется:

- в МКМ одновременным заданием координат и скоростей;

- в ЭМКМ: одновременным заданием характеристик поля (напряженностей Е и Н) в каждой точке пространства в каждый момент времени.

Движение рассматривается как изменение состояния.

Химическая форма движения: химический процесс.

Учение о закономерностях химических процессов — третий уровень научного химического знания.

Эволюционная химия — четвёртый уровень научного химического знания: исследует процессы исторической эволюции химических соединений, приведшие к образованию биополимеров и созданию условий для возникновения жизни.

Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы.

Современная научная картина мира: эволюция - универсальная форма движения материи.

Глобальный эволюционизм – развитие во времени природы как целого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...