Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толкование суры «ат-Тауба»

Сура «ат-Тауба» («Покаяние»)

1. Аллаh и Его Посланник освобождены от договоров, которые вы заключили с многобожниками.

2. Посему странствуйте по земле в течение четырех месяцев и знайте, что вам не сбежать от Аллаhа и что Алллах опозорит неверующих.

3. В день великого паломничества Аллаh и Его Посланник объявят людям о том, что Аллаh и Его Посланник отрекаются от многобожников. Если вы раскаетесь, то тем лучше для вас. Если же вы отвернетесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаhа. Обрадуй же вестью о мучительном наказании всех неверующих,

4. кроме тех многобожников, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллаh любит богобоязненных.

5. Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них всякую засаду. Если же они раскаются, будут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллаh – прощающий, милосердный.

6. Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать слова Аллаhа. Затем доставь его в безопасное место, потому что они – невежественные люди.

7. Может ли быть у многобожников договор с Аллаhом и Его Посланником, не считая тех, с которыми вы заключили договор у Заповедной мечети? Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллаh любит богобоязненных.

8. Какой [договор может быть с многобожниками]? Если они одолеют вас, то не станут соблюдать перед вами ни родственных, ни договорных обязательств. На словах они пытаются угодить вам, но в сердцах они питают к вам отвращение, ведь большая часть из них – грешники.

9. Они продали знамения Аллаhа за ничтожную цену и сбили [людей] с Его пути. Как же отвратительны их деяния!

10. Они не соблюдают по отношению к верующим ни родственных, ни договорных обязательств. Они – преступники!

11. Но если они раскаются, будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере. Мы разъясняем Наши знамения для людей, обладающих знанием.

12. Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят.

13. Неужели вы не сразитесь с людьми, которые нарушили свои клятвы и вознамерились изгнать Посланника? Они начали первыми. Неужели вы боитесь их? Вам надлежит больше бояться Аллаhа, если вы являетесь верующими.

14. Сражайтесь с ними. Аллаh накажет их вашими руками, опозорит их и одарит вас победой над ними. Он исцелит груди верующих людей

15. и удалит гнев из их сердец. Аллаh прощает, кого пожелает, ибо Он – знающий, мудрый.

16. Неужели вы полагали, что будете брошены, пока Аллаh не распознает тех из вас, которые сражались и не избирали себе помощников, кроме Аллаhа, Его Посланника и верующих? Воистину, Аллаh ведает о том, что вы вершите.

17. Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаhа, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в адском огне.

18. Только тот оживляет мечети Аллаhа, кто уверовал в Аллаhа и в Судный день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаhа. Возможно, они окажутся на верном пути.

19. Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к [деяниям] тех, кто уверовал в Аллаhа и в Судный день и боролся на пути Аллаhа? Они не равны перед Аллаhом, и Аллаh не ведет прямым путем несправедливых людей.

20. Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаhа, не щадя своего имущества и своих жизней, выше пред Аллаhом. Они окажутся преуспевшими.

21. Господь обрадует их вестью о своей милости, своем благоволении и садах, в которых им уготована вечная благодать.

22. Они пребудут в них вечно. Воистину, Аллаh вознаграждает великой наградой.

23. О те, которые уверовали! Не считайте друзьями ваших отцов и братьев, если они предпочли вере неверие. А те из вас, кто дружит с ними, являются беззаконниками.

24. Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы облюбовали, милее вам, чем Аллаh, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллаh не придет со своим велением. Аллаh не наставляет на прямой путь грешных людей».

25. Аллаh одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять.

26. Потом Аллаh ниспослал спокойствие своему Посланнику и верующим, ниспослал воинов, которых вы не видите, и подверг наказанию тех, кто не верует. Таково возмездие неверующим!

27. А после этого Аллаh примет покаяния тех, кого пожелает, ибо Аллаh – прощающий, милосердный.

28. О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого года не приближаются к Заповедной мечети. Если же вы боитесь бедности, то Аллаh обеспечит вас богатством по щедрости своей, если пожелает. Воистину, Аллаh – знающий, мудрый.

29. Сражайтесь с теми из людей писания, кто не верует ни в Аллаhа, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллаh и Его Посланник, кто не исповедует истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.

30. Иудеи сказали: «‘Узейр – сын Аллаhа». Христиане сказали: «Мессия – сын Аллаhа». Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллаh! До чего они отвращены!

31. Они признали господами помимо Аллаhа своих ученых и монахов, а также Мессию, сына Марйам. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают к Нему!

32. Они хотят потушить свет Аллаhа своими устами. Но Аллаh не допустит этого и завершит [распространение] своего света, даже если это ненавистно неверующим.

33. Он – тот, который отправил своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы вознести ее превыше всех остальных религий, даже если это ненавистно многобожникам.

34. О те, которые уверовали! Воистину, многие из ученых и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаhа. Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаhа, мучительным наказанием.

35. В тот день они будет раскалены в адском огне, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. [Им будет сказано]: «Вот то, что вы накопили для себя. Вкусите же то, что вы копили!»

36. Воистину, число месяцев у Аллаhа – двенадцать. Так было записано в писании в тот день, когда Аллаh сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не причиняйте в них вреда сами себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе, подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе. Знайте, что Аллаh – с богобоязненными.

37. Откладывание [запретного месяца] только увеличивает неверие. От этого неверующие впадают в заблуждение. В один год они объявляют его дозволенным, а в другой год объявляют его запретным, чтобы уравнять количество [месяцев], которые Аллаh сделал запретными. Они объявляют дозволенным то, что запретил Аллаh. Их злодеяния кажутся им прекрасными, и Аллаh не ведет прямым путем неверующих людей.

38. О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаhа, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем жизнью будущей? Но наслаждение мирской жизнью по сравнению с жизнью будущей ничтожно.

39. Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительному наказанию и заменит вас другим народом. Вы ничем не навредите Ему, ибо Аллаh властен над всем сущим.

40. Если вы не окажете ему поддержки, то ведь Аллаh уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллаh – с нами». Тогда Аллаh ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллаh сделал слово неверующих нижайшим, тогда как слово Аллаhа превыше всего. Аллаh – великий, мудрый.

41. Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаhа своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.

42. Если бы их ожидали близкая нажива и легкая дорога, то они последовали бы за тобой. Но расстояние показалось им дальним, и они будут клясться Аллаhом: «Если бы мы могли, то непременно отправились бы с вами». Они губят себя, и Аллаh знает, что они являются лжецами.

43. Да простит тебя Аллаh! Почему ты разрешил им, пока тебе не стало ясно, кто говорит правду, а кто является лжецом?

44. Те, которые веруют в Аллаhа и в Судный день, не спрашивают у тебя дозволения на то, чтобы сражаться своим имуществом и своими душами. Аллаh знает тех, кто богобоязнен.

45. У тебя просят дозволения только те, которые не веруют в Аллаhа и в Судный день, сердца которых пребывают в сомнении. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве.

46. Если бы они желали выступить в поход, то приготовились бы для этого. Однако Аллаh не пожелал, чтобы они отправились в поход, и задержал их. Им было сказано: «Сидите вместе с теми, кто остался сидеть».

47. Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Аллаh знает беззаконников.

48. Они и раньше стремились посеять смуту и представляли тебе дела в искаженном виде, пока не явилась истина и не проявилось веление Аллаhа, хотя это и было им ненавистно.

49. Среди них есть и такой, который говорит: «Позволь мне и не ввергай меня в искушение!» Безусловно, они уже впали в искушение. Воистину, адское пламя объемлет неверующих.

50. Если тебе перепадает благо, это огорчает их. Если же тебя постигает беда, они говорят: «Мы заранее приняли меры предосторожности для себя». И они уходят, забавляясь.

51. Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано Аллаhом. Он – наш покровитель. И пусть на Аллаhа уповают верующие».

52. Скажи: «Неужели вы ожидаете, что нам выпадет что-либо, кроме одного из двух благ? Мы тоже ждем, что Аллаh поразит вас наказанием от себя или же накажет вас нашими руками. Ждите, и мы подождем вместе с вами».

53. Скажи: «Станете ли вы делать пожертвования по доброй воле или по принуждению – от вас все равно не будет принято, поскольку вы являетесь людьми распутными».

54. Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаhа и Его Посланника, лениво совершают намаз и нехотя делают пожертвования.

55. Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллаh желает только наказать их детьми и имуществом в этом мире, дабы они расстались со своими душами неверующими.

56. Они клянутся Аллаhом, что принадлежат к вам. Однако они не принадлежат к вам. Напротив, они – боязливые люди.

57. Если бы они нашли убежище, пещеру или укрытие, то они поспешно направились бы туда.

58. Среди них есть такие, которые обвиняют тебе из-за милостыни. Если им достается что-либо из милостыни, то они остаются довольны, если же им ничего не достается, то они сердятся.

59. Лучше бы они довольствовались тем, что даровали им Аллаh и Его Посланник, и сказали: «Нам достаточно Аллаhа. Аллаh одарит нас по своей щедрости, а также Его Посланник. Воистину, мы молимся на Аллаhа!»

60. Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается [сбором и распределением пожертвований], и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаhа и для путников. Таково предписание Аллаhа. Воистину, Аллаh – знающий, мудрый.

61. Среди них есть такие, которые обижают Пророка и говорят: «Он есть ухо». Скажи: «Он слушает только то, что лучше для вас. Он верует в Аллаhа и доверяет верующим. Он является милостью для тех, которые уверовали». Тем же, которые обижают Посланника Аллаhа, уготовано мучительное наказание.

62. Они клянутся Аллаhом, чтобы угодить вам. Но лучше бы им, если только они являются верующими, угождать Аллаhу и Его Посланнику.

63. Разве они не знали, что тому, кто проявляет враждебность к Аллаhу и Его Посланнику, навеки уготован адский огонь? Это и есть великое бесчестие.

64. Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Аллаh непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь».

65. Если ты их спросишь, они ответят: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллаhом, Его аятами и Его Посланником?»

66. Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно накажем остальных за то, что они стали преступниками.

67. Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они призывают к порицаемому, удерживают от одобряемого и сжимают свои руки. Они забыли Аллаhа, и Он забыл о них. Воистину, лицемеры – это распутники!

68. Лицемерам, лицемеркам и неверующим Аллаh обещал адский огонь, в котором они пребудут вечно. Довольно с них ада! Аллаh проклял их, и уготовано им вечное наказание.

69. Они подобны тем, которые жили до вас. Они превосходили вас силой, и у них было больше имущества и детей. Они насладились своей долей. Вы тоже насладились своей долей, подобно тому, как ваши предшественники насладились своей долей. Вы давали себе волю, подобно тому, как они давали себе волю. Их деяния тщетны как в мирской жизни, так и в будущей. Они – потерпевшие урон.

70. Разве до них не дошли рассказы о тех, кто жил до них: народе Нуха, ‘адитах, самудянах, народе Ибрахима, жителях Мадйана и опрокинутых городов? Посланники приходили к ним с ясными знамениями. Аллаh не поступил с ними несправедливо – они сами поступили несправедливо по отношению к себе.

71. Верующие мужчины и женщины – друзья друг другу. Они призывают к одобряемому и удерживают от порицаемого, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаhу и Его Посланнику. Аллаh смилостивится над ними. Воистину, Аллаh – могущественный, мудрый.

72. Аллаh обещал верующим мужчинам и женщинам райские сады, в которых текут ручьи и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в эдемских садах. А благосклонность Аллаhа будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние.

73. О Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их убежищем будет геенна. Как же скверно это пристанище!

74. Они клянутся Аллаhом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в ислам. Они задумали совершить то, что им не удалось совершить. Они мстят только за то, что Аллаh и Его Посланник обогатили их из Его щедрот. Если они раскаются, то так будет лучше для них. А если они отвернутся, то Аллаh подвергнет их мучительному наказанию в мирской и будущей жизнях. Нет у них на земле ни покровителя, ни помощника.

75. Среди них есть такие, которые обещали Аллаhу: «Если Он одарит нас из своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем праведниками».

76. Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись, уклоняясь от этого.

77. Он наказал их и вселил в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаhу обещание были лжецами.

78. Разве они не знали, что Аллаhу известны их секреты и тайные беседы и что Аллаh ведает обо всем сокровенном?

79. Они поносят тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они насмехаются над ними, а Аллаh посмеется над ними. Им уготовано мучительное наказание!

80. Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллаh все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаhа и Его Посланника. Аллаh не ведет прямым путем распутников.

81. Оставшиеся в стороне радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаhа. Им было ненавистно сражаться своим имуществом и своими душами на пути Аллаhа, и они говорили: «Не отправляйтесь в поход в такую жару». Скажи: «Адский огонь намного жарче». Если бы они только поняли это!

82. Пусть они мало смеются и много плачут в воздаяние за то, что они приобрели!

83. Если Аллаh возвратит тебя к некоторым из них, и они попросят у тебя дозволения отправиться в поход, то скажи: «Вы никогда не отправитесь со мной в поход и никогда не будете сражаться вместе со мной против врага. Вы были довольны тем, что остались сидеть в первый раз. Посему сидите вместе с теми, кто остается».

84. Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаhа и Его Посланника и умерли распутниками.

85. Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллаh желает только наказать их имуществом и детьми в этом мире, дабы они расстались со своими душами неверующими.

86. Когда была ниспослана сура с повелением уверовать в Аллаhа и сражаться вместе с Его Посланником, богатые из них стали просить тебя позволить им остаться и сказали: «Оставь нас, мы будем в числе тех, кто остался сидеть».

87. Они были довольны тем, что оказались среди тех, кто остался позади. Их сердца запечатаны, и они не понимают [истины].

88. Однако Посланник и те, которые уверовали вместе с ним, сражались своим имуществом и своими душами. Им уготованы блага, они и есть преуспевшие.

89. Аллаh приготовил для них райские сады, в которых текут ручьи. Они пребудут в них вечно, и это – великий успех.

90. Бедуины, которые уклонялись под благовидным предлогом, пришли для того, чтобы он позволил им остаться, и те из них, которые солгали Аллаhу и Его Посланнику, остались сидеть. Тех из них, которые не уверовали, поразит мучительное наказание.

91. Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллаhом и Его Посланником. Нет оснований порицать тех, кто творит добро. Воистину, Аллаh – прощающий, милосердный.

92. Также [нет греха] на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения из-за того, что они не нашли средств на пожертвования.

93. Укорить можно только тех, которые попросили тебя остаться, будучи богатыми. Они были рады оказаться среди тех, кто остался позади. Аллаh запечатал их сердца, и они лишены знаний.

94. Когда вы возвратитесь к ним, они станут оправдываться. Скажи: «Не оправдывайтесь, мы все равно не поверим вам. Аллаh уже сообщил нам вести о вас. Аллаh и Его Посланник увидят ваши деяния. А потом вы будете возвращены к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершили».

95. Когда вы вернетесь к ним, они будут клясться Аллаhом, чтобы вы отвернулись от них. Отвернитесь же от них, ибо они – нечисть. Их убежищем будет геенна. Таково воздаяние за то, они приобрели.

96. Они станут вам клясться, чтобы вы остались довольны ими. Но даже если вы останетесь довольны ими, Аллаh все равно не будет доволен распутным народом.

97. Бедуины оказываются самыми упорными в неверии и лицемерии. Они больше других не признают ограничений, которые Аллаh ниспослал своему Посланнику. Воистину, Аллаh – знающий, мудрый.

98. Среди бедуинов есть и такие, которые считают свои пожертвования убытком и выжидают, когда вас постигнут превратности судьбы. Их самих постигнут превратности судьбы. Воистину, Аллаh – слышащий, знающий.

99. Среди бедуинов есть и такие, которые веруют в Аллаhа и Судный день и считают, что их пожертвования приблизят их к Аллаhу и помогут заслужить молитвы Посланника. Воистину, они действительно являются средством приближения. Аллаh введет их в свою милость, ведь Аллаh – прощающий, милосердный.

100. Аллаh доволен первыми из переселенцев и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллаhом. Он приготовил для них райские сады, в которых текут ручьи. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние!

101. Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и накажем дважды. А затем они будут возвращены в великое наказание.

102. Есть и другие люди, которые признались в своих грехах. Они смешали праведные поступки со злыми. Возможно, Аллаh примет их покаяния. Воистину, Аллаh – прощающий, милосердный.

103. Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллаh – слышащий, знающий.

104. Неужели они не знают, что Аллаh принимает покаяние от своих рабов и принимает пожертвования, что Аллаh – принимающий покаяния, милосердный?

105. Скажи: «Совершайте свои деяния, и увидят ваши деяния Аллаh, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершили».

106. Есть и такие, которые выжидают веления Аллаhа. Он либо накажет их, либо примет их покаяния. Аллаh – знающий, мудрый.

107. Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаhа и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллаh свидетельствует, что они являются лжецами.

108. Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты молился в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллаh любит очищающихся.

109. Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллаhом и Его благосклонности, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в пламя геенны? Воистину, Аллаh не ведет прямым путем несправедливых людей.

110. Строение, которое они построили, всегда будет порождать сомнения в их сердцах, пока их сердца не разорвутся. Аллаh – знающий, мудрый.

111. Воистину, Аллаh купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на рай. Они сражаются на пути Аллаhа, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Торе, Евангелии и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаhа? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великий успех.

112. Обрадуй же верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и путешествуют, кланяются и падают ниц, призывают к одобряемому и удерживают от порицаемого, и соблюдают ограничения Аллаhа.

113. Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями преисподней.

114. А молитва Ибрахима о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаhа, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным.

115. Аллаh не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться. Воистину, Аллаh знает обо всякой вещи.

116. Воистину, Аллаhу принадлежит власть над небесами и землей. Он дарует жизнь и умерщвляет. Нет у вас, кроме Аллаhа, ни покровителя, ни помощника.

117. Аллаh принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он – сострадательный, милосердный.

118. [Аллаh также простил] троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаhа, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллаh – принимающий покаяния, милосердный.

119. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаhа и будьте с правдивыми.

120. Не следовало жителям Медины и бедуинам из окрестностей оставаться позади Посланника Аллаhа и отдавать предпочтение собственным жизням перед его жизнью. Это – потому, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаhа, и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела. Воистину, Аллаh не теряет вознаграждения тех, кто творит добро.

121. Какое бы большое или скудное пожертвование они ни делали, какую бы долину они ни пересекали, это записывается им, дабы Аллаh воздал их большим, чем они совершили.

122. Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они (т.е. оставшиеся) могли изучить религию и увещевать людей по возвращении? Быть может, они будут остерегаться.

123. О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости. И знайте, что Аллаh – с богобоязненными.

124. Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?» Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются.

125. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими.

126. Неужели они не видят, что каждый год они подвергаются испытанию один или два раза? Они не раскаиваются после этого и не прислушиваются к напоминаниям.

127. Когда ниспосылается сура, они смотрят друг на друга: «Видит ли вас кто-нибудь?» А затем они отворачиваются. Аллаh отвратил их сердца, потому что они – люди неразумеющие.

128. К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим.

129. А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаhа! Нет божества, кроме Него. На Него я уповаю, ибо Он – Господь великого трона».

Толкование суры «ат-Тауба»

(1-2) Аллаh и Его Посланник позволили всем многобожникам и неверующим в течение четырех месяцев свободно передвигаться по земле, не опасаясь нападения со стороны мусульман. Однако по истечении этих четырех месяцев мусульмане не будут иметь никаких обязательств перед многобожниками. Это предписание распространялось на всех неверующих, которые заключили с мусульманами мирный договор сроком на четыре месяца или менее того либо заключили мирный договор, не оговоренный временными рамками. Что же касается мирных договоров сроком более, чем на четыре месяца, то мусульмане были обязаны соблюдать их, если только неверующие первыми не нарушат своих обязательств или вероломно не предадут мусульман.

А затем всевышний Аллаh сообщил неверующим, заключившим мирный договор с мусульманами, что даже если они обезопашены от правоверных, они все равно не способны избежать наказания Аллаhа. И если они будут продолжать поклоняться ложным божествам, то Аллаh непременно опозорит их. Такие откровения побуждали обращаться в ислам всех иноверцев, кроме упорствующих неверных, которые не придавали никакого значения угрозам Аллаhа.

(3) Аллаh обещал правоверным одарить победой свою религию, прославить свое имя и лишить всяческой поддержки многобожников, которые принялись враждовать с Аллаhом и изгнали Пророка Мухаммада и правоверных из Мекки и Заповедной мечети – с земель, на которые распространялась их власть. Впоследствии Аллаh помог своему Посланнику и верующим. Мекка была освобождена, многобожники были униженны, а правоверные мусульмане стали править на этой священной земле. Когда же наступил праздник жертвоприношения, который также называется днем большого паломничества, и в Мекке собрались мусульмане и неверующие со всех концов Аравийского полуострова, муэдзину было велено возвестить о том, что Аллаh и Его Посланник отреклись от многобожников. Аллаh больше не имел никаких обязательств перед многобожниками, и мусульманам было позволено убивать их, где бы они ни находились. Им было сказано: “После этого года вам запрещено приближаться к Заповедной мечети!” А тогда шел девятый год после переселения в Медину. В том году паломничеством руководил Правдивейший Абу Бакр, а в день жертвоприношения об отречении Аллаhа и Его Посланника от многобожников возвестил двоюродный брат Пророка Мухаммада ‘Али ибн Абу Талиб.

Затем всевышний Аллаh призвал многобожников покаяться и предостерег их от приверженности язычеству и многобожию. Им было сказано, что если они принесут покаяние, то поступят во благо себе, но если они отвернутся, то не смогут избежать наказания Аллаhа, потому что они находятся в Его власти, и Он способен подвергнуть их наказанию руками своих правоверных рабов. И пусть возрадуются неверующие ужасному и мучительному наказанию как при жизни на земле, так и после смерти. В мирской жизни их ожидают смерть, пленение или изгнание, а в будущей жизни – преисподняя и скверное пристанище.

(4) Отречение от любых обязательств перед многобожниками распространялось на всех многобожников, кроме тех, которыен заключили с мусульманами мирный договор и исправно выполняли свои обязательства, которые не вынуждали мусульман расторгнуть договор, не расторгали его самостоятельно и не помогали тем, кто сражался против мусульман. Мусульманами было велено соблюдать договора с такими многобожниками до истечения обусловленного срока, каким бы продолжительным он ни был, потому что ислам не повелевает предавать союзников, а приказывает выполнять обязательства. Воистину, Аллаh любит богобоязненных праведников, которые выполняют то, что им велено, и остерегаются многобожия, предательства и прочих грехов.

(5) Аллаh запретил сражаться с многобожниками, которые заключили с мусульманами мирные договора, в четыре запретных месяца. В течение этих месяцев им позволено беспрепятственно перемещаться по земле, но по истечении этого срока они лишаются неприкосновенности, и мусульмане имеют право сражаться с ними в любом месте и в любое время, а также брать их в плен. Более того, мусульмане должны осаждать их и не позволять им привольно чувствовать себя на земле, которую Аллаh сделал местом для поклонения своих рабов. Многобожники не достойны жить на ней и не имеют права даже на пядь этой земли, потому что земля целиком принадлежит Аллаhу, а они являются Его врагами, которые противятся своего Господу и Его посланникам и сражаются для того, чтобы уничтожить религию Аллаhа на земле. Но Аллаh не позволит этому произойти и распространит свет своей религии, даже если это будет ненавистно неверующим.

Затем всевышний Аллаh повелел правоверным занимать различные участки земли и стойко сражаться на пути Аллаhа, прикладывая для этого любые усилия. И мусульмане должны продолжать это начинание до тех пор, пока многобожники не раскаятся в поклонении ложным божествам. Но если они принесут покаяние, станут надлежащим образом совершать намаз и выплачивать закят тем, кому полагается, то мусульмане не имеют права их задерживать. Новообращенные мусульмане получают такие же права, какие есть у остальных мусульман, и на них возлагаются такие же обязанности, как и на остальных мусульман. Воистину, прощающий и милосердный Аллаh прощает многобожие и все остальные грехи тем, кто приносит покаяние. Он проявляет к своим рабам милосердие, когда вначале вдохновляет их на покаяние, а затем принимает их покаяние.

Это откровение свидетельствует о том, что если люди отказываются совершать намаз или выплачивать закят, то с ними следует вести борьбу до тех пор, пока они не начнут выполнять эти обряды поклонения. Именно на этот аят в свое время опирался Правдивейший Абу Бакр.

(6) В предыдущем аяте было сказано: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и используйте против них всякую засаду» (9:5). Это откровение носило общий характер и распространялось на всех многобожников. Однако всевышний Аллаh сообщил, что если обстоятельства требуют от мусульман приблизить к себе кого-нибудь из многобожников, то им разрешается поступить таким образом. Более того, они обязаны поступить таким образом. И поэтому, если какой-нибудь многобожник попросит мусульман предоставить ему убежище или уберечь его от беды, то мусульмане должны оказать ему помощь, дабы он мог услышать слова Аллаhа и познакомиться с истинным исламом. Если этот человек впоследствии примет ислам, то это будет прекрасно. В противном же случае мусульмане должны проводить его туда, где он будет в безопасности.

Это предписание объясняется тем, что неверующие являются невежественными людьми, и среди них есть такие, которые исповедуют неверие по причине собственной неосведомленности, но если они приобретут истинные знания, то обратятся в ислам. Вот почему Аллаh повелел своему Посланнику и всем мусульманам, которые должны брать с него пример, предоставлять убежище многобожникам, дабы они могли услышать слова Аллаhа.

Это откровение является ясным доводом в пользу воззрений приверженцев Сунны и единой мусульманской общины, которые считают священный Коран словом всевышнего Аллаhа. Коран не был сотворен, потому что всевышний Аллаh произнес его и назвал его своей речью, подобно тому, как Он охарактеризовал себя остальными качествами. Это откровение также является доводом против му‘тазилитов и им подобных, которые считают священный Коран сотворенным. Безусловно, ошибочность таких взглядов подтверждается множеством доказательств, однако это толкование не является подходящим местом для их более подробного обсуждения.

(7) Всевышний разъяснил причину, по которой Аллаh и Его Посланник отреклись от всех соглашений и договоров с многобожниками. Может ли быть у многобожников договор с Аллаhом и Его Посланником? Разве они выполняют свои обязанности и исповедуют правую веру? Разве они перестали причинять страдания Посланнику Аллаhа и правоверным? Разве они не продолжают сражаться с истиной и отстаивать ложь? Разве они не распространяют на земле нечестия? А если так, то они заслуживают того, чтобы Аллаh отрекся от них и чтобы у них не было никаких договоров ни с Аллаhом, ни с Его Посланником. И только договоры, заключенные с многобожниками возле Заповедной мечети, на священной мекканской земле, остаются в силе. И пока многобожники соблюдают эти договоры, мусульмане должны также выполнять свои обязательства перед ними, ведь Аллаh любит своих богобоязненных рабов.

(8) О мусульмане! Какой договор может быть у многобожников с Аллаhом? Если они обретут достаточно силы для того, чтобы одолеть вас, они не пощадят вас и позабудут о своих родственных связях и договорных обязательствах. Они не будут обращаться с вами, опасаясь разгневать Аллаhа, а подвергнут вас ужасному наказанию. Они непременно поступят таким образом, если смогут одержать верх над вами. Поэтому вам не следует обольщаться любезностью многобожников, которую они проявляют, пока опасаются вас. Они делают вид, что склоняются на вашу сторону и питают к вам искренние чувства, но в действительности они являются вашими заклятыми врагами, которые питают к вам лютую ненависть. И большинство их являются грешниками, лишенными набожности и мужества.

(9-11) Они отдали предпочтение ничтожным мирским удовольствиям и отказались уверовать в Аллаhа и Его Посланника и покор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...