Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 24. Неофрейдизм Э. Фромма.




Вопросы лекции:

Представления о природе человека.

Развитие личности.

Деформации личностного развития.

Толкование сновидений.

Эрих Фромм (1900 - 1980) был одним из тех ученых психодинамической ориентации, кто, признавая вклад Фрейда в мировую психологию, все же отошел от базовых положений психоанализа. Прежде всего, Фромм полагал, что поведение человека невозможно полностью раскрыть в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Он утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, а личность является продуктом взаимодействия между врожденными потребностями и социальными нормами культуры.

В отличие от Фрейда, Адлера и Юнга, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, философию и социологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете. И хотя позднее он продолжил свое образование в Берлинском психоаналитическом институте и даже вел частную практику, в выборе тем и методов своих исследований Фромм все же остался скорее философом и социологом, нежели психологом. Все его творчество пронизано интересом к проблеме становления личности в обществе, сложной динамике “природных”, биологических и социальных влияний в человеке.

В чем заключается его вклад в философию и психологию? – прежде всего в том, что Фромм явился одним из первых последовательных реформаторов психоанализа. Фромм предложил новый подход в изучении человеческой личности: она (личность) может быть постигнута через изучение своих отношений – к миру, природе, другим людям и самому себе. Следовательно, основная задача психологии заключается в изучении отношений человека.

Теоретические разработки Фромма во многом изменили классический метод психоанализа. Во-первых, Фромм считал, что психоанализ должен рассматривать, помимо простейших биологических стремлений человека, такие понятия как истина, любовь, справедливость, свобода и т.д. во-вторых, Фромм предложил считать психоанализ не только (и не столько) методом управляемой интроспекции, но и своеобразной исповедью, выражением себя, и через это освобождением от своих проблем. В-третьих, Фромм пытался использовать методы психоанализа для анализа социально-исторических явлений.

Представления о природе человека. Основные положения теоретических работ Фромма можно изложить следующим образом:

1. Личность – принципиально “открытая система”.Она открыта для воздействий со стороны окружающего мира, и она изменяется в результате этих воздействий.

2. Человек – изначально социальное существо. Невозможно изучать человека вне социального окружения и вне конкретных социально-исторических условий.

3. Человек открыт для самосозидания. Его можно соразмерять лишь с самим собой, с собственным еще не реализованным потенциалом.

Сущность человека может быть представлена не через имманентную субстанцию, а как противоречие, неразрывно присущее человеческому бытию. Это противоречие проявляется в двух формах. Во-первых, по своей природе человек – это животное. Но его биологической природы (инстинктов) недостаточно для выживания. Он может выжить, лишь производя материальные блага, удовлетворяя свои потребности и развивая культуру. Во-вторых, человек – это единственное животное, обладающее интеллектом и самосознанием. Таким образом, он находится одновременно внутри природы (как живое существо) и вне ее (так как может осознать себя отдельно от природы). Это осознание себя делает человека чужим в мире и преисполненным страха. Данная уникальная ситуация определяет основные страсти и желания человека. Человек, по Фромму, это единственное животное, для которого его существование является проблемой; он должен ее решить и от этого ему никуда не уйти.

Человек может реализовать в своей жизни два варианта разрешения этого противоречия, которые становятся модусами (способами) его существования: Иметь или Быть.

Иметь – значит обратиться к собственным инстинктивным стремлениям и биологическим потребностям, вырастающим из инстинкта самосохранения. Удовлетворение примитивных потребностей осуществляется преимущественно в форме накопления материальных благ, что доставляет человеку чувство иллюзорного благополучия и самодостаточности. Иллюзорного потому, что данная жизнь “отрывает” человека от других людей, от социума, и, в конце концов, от собственного “Я”. А без этого подлинная реализация себя, счастье и самодостаточность невозможны.

Быть – значит отдавать, жертвовать собой ради других. Эта тенденция обретает силу в специфических условиях человеческой экзистенции. Содержание человеческой истории – это непрерывное стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, которые определяют их экзистенциальную сущность.

Общество может содействовать раскрытию данного потенциала, но может и препятствовать развитию этих внутренних побуждений. В результате такого воздействия личность либо развивается (синдром роста), либо деформируется (синдром распада).

Развитие личности. Развитие личности характеризуется наличием у человека следующих основных тенденций, которые определяют его общение и деятельность: любовь к жизни, любовь к людям и свобода.

Любовь к жизни (биофилия) представляет собой тотальную ориентацию, полностью определяющую жизнь человека. В самой элементарной форме оно проявляется в стремлении жить. Она присутствует у всех живых организмов. Другой аспект этой тенденции – стремление к интеграции и объединению. Жизнь стремится к другой жизни; она стремиться расти, развивая свою структуру. У человека любовь к жизни выражается в так называемой продуктивной ориентации. Продуктивно ориентированному человеку приятно созидать, а не разрушать, он хочет творить и развиваться. Основной этический принцип биофилии: добро есть все, что служит жизни, зло есть все, что служит смерти. Любовь к жизни развивается, если в обществе существуют для этого основные предпосылки: безопасность, справедливость и свобода.

Любовь к людям. Любовь к человеку (непатологическая) – это такое отношение между двумя людьми, которые переживают себя как самостоятельные величины и которые, несмотря на это, открыты по отношению друг к другу. Человек достигает полной зрелости, когда он полностью освободится от “слепой” любви к самому себе.

Свобода связана с ясным осознанием ситуации, в которой находится человек (вспомним определение свободы К. Маркса). Она представляет собой осознание:

1. того, что хорошо, а что – плохо;

2. того, какое средство ведет к достижению цели;

3. того, что стоит за осознанными желаниями;

4. того, какие реальные возможности выбора существуют;

5. того, какие последствия ведет за собой каждое решение;

6. осознание необходимости объединения с другими людьми и желание действовать.

Деформации личностного развития. Деформации личностного развития связывались Фроммом с наличием у человека следующих патологических тенденций: некрофилии, нарциссизма и инцестуозной привязанности.

Некрофилия, согласно классическому пониманию этого термина, представляет собой любовь к мертвому, часто выражающуюся в стремлении сексуально обладать мертвым телом. Фромм понимал этот термин в более общем плане, как влечение ко всему неживому (трупы, смерть, болезнь, распад). Некрофилы испытывают удовольствие, разрушая, а не созидая. Для некрофилов характерна ориентация на прошлое (в нем они видят свои цели, желания и т.д.), а не на будущее. Для них характерна ориентация на грубую силу при разрешении формальных и личных проблем.

Некрофил любит все, что не является живым, неорганическое (техника, машины и механизмы). Он вступает в отношения с объектом или человеком, только тогда, когда обладает им. Некрофилов привлекают ночь и темнота. Вообще, все, что направлено против жизни, против роста притягивает некрофила. Некрофилия, считал Фромм, характерна для современной западной цивилизации; она, считает Фромм, создала нового человека – Homo mechanicus, который любит машины и полон отвращения ко всему живому.

Нарциссизм в классическом психоанализе рассматривается как направленность либидо на самого субъекта. У Фромма под этим термином понимается сконцентрированность человека на самом себе, любовь к самому себе, ведущая к неспособности отделить себя от другого, представить себя на его месте. Характерная черта нарциссического человека – отсутствие интереса к внешнему миру. Объектами нарциссической склонности становятся личность человека, ее отдельные черты, а также его знания, дом, “его” люди и т.п.

Биологическая функция нарциссизма – самосохранение, поэтому нельзя сказать, что нарциссизм – это всегда деформация личности. Фромм полагал, что существует оптимальный (биологически необходимый) уровень оптимизма, который позволяет человеку сотрудничать с окружающими и одновременно заботиться о себе. Патологический нарциссизм ведет к самоизоляции индивида.

В зависимости от объекта, на который направлен нарциссизм, Фромм выделял доброкачественный, злокачественный и общественный его виды. Доброкачественный нарциссизм направлен на результат собственных усилий (свои знания, умения, достижения и т.п.). Злокачественный нарциссизм направлен на то, что человек имеет, не затрачивая особых трудов со своей стороны. Общественный нарциссизм направлен на результат общественного труда, общественного развития (государство, национальная культура) и может быть полезен обществу, сплачивая его.

Инцестуозные привязанности в детстве характерны для большинства людей. Они выражаются в привязанности к матери, ее заботе и опеке.

Впоследствии многие люди перерастают эти детские привязанности и строят собственную жизнь сами. Однако те люди, которые по какой-либо причине не смогли “освободиться” от инцестуозной привязанности к матери, строят свою жизнь под сильным влиянием с ее стороны. Доброкачественная форма инцестуозных привязанностей ведет к тому, что человек (здесь – мужчина) будет искать жену, напоминающую свою мать. Злокачественная форма инцестуозной привязанности ведет к т. наз. “инцестуальному симбиозу”, стремлению слиться, стать частью матери. Это приводит к потере собственной индивидуальности и несовместимо, по Фромму, с настоящим желанием жить.


Лекция 25. БИХЕВИОРИЗМ.

Вопросы лекции:

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...