Религиозно-философская психология.
Состояние психологического знания в России в начале ХХ в. В начале ХХ в. психология в России занимала достойное место в системе наук и активно развивалась. Этот процесс сопровождался необходимыми логико-научными (определение объекта и предмета, задач исследований, разработка программ и приемов и т.п.) и организационно-научными (создание специальных научных центров и изданий) преобразованиями. Своеобразным их итогом явилось создание В.М. Бехтеревым в Казани в 1885 г. первой психофизиологической лаборатории. Вопросы психологии человека занимали видное место в печати. На страницах таких изданий, как “Современный мир”, “Русская мысль”, “Вестник Европы” и др. психологическим проблемам отводилось немало места. Ученые, литераторы, публицисты часто в популярной и дискуссионной форме высказывали здесь свои мнения и суждения по широкому кругу насущных психологических вопросов. Ими обсуждались проблемы мотивации человека, наследственности, психических состояний, развития психики ребенка и т.п. Публиковались также и собственно научные материалы. Так, “Вестник знания” давал возможность ознакомиться с трудами В. Вундта, Дж. Болдуина, Бехтерева, Лазурского, Челпанова и других крупных ученых. В конце ХХ – начале ХХ вв. в России существовал один собственно психологический журнал -– “Вопросы философии и психологии”. Параллельно возникает ряд журналов психолого-медицинского и психолого-педагогического профиля: “Вестник психологии, криминологии и педологии” (под редакцией Бехтерева), “Вопросы нервно-психической медицины” (И.А. Сикорский), “Педагогическое образование” и др. К вопросам психологии обращались издания и других, смежных с ней дисциплин (правоведения, криминалистики, социологии, этнографии и др.).
Тенденция включения психологии в систему наук нашла свое отражение в истории многочисленных научных обществ, возникавших в России в конце ХХ – начале ХХ вв. в них психология занимала либо главенствующее, либо заметное место (Московское психологическое общество, психологическое общество Московского университета, Санкт-Петербургское психологическое общество и т.д.). Московское психологическое общество включало в себя ученых разных направлений и ориентаций (Челпанов, Корсаков, Сеченов, Бехтерев), в число его иностранных членов входили Г. Спенсер, В. Вундт, В. Джеймс и др. Можно также сказать, что к началу ХХ в. в России возникает психологическое образование. Преподавание психологии осуществлялось в учебных заведениях всех типов (духовных семинариях, лицеях, кадетских корпусах) и охватывало разные ступени обучения (среднее и высшее образование). Создание именно в этот период собственно психологических центров – психологических и психофизиологических лабораторий, Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1905 г.) и Психологического института в Москве (1912 г.) было сигналом того, что российская психология являлась сложившейся, самостоятельной научной дисциплиной. Российская психология того времени не представляла собой монолитного, гомогенного образования, а включала в себя ряд мощных течений и направлений. Первое из них было представлено психологической наукой, складывающейся на философских и филологических факультетах университетов, а также в духовных академиях. Главными ее выразителями были университетские профессора философии и психологии, отстаивавшие идей субстанциональности психики, ее независимости от материального мира и выступающие за использование описательно-интуитивных методов исследования.
Альтернативный подход возник благодаря (и на основе) бурному развитию естествознания в России. Сюда входили сторонники экспериментального пути развития психологии на основе сеченовской программы опытного и объективного изучения психики. Третье направление занимало как бы промежуточное положение по отношению к двум первым: не отрицая возможности использования экспериментальных методов в психологических исследованиях, оно в то же время существенно ограничивало сферу их применения, взяв за основу вундтовское понимание психики и способов ее изучения. Таким образом, в российской психологии в начале ХХ в. существовали три главных направления, отражавших разные взгляды на природу психического и способы его исследования: идеалистическое (описательное), эмпирическое (интроспективное) и естественнонаучное (экспериментальное). Экспериментальная психология. Становление течения, основывающегося на экспериментальном методе исследования психических явлений, осуществлялось под воздействием как общих тенденций мировой психологической науки, так и специфических социокультурных предпосылок и условий развития отечественного психологического знания. Главной объективной предпосылкой введения эксперимента в психологию явилась потребность в точных, экспериментально проверенных результатах психологических исследований человека. Особенно нуждались в них быстро развивавшиеся в конце ХХ в. медицина и педагогика. Второй предпосылкой становления экспериментальной психологии было тесное взаимодействие с науками, с которыми психология была связана и исторически и логически, прежде всего, с дисциплинами естественнонаучного цикла. Это взаимодействие определило проблематику психологических исследований и использование психологами объективных методов исследования. Третьей предпосылкой выступила логика развития научного психологического знания, ощущение недостаточности и ограниченности интроспекции как метода и теории научного познания. Развитие естественнонаучной психологии в России было обусловлено сложившимися в отечественной науке материалистическими тенденциями, воплотившихся в русской философии материализма, а также в трудах ученых – естествоиспытателей: Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др.
Что же характерно для развития экспериментального психологического направления в российской психологии в конце ХХ – начале ХХ вв.? – -Во-первых, для данного направления характерен отказ от интроспекции и рассмотрение эксперимента как метода объективного познания психики (Бехтерев, Корсаков, Сикорский, Н.Н. Ланге). -Во-вторых, этому направлению была присуща тесная связь эксперимента с теорией. Почти каждая психологическая школа имела и эмпирические исследования психических явлений, и их теоретическое обоснование и объяснение. -В-третьих, были существенно расширены границы эксперимента. Если Вундт применял эксперимент для изучения элементарных психических процессов, русские психологи-экспериментаторы использовали этот метод при изучении различных психических процессов (памяти, мышления), а также при изучении целостной личности и социально-психологических явлений. Эмпирическая психология. Вторым направлением в российской психологии начала ХХ в. являлась эмпирическая психология, представленная такими известными учеными, как М.И. Владиславлев, М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов и др. Основными чертами этого направления являлись противоречивость методологических позиций, ориентация на современные европейские (не российские) концепции и методы исследований. В методологическом плане наиболее важными идеями, утверждавшимися в рамках данного направления, явились: утверждение специфики психических явлений в силу их независимости от явлений физиологического и физического ряда, приверженность идее эмпиризма, использование эксперимента при сохранении в качестве главного метода исследования психического интроспекции. В качестве концептуальной основы понимания природы психического ими использовались идеи В. Вундта, Дж. Локка и других основоположников эмпиризма и ассоцианизма. Главным методом исследования психических явлений как “имманентного внутреннего мира” (внутреннего опыта) субъекта могла быть только интроспекция. Более того, она являлась также и условием психологического познания других людей (только сам пережив какое-либо состояние, человек мог воспринять аналогичные переживания другого человека, адекватно интерпретировать их и понять). Будучи последователями Вундта, представители этого направления рассматривали эксперимент лишь как условие улучшения интроспекции, и его значение представлялось им совсем незначительным.
Ученые этого направления внесли огромный организационный вклад в создание и развитие психологической науки в России. Владиславлев и Троицкий возглавляли работу по подготовке психологических кадров в Петербургском и Московском университетах, Троицкий, а затем Грот руководили Московским психологическим обществом, Грот был организатором и первым редактором журнала “Вопросы философии и психологии”, Челпанов явился основателем психологического семинария и психологического института, крупным пропагандистом и организатором психологических исследований, Нечаев создал первую экспериментальную психологическую лабораторию на базе Педагогического музея в Санкт-Петербурге. Религиозно-философская психология. Религиозно-философская (или описательная) психология являлась достаточно мощной и влиятельной, была представлена разнообразными концепциями и теориями, иногда существенно различавшимися между собой. Но их всех объединяло то, что они основывались на идеях и положениях русской богословской и религиозно-философской мысли. Традиции религиозно-философские учения были представлены преподавателями духовных семинарий и академий, учеными религиозной ориентации: В.В. Розановым, Семеном Людвиговичем Франком, С. и Е Трубецкими и др. Исходными основаниями религиозной психологии являлись: 1. оригинальная русская философия; 2. особенности русского мировоззрения, имплицитно содержавшиеся в этих учениях: · интуитивность в поисках истины, стремление к умозрительному, а не систематическому и понятийному познанию; · признание примата жизненного факта над мышлением, когда познание осуществляется через переживание; · примат морали и социального начала; · религиозность, противопоставляемая рационализму; · персонализм, понимаемый как неразрывная связь между Словом и Личностью. Ключевые идеи этого психологического направления: 1. рассмотрение души как внутренней реальности, а внутреннего мира человека – не в его внешнем выражении, а изнутри, через душевные переживания; 2. признание психического мира человека некоторой самостоятельной реальностью, имеющей свои законы, независимые от законов материального мира;
3. утверждение непрерывности процесса сознания и, следовательно, отрицание бессознательных явлений; 4. признание тождественности веры и знания, как по их психической природе, так и по логическому строению, а, следовательно, и идеи о том, что вера есть способ познания; 5. признание наличия свободы воли человека. Основными чертами душевной жизни признаются: 1. непротяженность и непространственность души; 2. вневременность душевной жизни; 3. непрерывность, “слитность” душевной жизни; 4. неограниченность душевной жизни. Данное течение было не только богато теоретическими наработками, но и имело мощное организационное оформление. Например, существовавшее Санкт-петербургское философское общество в значительной мере пропагандировало работы данного направления, расширялся круг журналов, публиковавших труды представителей религиозной психологии. Был разработан целый ряд плодотворных идей и подходов. Все это свидетельствует о том, что данное направление поступательно развивалось и являлось вполне плодотворным. Однако после октябрьской революции религиозно-философская психология в России прекращает официально свое существование.
Лекция 31. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-30-е гг. ХХ в. Вопросы лекции: Развитие психотехники. Советская педология. Поведенчество. Психоанализ в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|