Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитайте продолжение текста 1 Н. Никонова и выполните задания 6–15.

Дом Учителя Уральского федерального округа

XIII Международная Олимпиада по основам наук

Второй этап. Повышенный уровень

Научный руководитель проекта по предмету: Слаутина Марина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики, зам. директора департамента «Филологический факультет» ИГНИ УрФУ, г. Екатеринбург

Автор заданий: Ноздрина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ Лицей №109, г. Екатеринбург

Рецензент: Еремеева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург

 

Русский язык, 10 класс

Олимпиада проводится в честь Андрея Анатольевича Зализняка, доктора филологических наук, профессора, действительного члена (академика) Российской академии наук (РАН) по Секции литературы и языка Отделения истории и филологии, члена Парижского лингвистического общества, члена-корреспондента Геттингенской академии наук

 

Время выполнения работы 1 час 15 минут

 

 

______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________
Фамилия Имя Отчество Нас пункт Область ОУ № Код участника

 

Таблица ответов

Задания                                    
                                     
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    

 

Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.

Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия и 5 заданий (16–20) – на определение последовательности. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 нужно установить правильную последовательность.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Выполняя задания на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации по внесению ответов

 

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–4.

(1)Болото. (2)Скажешь — и одному припомнится зыбучая тряси..а, провалы с застойной торфя..ой жижей, другому — зелень сырых лужаек с (не)высокими ёлками, с обломками гнилых берёз, иному — (не)оглядная камышовая топь.

(3)Болото… (4)Страна лягушек и осок, (не)внятных шорохов и чистых птичьих голосов… (5)Я расскажу вам про эту страну. (6)Я (не)редко бывал там и полюбил её.

(7)Болото начиналось сразу после загородных улиц. (8)Последние кривые домишки смотрели прямо на него. (9)Это был заброше..ый торфя..ик. (10)Разрабатывался он лет тридцать назад и с тех пор зарастал, год от году становился глуше.

(11)В залитых (не)прозрачной, а мутной, дегтярной, водой разрезах дремуче рос тростник и рогоз, лягушатник пустил по воде свои плавающие сети. (По Н. Никонову*)

 

*Никонов Николай Григорьевич (1930—2003) — известный уральский писатель, автор произведений, посвящённых теме родной природы, воспитывающих любовь к ней и бережное, заботливое отношение.

 

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

 

1. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения 9?

1) это был торфя..ик 2) это торфя..ик 3) был торфя..ик 4) заброше..ый торфя..ик

 

2. Укажите слово, в котором на месте пропуска следует писать две буквы Н:

1) тряси..а (предложение 2) 2) торфя..ой (предложение 2) 3) заброше..ый (предложение 9) 4) торфя..ик (предложение 9)

 

3. Укажите, с каким словом частица НЕ пишется раздельно:

1) (не)высокими (предложение 2) 2) (не)оглядная (предложение 2) 3) (не)внятных (предложение 4) 4) (не)редко (предложение 6) 5) (не)прозрачной (предложение 11)

 

4. Выберите номер предложения, в котором есть разновидность метафоры — олицетворение:

1) 2 2) 4 3) 7 4) 8 5) 10

 

5. В своей речи на церемонии вручения литературной премии им. А.И. Солженицына А.А. Зализняк высказался в защиту двух идей. Вспомните, каким словом завершается формулировка первой идеи: «Истина существует, и целью науки является её <…>». Укажите пропущенное слово:

1) доказательство 2) утверждение 3) поиск 4) оформление 5) опровержение

 

Прочитайте продолжение текста 1 Н. Никонова и выполните задания 6–15.

(12)Глушь и дичь на рёлках*. (13)Черёмуха, ива, хмель, в..юнки и неизвестно почему р..стущая тут высокая крапива образуют сплошную зар..сль, цепкую зелё..ую ткань, через которую невозможно пройти иначе, как отчая..о прорываясь и прод..раясь с живым треском, хрустом и шелестом.

(14)Через десяток метров, покрытый г..рящими ссади..ами от сухих ветвей, ошпаре..ый широко ст..лющейся крапивой, из..еде..ый клубящимся полчищем голодных комаров, ты начинаеш.., измучившись, отступать, и твой путь назад так же тернист и труден, как продвиже..ие вперёд. (15)Зато в таких вот дремучих углах водят..ся не очень известные уральцам соловьи, и повидать их, пожалуй, стóит.

(16)Соловей… (17)Соловей — птица угрюмая, ведёт себя скрытно, петь любит по немым ночам, на белой з..ре. (18)Оттого, знать, сложилось ходячее мнение, что соловьи у нас не живут. (19)Холодно им. (20)Вот на Украине, там их как вороб..ёв… по вишням гнез..дятся десятками.

 

* Рёлка — продолговатая возвышенность, гряда с пологими склонами, поросшая лесом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...