Прочитайте продолжение текста 1 Н. Никонова и выполните задания 6–15.
Дом Учителя Уральского федерального округа XIII Международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Повышенный уровень Научный руководитель проекта по предмету: Слаутина Марина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики, зам. директора департамента «Филологический факультет» ИГНИ УрФУ, г. Екатеринбург Автор заданий: Ноздрина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ Лицей №109, г. Екатеринбург Рецензент: Еремеева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург
Русский язык, 10 класс Олимпиада проводится в честь Андрея Анатольевича Зализняка, доктора филологических наук, профессора, действительного члена (академика) Российской академии наук (РАН) по Секции литературы и языка Отделения истории и филологии, члена Парижского лингвистического общества, члена-корреспондента Геттингенской академии наук
Время выполнения работы 1 час 15 минут
Таблица ответов
Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий. Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных. Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия и 5 заданий (16–20) – на определение последовательности. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 нужно установить правильную последовательность. Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов. Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Выполняя задания на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации по внесению ответов
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–4. (1)Болото. (2)Скажешь — и одному припомнится зыбучая тряси..а, провалы с застойной торфя..ой жижей, другому — зелень сырых лужаек с (не)высокими ёлками, с обломками гнилых берёз, иному — (не)оглядная камышовая топь. (3)Болото… (4)Страна лягушек и осок, (не)внятных шорохов и чистых птичьих голосов… (5)Я расскажу вам про эту страну. (6)Я (не)редко бывал там и полюбил её.
(7)Болото начиналось сразу после загородных улиц. (8)Последние кривые домишки смотрели прямо на него. (9)Это был заброше..ый торфя..ик. (10)Разрабатывался он лет тридцать назад и с тех пор зарастал, год от году становился глуше. (11)В залитых (не)прозрачной, а мутной, дегтярной, водой разрезах дремуче рос тростник и рогоз, лягушатник пустил по воде свои плавающие сети. (По Н. Никонову*)
*Никонов Николай Григорьевич (1930—2003) — известный уральский писатель, автор произведений, посвящённых теме родной природы, воспитывающих любовь к ней и бережное, заботливое отношение.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл. В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения 9?
2. Укажите слово, в котором на месте пропуска следует писать две буквы Н:
3. Укажите, с каким словом частица НЕ пишется раздельно:
4. Выберите номер предложения, в котором есть разновидность метафоры — олицетворение:
5. В своей речи на церемонии вручения литературной премии им. А.И. Солженицына А.А. Зализняк высказался в защиту двух идей. Вспомните, каким словом завершается формулировка первой идеи: «Истина существует, и целью науки является её <…>». Укажите пропущенное слово:
Прочитайте продолжение текста 1 Н. Никонова и выполните задания 6–15. (12)Глушь и дичь на рёлках*. (13)Черёмуха, ива, хмель, в..юнки и неизвестно почему р..стущая тут высокая крапива образуют сплошную зар..сль, цепкую зелё..ую ткань, через которую невозможно пройти иначе, как отчая..о прорываясь и прод..раясь с живым треском, хрустом и шелестом.
(14)Через десяток метров, покрытый г..рящими ссади..ами от сухих ветвей, ошпаре..ый широко ст..лющейся крапивой, из..еде..ый клубящимся полчищем голодных комаров, ты начинаеш.., измучившись, отступать, и твой путь назад так же тернист и труден, как продвиже..ие вперёд. (15)Зато в таких вот дремучих углах водят..ся не очень известные уральцам соловьи, и повидать их, пожалуй, стóит. (16)Соловей… (17)Соловей — птица угрюмая, ведёт себя скрытно, петь любит по немым ночам, на белой з..ре. (18)Оттого, знать, сложилось ходячее мнение, что соловьи у нас не живут. (19)Холодно им. (20)Вот на Украине, там их как вороб..ёв… по вишням гнез..дятся десятками.
* Рёлка — продолговатая возвышенность, гряда с пологими склонами, поросшая лесом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|