ноября 1805 г. Сражение под Аустерлицем. (Главы XIV - XVIII)
Предтекстовый структурный элемент урока Й этап. Вхождение в тему урока Учитель объявляет тему урока, определяет целевую направленность урока, ориентирует на различные формы работы на уроке (беседу, работу в группах, обращение к литературоведческим понятиям, необходимым для анализа, интерпретации прочитанного произведения, умение вести диалог, умение аргументировать свою точку зрения)
Учитель Наше сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра фрагмента фильма С. Бондарчука «Война и мир». Просмотр эпизода. Комментарий, актуализация темы урока. - Вглядитесь в лица этих людей. Русских и французских солдат. Через несколько минут эти оживленные опасностью, разгорячённые предчувствием боя и предстоящей победы лица сменят выражение. Ужас, боль, страх, ненависть придут им на смену. Отчаяние, паника и животный страх побеждённых; и такое же животное торжество победителей. Мирное поле у безвестного местечка Аустерлиц окрасится кровью, пороховой гарью, клубами дыма; огласится проклятиями, криками раненых, умирающих, перепуганных людей, рёвом орудий, свистом картечи, ружейными залпами; в небо взметнутся столбы развороченной взрывами земли; и по всему полю вырастет «гора кровавых тел». Отныне и навсегда слово Аустерлиц войдёт в историю как место, где русская армия потерпела одно из самых тяжёлых поражений. Й этап. Подготовка к вхождению в текст.
- Прочитайте историческую справку об Аустерлицком сражении, подготовленную дома. Учитель - Что заставило 160 тысяч русских, австрийцев, французов сойтись в этом роковом месте в этот час, утром 20 ноября 1805 года? Какая сила столкнула в смертельной схватке христиан-единоверцев, «исповедующих один великий закон любви и самоотвержения...»? «Какая сила управляет всем?» Слайд.
- Этими вопросами задаётся автор «Севастопольских рассказов» и «Войны и мира» Л.Н. Толстой. Поиск ответа на них и станет предметом нашего и многих последующих уроков по роману «Война и мир». Взгляды автора на исторический процесс, на роль в нём великих людей, народных масс и отдельного, «частного» человека лишь приоткроются нам сегодня. Но, я надеюсь, что, тот «ключ» к роману, который заложен в одном из его эпизодов - сражении под Аустерлицем, кульминации 1 тома, - поможет вам понять мысли великого писателя и мыслителя Л.Н. Толстого. Именно в этой сцене сходятся многие идейные, сюжетные и композиционные линии повествования, соединяющие в единую книгу исторический роман и семейные хроники. Текстовой структурный элемент урока Й этап. Вхождение в текст.
Беседа. - Сколько времени занимает этот эпизод в романе? - От лица каких героев изображены события этих 3 дней (18 - 20 ноября 1805 года)? - Почему автор избирает именно князя Андрея и молодого юнкера Ростова для рассказа об этом событии? Учитель - Величайшее произведение Л.Н. Толстого «Война и мир» поражает масштабностью изображения, тонким проникновением во внутренний мир человека, удивительным жизнеутверждающим пафосом, глубокими философскими размышлениями об истории, ее движущих силах, о судьбах народов. Изображая частную жизнь отдельного человека и общую, «роевую» жизнь человечества, писатель хотел проникнуть в саму суть исторического процесса, дать ответ на сложнейший вопрос: «Какая сила управляет всем?» Сама композиция романа, где незримо перекликаются две его важнейшие линии: ход всеобщей истории и семейная жизнь, - отвечает этой грандиозной задаче. Они-то и соединяют в единое художественное целое эпическое полотно, показывая единый процесс «жизни бесконечной», говоря словами И.С. Тургенева. Непрерывность жизни, движения человеческого рода и непрерывность истории лежат в основе философской концепции Толстого.
«Подробности чувств», душевная жизнь в её внутреннем течении у Толстого выступают на первый план, отодвигая собой «интерес событий». Поэтому и предметом изображения всегда является человеческая душа, обречённая на сомнения, метания, взлёты и падения на бесконечном пути ко всё ускользающей истине. - Для нас с вами важно понять, как описывает автор события, предшествовавшие сражению, и сам бой под Аустерлицем; с помощью каких средств языка нарисованы они. Только так мы сумеем разгадать идеи писателя: ведь в литературе всегда важнее не что описано, а как это сделано. Й этап. Практикум. Задание - Для этого сейчас мы разделимся на 3 группы, и каждая из них в течение 7-10 минут проведёт собственное небольшое исследование по предложенным вопросам и внесёт их результаты в тетради. После этого обсудим, что у вас получилось, и попытаемся оценить эпизод в целом.
ГРУППА 1 НАКАНУНЕ БОЯ Задания. 1. По главам XI-XIII проследить, как готовится к сражению русско-австрийская армия, какие настроения преобладают у солдат, офицеров, военачальников. 2. Что думает о предстоящем бое Николай Ростов? Отметить, какими средствами языка передает его чувства автор. 3. Военный совет в ночь с 19 на 20 ноября 1805 г. Почему был принят план Вейротера? 4. Как ведёт себя на совете М.И. Кутузов? Какого мнения он об исходе сражения? Какие художественно-изобразительные средства использует Толстой для описания внутреннего мира русского полководца? 5. Прочитайте рассуждения автора о причинах поражения русской армии (гл. XI). 6. Дайте краткий анализ эпизода «Князь Андрей накануне боя» (конец XII главы). Лексика, синтаксические конструкции, художественно-изобразительные средства, позволяющие передать чувства героя. Впишите в таблицу ключевые слова.
Комментарий. 1. Полны одушевления и надежд. После смотра все «были уверены в победе больше, чем бы могли быть после выигранных двух сражений». 3. Собрались все участники колонн, «за исключением князя Багратиона, который отказался приехать». Причина ясна: понимая неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в бессмысленном военном совете.
Позднее, когда начнётся паника, русские солдаты станут проклинать австрийцев, считая их трусами и изменниками, но это будет несправедливо. Вейротер не трус и не изменник; он ждал своего часа, как князь Андрей своего Тулона. Он не думает ни о чем. кроме боя, верит в победу, убежден в своей правоте и не жалеет сил: чтобы доказать её. На совете каждый убежден в своей правоте. Все озабочены самоутверждением. На совете происходит столкновение не мнений, а самолюбий. Уступить эти люди друг другу не могут. Казалось бы, естественная человеческая слабость, но принесет она большую беду, потому что никто не хочет видеть и слышать правду. 4. Именно поэтому бессмысленна попытка князя Андрея выразить своё мнение. Поэтому же Кутузов действительно спал на военном совете, лишь в конце заметив, что менять что-либо уже поздно. 6. Понятно недоумение князя Андрея. Его ум и уже накопленный военный опыт подсказывают: быть беде. Но почему Кутузов не высказал своего мнения царю? «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей жизнью, моей жизнью?» В нем говорит сейчас то же чувство, что и в Николае Ростове, бежавшем с иоле боя в Шенграбенском деле: «Убить меня? Меня, кого так любятвсе!» (Курсив Толстого). Слайд Но разрешаются эти мысли и чувства у князя Андрея иначе: он идёт навстречу опасности: «Завтра, может быть, всё будет кончено для меня... Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придётся, наконец, показать всё то, что я смогу сделать». Слайд. Разве молодой, полный сил, талантливый человек должен рисковать своей жизнью только потому, что генерал союзной армии составил неудачный план или потому, что русский царь молод, самолюбив и плохо понимает военную науку? Может, стоит поберечь себя, не идти в бой, обреченность которого уже ясна? Но князь Андрей не смог бы жить, если бы перестал уважать себя, уронил достоинство. Кроме того, он тщеславен, в нем еще живут честолюбивые юношеские мечты.
Это одна из неизменных родовых черт Болконских. Когда-то, четверть века назад статный красавец князь Николай Андреевич под Чесмой или Измаилом мечтал о том, как наступает решительный час, Потёмкин сменяется, назначается он... А через 15 лет худенький мальчик с тонкой шеей, сын князя Андрея, увидит во сне войско, впереди которого он идёт рядом с отцом, и, проснувшись, даст клятву: «Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною... я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» (Он - отец) Болконские тщеславны, но их мечты не о наградах: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими...» Слайд
ГРУППА 2 ноября 1805 г. Сражение под Аустерлицем. (Главы XIV - XVIII) Здания. 1. По главе XIV. Как описано утро 20 ноября? Как меняется настроение солдат, офицеров, военачальников? Какую роль имеет описание тумана, скрывающего поле боя? 2. Что общего вы нашли в описании императоров трёх армий? (Конец XIV главы, глава XV). 3. Как ведёт себя М.И. Кутузов в сцене с Александром I (гл. XV)? За что не любит государь полководца? Какие художественно-изобразительные средства использует Толстой для описания внутреннего мира русского полководца и царя? 4. Разделите на 3 сюжетообразующие части гл. XVI. Дайте краткий анализ языковых средств, позволяющих передать чувства героев и отношение автора к войне. Внесите в таблицу ваши наблюдения. 5. Что изменилось во внутреннем мире Николая Ростова после Шенграбенского сражения?
Комментарий. 1. Бестолковщина военного совета передалась офицерам, от них солдатам. Т УМАН. 2-3. Император Александр - тот самый человек, который нужен, необходим сейчас почти всем офицерам, чтобы НЕ ВИДЕТЬ того, что видит Кутузов, чтобы ВОПРЕКИ ПРАВДЕ надеяться на победу, верить в неё. 2-4. Толстой не издевается над царём; он старается понять - и нас заставляет понять: царь всего только виновен в том же, в чем многие его офицеры; он занят собой, любуется собой, погружён в себя и не хочет видеть правды. Но и царь расплатится за свою слабость. Многие его офицеры заплатят жизнью за свои ошибки перед Аустерлицем, царь заплатит тяжёлым стыдом. История не прощает людям, когда они поддаются чувству всеобщего обожания, обожествления и под влиянием окружающих сами начинают видеть в себе полубогов. Один Кутузов понимает весь трагизм предстоящего сражения и знает, что оно будет проиграно, и просит передать об этом государю. Но кто будет слушать старого главнокомандующего, повторяющего неприятные речи?! Кому интересен этот старик, когда во главе войска стоит сам обожаемый молодой император? Одни мечтают «умереть за него», другие хотят отличиться, третьи - выдвинуться и получить награду, четвертые - просто надеются на победу, потому что надо же на что-то надеяться, а час Аустерлица приближается, он неминуем.
4. Создается ощущение быстроты (глаголы движения, короткие диалоги, реплики). Подвиг князя Андрея не мог изменить исхода дела. Может быть, он и сам понимал это, но другого выхода у НЕГО не было. Избавиться от стыда, от личного позора можно было, только оставшись честным и мужественным, когда все бегут. Кутузов понял это. Позже, когда всё окончилось, он писал отцу князя Андрея: «Ваш сын, в моих глазах... с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества» (ОТЕЦ - ОТЕЧЕСТВО) Описывая же сам подвиг, автор не произнесет ни одного возвышенного слова. Он рассказывает об этом нарочито просто, подчеркивая тяжесть знамени, которое князю Андрею было тяжело удержать, так что он бежал, «волоча его за древко», и ранение происходит гоже не величественно: «Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову». Это - война, какой видит её Толстой, с кровью, грязью, с болью и страданиями: война без прикрас; и самого возвышенного, благородного человека она грубо бьёт палкой, он падает на спину и ничего уже видит, кроме неба. 5. До сих пор мы видели битву глазами князя Андрея, который с горечью понимал, что происходило. Теперь Толстой передает наблюдательную позицию ничего не понимающему, восторженному Ростову. «Уж как это там будет, не знаю, а всё будет хорошо!» Друбецкой, Берг. Погибнуть вместе со всеми. Не знает князь Андрей, лежащий под высоким небом, что хвастливый юнкер, раздражавший его своими рассказами, пришел к тем же мыслям, что заставили его выйти вперед со знаменем. Примечание: слайд. - Тит, а Тит!- сказал берейтор. - Чего? - рассеянно отвечал старик. - Тит! Ступай молотить. - Э, дурак, тьфу! - сердито сплюнув, сказал старик... Перед боем та же шутка. Зачем? Чтобы показать, как далека эта война от простых солдат, на которой они гибнут, не понимая смысла? Или потому, что пока люди живы, они сохраняют способность шутить? Не знаю, но такой грустью веет от этой тупой шутки. И дальше - короткий рассказ об окончании боя. Так кончилась битва при Аустерлице. Беседа с классом. - Так кто же виноват в поражении? Вспомните различные точки зрения историков. - А как думаете вы? Царь, взявшийся руководить боем, не умея различить парад и войну? Да, он виноват больше и прежде всех. Но легче всего свалить вину за все ошибки и неудачи на государственных деятелей. На самом деле за всё, что происходит, ответственны мы все - люди, - и ответственность не уменьшается оттого, что царь или полководец виноваты больше нашего. Сражение проиграно, страшный для русской армии день уже позади, но Толстой ещё не сказал чего-то самого важного, без чего нет смысла продолжать роман. Этим главным, что свяжет всё дальнейшее повествование, и станет глава XIX.
ГРУППА 3. Вечер 20 ноября 1805 г. На Праценской горе. (Глава XIX)
Задания. 1. Почем у, на ваш взгляд, Толстой ведёт повествование в этой главе именно от лица князя Андрея? 2. Каким он видит Наполеона, своего героя, в этой сцене? 3. Какое значение имеет описание неба для понимания изменения, произошедшего во внутреннем мире князя Андрея? Прочитайте эти описания выразительно. 4. К открытию какой новой истины приходит герой Толстого? Понял ли он, в чём заблуждался? 5. Дайте краткий анализ языковых средств, позволяющих передать чувства героев и отношение автора к войне. Внесите в таблицу ваши наблюдения.
Комментарий. Что же понял князь Андрей на поле Аустерлица? Нет, он не пришел к богу, как мечтала сестра Мария, надевая образок, ОТНЯТЫЙ вначале, а позже ВОЗВРАЩЁННЫЙ французским солдатом. Вера княжны Марьи кажется Андрею слишком простой, ясной, а на деле всё намного сложнее. Но одно он понял под высоким и ДОБРЫМ небом: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны, как ничтожно счастье, построенное на несчастье других. Что-то другое должен искать в жизни человек, но что? Посттекстовой структурный элемент урока. 5-й этап. Реализация обратной связи: выводы и заключения.
- Какая же сила управляет всем: частной жизнью отдельного человека; жизнями сотен тысяч людей; целых народов: всем ходом мировой истории? Так, армией правит неуловимый, но ощущаемый каждым солдатом дух, предопределяющий исход боя лучше всех хитроумных планов и диспозиций. Именно этот загадочный дух чувствуют старый полководец Кутузов, знающий, что сражение будет проиграно; генерал Багратион, даже не явившийся на военный совет; солдаты, внезапно с криком «Шабаш!» побежавшие с поля боя. И в жизни любого отдельного человека за всеми его рациональными мыслями и планами присутствует незримо нечто «высшее, общее и невыразимое», что, как озарение, открылось Болконскому при виде неба Аустерлица, «с тихо ползущими по нём облаками»; что смутно улавливает юнкер Ростов, вдруг осознающий непонятную ему взаимосвязь с общим ходом дела. ОТСЮДА ключ к пониманию романа: соединение в одно композиционное целое исторического и семейного повествования; от жизни конкретного человека - к жизни рода - и далее ко всей «роевой», как говорит автор, истории человечества, проявляющихся в глубоком единстве ИЗМЕНЧИВОГО и НЕИЗМЕННОГО. Вот так, как бегут облака по высокому небу Аустерлица, бегут и проходят, а небо остаётся вечным, неизменным, добрым и справедливым. Так же, например, в жизни князя Андрея многое будет меняться: от «нет, эта жизнь, которую я веду, не по мне» - к мечтам о «Тулоне» и «Аркольском мосте» - к разочарованию в прежних идеалах - к обретению некой новой истины - к новым потрясениям. - Прочитайте, что думает автор о жизненном пути человека. Но всегда от первых глав, от этого «нет, эта жизнь, которую я веду, не по мне» к Шенграбену, где впервые понял, что подвиг - это нечто иное, чем представлялось ему, - к прозрению Аустерлица Болконский остается неизменен в главном: в поиске смысла жизни, в чести и благородстве. И все новые истины ВСЕГДА к рассудочному князю Андрею будут приходить именно как озарение, сопровождающееся неизменными же признаками - разоблачением объекта прежних увлечений и обретением новой, иррациональной истины, «высшего, общего и невыразимого». Таким образом, каждая сцена, эпизод романа оказываются теснейшим образом взаимосвязанными, представляющими единую цепь событий в судьбах героев, их напряжённых поисках смысла бытия, дающую представление о сложной «диалектике души» человеческой. Поэтому, чтобы лучше понять идеи писателя, нужно научиться читать его книги сценами, а не словами. Только тогда дойдут до сознания мудрые слова Толстого: (Они записаны на доске) «Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». 6-й этап. Домашнее задание: 1.Сообщения по рядам: «Проблема героизма по Толстому», «Отношение Толстого к войне», «Почему 1805г. стал эпохой срама и неудач для России?» 2.Просмотреть т.2, ч. 1-3. Отметить в тексте информацию «Поиски смысла жизни П.Безуховым и А. Болконским».
Й этап. Рефлексия. Слушаются высказывания о том, насколько предметно и конкретно реализовались цели урока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|