Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия как концептуальная основа формирование инновационного пространства




инновационный философия пространство интеллектуальный

Главной закономерностью современного мирового развития является непрерывная динамика, системные изменения, усовершенствование политических, экономических, социальных институтов, культурных структур и их функций с целью достижения более рационального и эффективного управления обществом.

Модернизация общества, характеризующаяся различными масштабами, стадиями развития, смыслом и содержанием в разных странах, вместе с тем имеет общую для всех особенность. Несмотря на важность экономических составляющих, определяющую роль в процессе модернизации играют внеэкономические факторы: геополитические, культурные, исторические, ментальные.

Именно они позволяют той или иной стране в сжатые временные сроки достичь необходимых, желанных характеристик и качеств для собственной успешной модели развития. Особое место в этом процессе занимают образование и культура народа, надлежащее состояние которых дает возможность обрести собственную инновационную стратегию.

Как свидетельствует мировой исторический опыт, те страны, где сформировались свои устойчивые национальные философские системы (школы) сумели достичь не только пиков цивилизационного развития на различных этапах, но, сохранив глубокие философские традиции, культурные основы, имеют способность стремительно возрождаться в национальном и государственном качестве.

По сути, состояние и место философии в обществе во многом определяет возможность формирования действенной идеологии его инновационного развития, сохранения этнонацио - нальной идентичности.

Возрастающая глобализация современного мира несет в себе целый ряд как позитивных, так и негативных тенденций. Среди последних - это проблема унификации, усреднения, стандартизации культурного пространства. Особо остро стоит вопрос о сохранении своей национально-культурной идентичности, языка, духовно-культурного наследия для народов, которые в силу определенных условий и факторов оказались в той или иной мере объектом языковой, ценностно-мировоззренческой, религиозной, информационной экспансии других стран.

В данном случае очень важно, чтобы система воспитания, образования вообще и преподавания общественных наук в частности, вырабатывали способность у людей к самостоятельному, критическому мышлению в осмыслении любых информационных потоков, умение преодолевать стереотипность мировосприятия и миропонимания. Изучение философии дает возможность показать и почувствовать все богатство и разнообразие мировой культуры, непреходящую ценность этнокультурной мозаичности, многообразия духовно-мировоззренческого опыта современного мира, в контексте которых только и возможна реализация личной свободы, как отдельного человека, так и воплощение этнонациональных интересов и чаяний каждого народа.

Исходя из общности европейского цивилизационного пространства, необходимости более тесного сотрудничества между странами западной, центральной и восточной Европы мы должны научиться лучше понимать отличия друг от друга, обусловленные различным политическим, мировоззренческим, социальным опытом.

Информационно-технологическая революция, охватывающая практически все страны, не снимает глобальных, культурно-цивилизационных отличий между народами, различий в привычном образе жизни и ценностных ориентациях, что в свою очередь требует разных путей модернизации экономики и социально-политических институтов. При всей своей привлекательности западные модели реформирования не всегда эффективно работают в иной социокультурной среде. Более того, иногда возникает угроза потери экономического суверенитета как права народа на собственные национальные ресурсы и права властных институтов проводить независимую социально-экономическую политику.

Трансформация общества как таковая может его привести как к социальному прогрессу, так и регрессу. Поэтому необходимо четко выяснить цель и реальную направленность трансформационных процессов, их глубинный смысл и долгосрочные перспективы, а самое главное

-      соотнести цель и средства трансформации с реально-историческими возможностями.

Тема человека, социального всегда вызывает к себе огромный интерес, а в «эпоху перемен», по известному восточному определению, радикальных сдвигов системной трансформации, приобретает трагическое, драматическое звучание. Модернизация украинского общества, охватив все сферы человеческого бытия, поставила его самого в экстремальную ситуацию выбора собственной позиции, действия, поиска идентичных собственной личности ценностей и мировоззренческих ориентиров. В короткий исторический период разрушилась вся система привычных представлений, наставлений, ценностей, норм и стереотипов, которые определяли бытие обычного человека. Противоречивость общественных преобразований, новые экономические реалии и политические технологии, идеологические и информационные новации вызвали определенную дезориентацию в обществе, поставили вопрос идентификации и самоидентификации как общества в целом, так и отдельной личности. На смену социальному максимализму пришли повседневный прагматизм, разочарование от утраченных иллюзий.

В таких условиях умение логически мыслить, видеть причинно-следственные связи в общественных процессах, сформированные определенной философской культурой личности, помогут человеку не потерять социальный оптимизм, смысл и содержание собственной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...