Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

Дом Учителя Уральского федерального округа

XIII Международная Олимпиада по основам наук

Второй этап. Повышенный уровень

Научный руководитель проекта по предмету: Слаутина Марина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики, зам. директора департамента «Филологический факультет» ИГНИ УрФУ, г. Екатеринбург

Автор заданий: Ноздрина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ Лицей №109, г. Екатеринбург

Рецензент: Еремеева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург

 

Русский язык, 11 класс

Олимпиада проводится в честь Андрея Анатольевича Зализняка, доктора филологических наук, профессора, действительного члена (академика) Российской академии наук (РАН) по Секции литературы и языка Отделения истории и филологии, члена Парижского лингвистического общества, члена-корреспондента Геттингенской академии наук

 

Время выполнения работы 1 час 15 минут

 

 

______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________ ______________
Фамилия Имя Отчество Нас пункт Область ОУ № Код участника

 

Таблица ответов

Задания                                    
                                     
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    

 

Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.

Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия и 5 заданий (16–20) – на определение последовательности. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 нужно установить правильную последовательность.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Выполняя задания на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации по внесению ответов

 

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–4, 6–15, 21–24.

(1)Весна гуляет по земле. (2)Жаворонки поют над полями. (3)Ещё рано. (4)Нет солнышка. (5)А уж светло, свежо на востоке. (6)Редкий туман, буд(?)то пытаясь спрятат..ся, жмётся в низинки. (7)И пахнет холодом, и проснувшейся землёй, и сырой, обомлевшей за ночь травкой, и светлыми черёмуховыми почками.

(8)Самого соловья (не)увид..шь. (9)Он сливается в кустах с ржавым тоном жухлой листвы и коричневой корой веток. (10)Разве что перелетит, тогда своим перелётом обозначит себя. (11)И странно, сперва заметишь дрогнувшую ветку, а уж потом (не)ясную тень птицы.

(12)Птичка крупноватая, но по(?)меньше певчего лесного дрозда, рыжая сверху, сероватая с грудки, лупоглазо(?)удивлённая и очень изящно, благородно точё..ая, перебегает по земле, быстро ворошит клювом листья. (13)Иногда она стремительно схватывает что(?)то. (14)Останавливает..ся, настораживая голову, красиво поворачивая хвост вверх, вбок и вниз. (15)Она поглядывает на меня, точно прикидывая: опасно? (16)Нет?

(17)<…> соловей издаёт (не)громко «фи… фи… фи…», а когда настораживается, слышен глухой и приятный храп «крррр… крррр…».

(18)И вдруг такое (не)вероятное, ясное, звучно(?)глубокое «фьу-у-вить…». (19)Соловей запел. (20)Всегда смешны, хотя вовсе (не)безосновательны, попытки звуками нашей речи передать соловьиную песню. (21)Она так своеобразна; так странно сладки, дики, нежны, (не)обычайны издаваемые птицей высвисты и крики, что трогают до озноба. (22)Особенно если слуша..шь соловья до утренней зари, когда кругом тьма и тишина, а поле, и звёзды, и чёрные кусты тоже слушают, слушают, слушают. (23)Слушают и молчат… (24)Только так узнав соловьёв, понял я, как откровение, стихи Алексея Константиновича Толстого, например «Родину». (25)Помните:

Край ты мой, родимый край!.. (По Н. Никонову)

 

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

 

1. Определите, какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста:

1) Не сразу заметишь соловья в уральском лесу.

2) Соловей — небольшая, изящная птичка.

3) Пение соловья нетрудно передать звуками человеческой речи.

4) Трели соловья трогают автора до глубины души.

 

2. Установите, какой фразеологизм должен быть на месте пропуска <…> в предложении 17:

1) во времена оны 2) в кои-то времена 3) со временем 4) время от времени

 

3. Укажите значение, которое имеет слово «редкий» в шестом (6) предложении текста:

1) состоящий из далеко расположенных друг от друга частей, не густой; не плотный

2) расположенный на большом расстоянии друг от друга

3) состоящий из отдалённых друг от друга моментов

4) повторяющийся, появляющийся через большие промежутки времени

 

4. Выберите деепричастие совершенного вида:

1) пытаясь 2) настораживая 3) поворачивая 4) прикидывая 5) узнав

 

5. А.А. Зализняк знает несколько иностранных языков. Каким заимствованным словом называют человека, обладающего подобной уникальной способностью?

1) политолог 2) полиглот 3) политеист 4) политик 5) полемист

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...