Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
Дом Учителя Уральского федерального округа XIII Международная Олимпиада по основам наук Второй этап. Повышенный уровень Научный руководитель проекта по предмету: Слаутина Марина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и прикладной лингвистики, зам. директора департамента «Филологический факультет» ИГНИ УрФУ, г. Екатеринбург Автор заданий: Ноздрина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ Лицей №109, г. Екатеринбург Рецензент: Еремеева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург
Русский язык, 11 класс Олимпиада проводится в честь Андрея Анатольевича Зализняка, доктора филологических наук, профессора, действительного члена (академика) Российской академии наук (РАН) по Секции литературы и языка Отделения истории и филологии, члена Парижского лингвистического общества, члена-корреспондента Геттингенской академии наук
Время выполнения работы 1 час 15 минут
Таблица ответов
Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий. Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных. Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия и 5 заданий (16–20) – на определение последовательности. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 нужно установить правильную последовательность. Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов. Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Выполняя задания на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации по внесению ответов
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–4, 6–15, 21–24. (1)Весна гуляет по земле. (2)Жаворонки поют над полями. (3)Ещё рано. (4)Нет солнышка. (5)А уж светло, свежо на востоке. (6)Редкий туман, буд(?)то пытаясь спрятат..ся, жмётся в низинки. (7)И пахнет холодом, и проснувшейся землёй, и сырой, обомлевшей за ночь травкой, и светлыми черёмуховыми почками.
(8)Самого соловья (не)увид..шь. (9)Он сливается в кустах с ржавым тоном жухлой листвы и коричневой корой веток. (10)Разве что перелетит, тогда своим перелётом обозначит себя. (11)И странно, сперва заметишь дрогнувшую ветку, а уж потом (не)ясную тень птицы. (12)Птичка крупноватая, но по(?)меньше певчего лесного дрозда, рыжая сверху, сероватая с грудки, лупоглазо(?)удивлённая и очень изящно, благородно точё..ая, перебегает по земле, быстро ворошит клювом листья. (13)Иногда она стремительно схватывает что(?)то. (14)Останавливает..ся, настораживая голову, красиво поворачивая хвост вверх, вбок и вниз. (15)Она поглядывает на меня, точно прикидывая: опасно? (16)Нет? (17)<…> соловей издаёт (не)громко «фи… фи… фи…», а когда настораживается, слышен глухой и приятный храп «крррр… крррр…». (18)И вдруг такое (не)вероятное, ясное, звучно(?)глубокое «фьу-у-вить…». (19)Соловей запел. (20)Всегда смешны, хотя вовсе (не)безосновательны, попытки звуками нашей речи передать соловьиную песню. (21)Она так своеобразна; так странно сладки, дики, нежны, (не)обычайны издаваемые птицей высвисты и крики, что трогают до озноба. (22)Особенно если слуша..шь соловья до утренней зари, когда кругом тьма и тишина, а поле, и звёзды, и чёрные кусты тоже слушают, слушают, слушают. (23)Слушают и молчат… (24)Только так узнав соловьёв, понял я, как откровение, стихи Алексея Константиновича Толстого, например «Родину». (25)Помните: Край ты мой, родимый край!.. (По Н. Никонову)
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл. В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Определите, какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста: 1) Не сразу заметишь соловья в уральском лесу. 2) Соловей — небольшая, изящная птичка. 3) Пение соловья нетрудно передать звуками человеческой речи. 4) Трели соловья трогают автора до глубины души.
2. Установите, какой фразеологизм должен быть на месте пропуска <…> в предложении 17:
3. Укажите значение, которое имеет слово «редкий» в шестом (6) предложении текста: 1) состоящий из далеко расположенных друг от друга частей, не густой; не плотный 2) расположенный на большом расстоянии друг от друга 3) состоящий из отдалённых друг от друга моментов 4) повторяющийся, появляющийся через большие промежутки времени
4. Выберите деепричастие совершенного вида:
5. А.А. Зализняк знает несколько иностранных языков. Каким заимствованным словом называют человека, обладающего подобной уникальной способностью?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|