Тема 3. Познавательные психические процессы
Тезаурус СЛОВАРЬ ПО ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Введение в психологию
Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Либидо – половое влечение, стремление к половой близости. Мотив – психическое явление, становящееся побуждением к действию, побудительная причина. Объект психологии – человек. Предмет психологии – изучение психики человека. Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Психология – наука об общих закономерностях развития и функционирования психических процессов, свойств и состояний личности в процессе взаимодействия ее со средой. Самоактуализация – осуществление своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя». Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Тема 2. Психология личности Акцентуации – заостренность некоторых черт характера. Альтруизм – правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы других людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения. Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.
Гениальность – высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых в ряде областей деятельности. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Индивид – понятие, обозначающее конкретного человека как единицу общества (индивид - биологическое существо). Индивидуальность – личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей (индивид – биологическое и социальное существо). Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе;поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблениемвнимания к тому, что происходит вокруг. Личность – явление социальное, продукт развития общества, общественных отношений (личность – социальное существо). Настроение – эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженным положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. Одаренность – совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Психопатия – болезненное уродство характера. Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности бывают специальные (профессиональные, к конкретному виду деятельности) и общие (важные для многих видов деятельности, например, находчивость, сообразительность). Страх - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации определенной опасности. Стресс – состояние душевного и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности. Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Характер – психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношении: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Человек – родовое понятие, которое обозначает общественное существо, представляющее собой высшую ступень жизни на земле. Человек – это с одной стороны биологическое существо, с другой – социальное. Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Талант – высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области. Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмпатия – способность человека к сопереживанию, сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Тема 3. Познавательные психические процессы Абсолютный верхний порог ощущений – максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Абсолютный нижний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Анализатор – сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира. Анализатор состоит из: 1) периферического отдела или рецептора, 2) проводникового, 3) центрального отдела, представленного в коре головного мозга. Апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека, от особенностей его личности;
Интермодальные ощущения (синестезии) – способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств (например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения). Интеллект – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных. Интероцептивные ощущения – представляют информацию из внутренних органов; Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Восприятие (перцепция) – психический познавательный процесс, представляющий собой отражение в сознание человека предметов или явлений в совокупности их свойств и качеств, при непосредственном воздействии на органы чувств. Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Ощущения – психический познавательный процесс, представляющий собой отражение в сознание человека отдельных свойств, качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Память – это психический познавательный процесс, представляющий собой процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Пороги ощущений – основные характеристики любого анализатора. Представление – это процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Проприоцептивные ощущения – представляют информацию о состоянии мышечной системы. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система условных символов, с помощью которых передаются звуковые сигналы, имеющие для людей определенные значения и смысл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|