Требования к современной вузовской лекции.
Лекция – логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса, часто сопровождающееся демонстрацией опытов и наглядных пособий. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи. Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни [15]. С учетом этих требований каждая лекция в вузе: – должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции); – твердый теоретический и методический стержень, важную проблему; – законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом; – быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой; – проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед курсантами и слушателями вопросы для размышления; – обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы; – находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы; – отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках); – быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
– излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий; – быть доступной для восприятия данной аудиторией. Кроме научного содержания большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала курсантами и слушателями, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения. Главное в лекции – это мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъема интеллектуальной энергии обучающихся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. В этом случае будет обеспечено и непроизвольное запоминание. Лекция призвана вызывать у курсантов и слушателей размышления, подсказывать направление самостоятельной работы мысли, побуждать к действию, быть школой научного мышления. Раскроем структуру вузовской лекции. Учебная лекция в военном вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения. Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, обосновать, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным. Изложение содержания – основная часть лекции, в которой реализуются научное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими курсантов и слушателей к следующему вопросу лекции.
Количество вопросов в лекции, как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно малое деление на части нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем. Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке лекции. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, обзорные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции. Кратко остановимся на них. Вводная лекция – один из наиболее важных и трудных видов лекции при чтении систематических курсов. От правильного ее построения и преподнесения во многом зависит успех усвоения всего курса. Содержание вводной лекции должно включать: – определение учебной дисциплины; – краткую историческую справку о развитии этой отрасли знаний и роли отечественных ученых в развитии данной науки; – цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами; – основные проблемы (понятия и определения) науки; – методы изучения учебной дисциплины, распределение времени по видам учебных занятий и по семестрам; – основную и дополнительную учебную и методическую литературу; – особенности самостоятельной работы курсантов и слушателей над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
– отчетность по курсу. Заключительная лекция предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки. В соответствии с этим содержание заключительной лекции, как правило, включает: – общий обзор пройденного курса, основные выводы и обобщения; – освещение современного состояния основных проблем данной области науки, ее достижений в нашей стране и за рубежом; – трактовку главных линий дальнейшего развития науки, указание существующих проблем и намеченных путей их решения. Обзорные лекции читаются, как правило, дипломникам. Это концентрированное, т. е. насыщенное последними данными изложение материала по отдельным разделам разных дисциплин, освещающих круг вопросов, которые возникают у категории курсантов и слушателей при работе над дипломными проектами (работами) и подготовке к государственным экзаменам. Раскроем особенности подготовки и проведения традиционной лекции в высшем военно-учебном заведении. Подготовка лекции – это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, продумывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить. Главнейшее требование при подготовке к лекции – это поставить проблему и сделать это правильно. Толковая, квалифицированная лекция отличается от аморфной, эклектичной тем, что в ней есть твердый теоретический стержень, генеральная линия мысли. Умение найти руководящую нить, основную идею в каждой лекции, несомненно, имеет решающее значение. Формы и методы работы над темой во многом зависят от сложности темы, памяти лектора, сложившихся привычек и опыта, от конкретных особенностей аудитории, в которой приходится выступать. Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма, этапами творчества которого являются замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация.
При разработке замысла занятия военный преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой. Основное внимание при подготовке лекции должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла преподавателя. Разумеется, каждое занятие – результат педагогического творчества военного преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность. Разработав план и композицию лекции, он приступает к обдумыванию и выбору методов изложения материала и приемов доказательств, наиболее целесообразных в лекции. В его распоряжении имеется несколько методов: дедуктивный, индуктивный, рассуждение по аналогии, а также большое число приемов для активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей – обращение к аудитории, авторитетам, различные виды вопросов, в частности риторический или вопрос к заочным оппонентам, доказательство от противного или метод исключения, прием сведения противоположных взглядов к абсурду, различные виды словесной и зрительной наглядности, применение юмора, сарказма и др. Заканчивая подготовку к занятию, военный преподаватель должен еще раз проверить соразмерность его частей, продумать, с чего начать, как расположить материал, переходить от одного вопроса к другому, выразить главную мысль. Следующим в работе преподавателя является этап оформления лекции. Оформление лекции кажется задачей простой, но вместе с тем и самой спорной. В педагогической литературе на этот счет авторитетных рекомендаций, к сожалению, нет. Бытует мнение, что никакого письменного оформления вообще не требуется, каждый должен составлять для себя такие записки, которые ему нужны, исходя из степени владения материалом, памяти и других особенностей своей психики. Но существует мнение, что лекция должна строиться строго по определенной форме, с таким расчетом, чтобы при случае замены лектора, что иногда бывает, преподавателю, его заменяющему, легко было бы разобраться в обстановке. Немало и других причин, требующих унификации оформления лекции, однако единой и утвержденной для всех военных вузов формы пока не существует. Содержательная часть лекции разрабатывается и выполняется с различной степенью полноты и детализации. Объем двухчасовой лекции должен составлять 25–30 страниц машинописного текста (из расчета одной страницы текста на 3 минуты). Это может быть полный текст, план-конспект и краткий план. Полный текст – наиболее совершенный метод оформления лекции. Изложение ведется дословно, со всеми примерами, математическими выкладками, формулами и выводами.
План-конспект лекции используют военные преподаватели, как говорят, уже “ставшие на ноги”, прочитавшие данный курс уже не раз. В отличие от полного текста в содержательной части плана-конспекта указываются целевые установки, краткое содержание излагаемых вопросов, определения, цифровые данные, сложные формулы, а также методические указания о времени демонстрации пособий и другие пометки, необходимые при чтении лекции. Краткий план лекции в отличие от плана-конспекта содержит только обязательные входные данные и перечень излагаемых вопросов с распределением времени. Кратким планом, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие лекции курса несколько лет. Существует мнение, что редкий преподаватель может прочесть подлинно научную лекцию или провести какое-либо другое занятие, не пользуясь хотя бы какими-то записями, которые помогают ему не упустить нить рассуждений, доказательств, давать строго отточенные формулировки определений и выводов. Большинству военных преподавателей приходится пользоваться опорным материалом с краткой записью раскрываемых на занятии положений и приводимых данных, и ничего зазорного в этом нет. Этап подготовки преподавателя к чтению лекции. При подготовке лекции методически правильно сначала записать полный текст и основательно его проштудировать, затем на его основе создать рабочий конспект, в который можно заглядывать для того, чтобы не сбиться и всегда иметь перед глазами необходимую опору. Заметим, что пользоваться полным текстом на лекции чрезвычайно сложно, из-за обилия второстепенных слов его надо читать, а значит, почти не смотреть в аудиторию. В конспекте же можно оставить лишь ключевые слова, главные мысли, цифры, облегчая себе их применение путем подчеркивания и выделения. Надо научиться пользоваться текстом так, чтобы не оказаться у него в плену. Кроме непосредственной подготовки для успеха лекции важное значение имеет психологический настрой. Поэтому не менее чем за час до начала лекции рекомендуется прекратить другую работу и думать только о лекции, в известной мере начинать “волноваться”. Считается, что лучше чего-то не успеть, недосказать, чем “недоволноваться”, не найти своего отношения к рассматриваемой проблеме, говорить равнодушно, без увлечения. Словом, чтобы овладеть аудиторией, надо прежде всего владеть собой [15]. В лекции, как и в любом публичном выступлении, самое трудное начало лекции. Первые слова, обращенные к курсантам и слушателям, должны привлечь их внимание, создать определенный настрой. Поэтому “с чего начать?” и “как начать?” вопросы, которые волнуют любого лектора. Как известно, в широком плане учебная лекция начинается с объявления темы, которое формирует первое представление о содержании лекции. Лучше, если название будет кратким и выражать суть темы, сразу будет привлекать внимание обучающихся и повышать их познавательную активность. Вводная часть (объявление темы, плана и цели занятия) должна занимать не более 5–7 минут. Темп изложения, как правило, выше темпа передачи основного содержания, что заставляет курсантов и слушателей психологически собраться и сосредоточиться. Следующий ключевой этап лекции – этап изложения ее содержания. Переходу к изложению первого вопроса, как правило, предшествует пауза. Эта психологическая пауза для того, чтобы обучающиеся осознали и прочувствовали важность и значимость изучаемой темы и приготовились к восприятию излагаемого материала. Важную роль в успехе лекции играет речь лектора. Она должна быть внятной. В противном случае курсанты и слушатели будут вдумываться в смысл отдельных слов или в построение фраз и отвлекаться от существа лекции, теряя ее логику. Фразы должны быть по возможности короткими и правильно построенными. Точность слова является не только требованием хорошего вкуса, но прежде всего требованием смысла: где много слов, где они вялы, там непонятна и мысль. Выбор правильного темпа речи – важнейший показатель мастерства лектора. Большинство молодых лекторов говорят слишком быстро. А между тем ученые установили, что “более половины взрослых людей не в состоянии на слух запомнить предложения, насчитывающие более 13 слов. Если цепочка произносимых слов длится более 6 секунд, слушатели теряют нить фразы. Одна треть взрослых забывает начало фразы уже тогда, когда произносится 11-е по счету слово. Длинные предложения – более 18 слов – способны понять и усвоить не более 15 процентов аудитории” [15]. По мнению этих ученых, лектору следует говорить со скоростью не более двух слов в секунду и строить фразы по возможности короче. Во всех случаях лекция должна быть динамичной. Говорить динамично – это не значит быстро. Говорите медленно, но содержание вашего рассказа должно развертываться быстро, не быстро на слух, а быстро, сменяя картины. Энергичное развертывание действий – вот что такое динамизм лекции. Одним из самых распространенных способов подчеркивания определений и основных выводов является повторение. Слушатели очень скоро привыкают к тому, что лектор повторяет только то, что следует запомнить и записать. Богатство устной речи, ее интонационные возможности, которые практически безграничны (тембр, тон, темп, паузы, эмоциональная окраска слова), поза, мимика, жесты, наглядные пособия, возможность непосредственного обращения к курсантам и слушателям, красноречивый разговор взглядов, который делает речь особенно теплой, понятной, возбудительной, – все это чрезвычайно обогащает устную речь, делает ее могучим средством воздействия на людей. В ходе изложения учебного материала военный преподаватель ни на минуту не должен забывать о том, что он не акустический прибор передачи информации, а лицо, управляющее мыслительной деятельностью обучающихся. Для этого он должен иметь развитое “чувство аудитории”, проявляющееся в постоянной заботе, можно сказать, тревоге, как воспринимают его речь курсанты и слушатели. Здесь можно дать некоторые рекомендации для преподавателей по чтению лекции. Важно научиться быстро выявлять отвлекающихся слушателей, устанавливать причину отвлечения, которая может исходить в том числе и от преподавателя из-за недостаточной доступности изложения, нарушения логики изложения, монотонности речи, отсутствия наглядности. Если причина отвлечения в недостатках изложения материала, необходимо повторить в более доступной форме самые сложные его части, привести к ним иллюстрации, предложить обучающимся ответить на вопросы по этим частям материала, привести доступное для них сравнение. А если в индивидуальных особенностях курсанта (слушателя), то старайтесь, не прерывая изложения, организовать его внимание: остановите на нем взгляд, привлеките интонацией голоса, задайте вопрос по излагаемому материалу, повторите его отдельные положения в другой форме и т. п. Излагая материал, старайтесь сами не отвлекаться. Прерывайте изложение только в том случае, если требуют того важные обстоятельства, необходимость, сделайте по этому поводу оговорку. Постоянно соотносите содержание материала с отведенным для него лимитом времени. Заканчивая лекцию, не следует задерживать курсантов и слушателей ни на минуту. Правильное распределение материала по времени и своевременное окончание свидетельствуют о мастерстве лектора. Лекция должна быть построена и изложена так, чтобы после нее обучающийся стремился расширить и углубить свои знания путем изучения учебников и другой литературы. Популяризация литературы, относящейся к читаемому предмету, – одна из важнейших обязанностей военного преподавателя. При этом можно формально указать литературу, а можно и этот элемент обучения сделать глубоко поучительным. Преподаватель в лекции должен указывать книги и журнальные статьи, подсказывать вопросы для углубленного изучения курса и научных исследований, всячески развивать и поощрять инициативу и любознательность курсантов и слушателей, приучая их к самостоятельному творчеству. В современных условиях для достижения большего эффекта лекции немалое значение имеет применение средств наглядности. Непосредственное восприятие предмета в натуре или его изображения является первоначальным и наиболее простым способом познания. Опыт свидетельствует, что мел, доска и иллюстрации сегодня все еще являются той основой, на которой строится лекционный этап обучения в военном вузе. Эти средства позволяют образно и наглядно представить курсантам и слушателям самую важную часть учебного материала, в определенной степени облегчая его восприятие. Более того, классная доска на лекции выступает как первое и основное средство наглядности, незаменимое пока никакими другими. Однако писать на доске – искусство, чтобы стать мастером, нужно этим искусством овладеть, для чего важно: – запись на доске производить последовательно: сверху вниз, сначала на одной половине доски, затем на другой. Иногда целесообразно делить доску на три части и более, это зависит от размеров доски и содержания лекции; – писать разборчиво, знаками среднего размера и не слишком быстро; – не загораживать собой написанное на доске; – занимать последовательно область доски формулами и чертежами, не перескакивая с одного края доски на другой; – стирать с доски написанное только после того, как все поле использовано вами и можно перейти на первую часть доски, оставляя нестертой вторую и третью части; – особенно тщательно надо выполнять поясняющие рисунки и чертежи. Не всегда можно рассчитывать на опытность и находчивость при размещении записи на доске, а потому лучше всего заранее подумать об этом при подготовке к лекции. Ничто так угнетающе не действует на курсантов и слушателей, как бессистемная запись на доске. При выполнении чертежей на классной доске военный преподаватель должен по возможности стоять боком к доске и к аудитории, показывая обучающимся, как строится чертеж. Важнее всего для курсанта и слушателя следить за построением рисунка. Одновременно с построением лектор дает необходимые пояснения. Поэтому не правы те преподаватели, которые при выполнении чертежей на доске молчат и стоят спиной к аудитории, закрывая чертеж от обучающихся, добиваясь точности и красоты чертежа. Лучше, если чертеж будет не только красив, но и понятен. Важным средством повышения наглядности лекции является использование не только аудиальных (воспринимаемых на слух), но и визуальных (воспринимаемых зрительно) наглядных материалов. Повышение эффективности усвоения материала происходит за счет активизации одновременно нескольких каналов восприятия. И оно особенно значительно, когда наглядность демонстрируется с помощью технических и компьютерных средств. Это позволяет преподносить материал крупным планом и в динамике. Плакаты, модели, диафильмы и другие наглядные пособия должны быть в минимально необходимом количестве, они только дополняют материал, излагаемый на доске. Объяснение материала только по плакатам и обилие самих плакатов не оставляет никакого следа в конспекте (если не выдается в качестве раздаточного материала) и поэтому не может быть признано целесообразным. Опыт показывает, что плакатами представляются, как правило, схемы, требующие углубленного изучения. Каждый плакат, используемый на лекции, должен быть законченным произведением. При использовании плакатов на лекции следует учитывать ряд выработанных практикой рекомендаций [77]: – плакат вывешивать (открывать для обозрения) в тот момент, когда идет изложение материала, непосредственно связанного с изображением на плакате; – на двухчасовой лекции целесообразно использовать не более 4–6 плакатов, при этом их распределение во времени в ходе лекции должно быть по возможности равномерным; – использованные плакаты какое-то время остаются вывешенными, так как в них может возникнуть потребность либо у лектора, либо у слушателей. Снимать его следует в тот момент, когда надобность в нем миновала. Диафильмы, диапозитивы и другие аудиовизуальные и компьютерные средства должны соответствовать основному замыслу лекции. Объем материала, выносимого на один кадр, не должен быть большим. Он должен быть прост и доходчив: одна несложная схема или диаграмма, один небольшой ряд цифр, не более 7–10 строк текста и т. п. Всегда надо помнить, что лучше использовать на лекции на один кадр больше, чем, уменьшив количество кадров, сделать их трудночитаемыми и лишить наглядности. Простота и доходчивость каждого кадра – важнейшее качество диафильма. Современные средства оперативной полиграфии, имеющиеся сейчас в каждом военном вузе, позволяют часть иллюстративного материала выдавать курсантам и слушателям на лекции в виде раздаточного материала для вклеивания в рабочие тетради. Такой материал облегчает труд и экономит время преподавателя и обучающихся (соответственно при чтении и конспектировании лекций), так как отпадает необходимость в зарисовке ряда рисунков, а их обсуждение ведется с использованием этого материала. Наряду с этим раздаточный материал облегчает самоподготовку курсантов и слушателей, исключает ошибки в конспектировании лекции, возникающие часто при зарисовке с доски учебного материала, особенно при чтении лекций в больших потоках. В числе средств наглядности, используемых в вузовской лекции, особое место занимают средства словесно-образной наглядности. Основное средство лектора – слово, основной метод воздействия – убеждение. Но чтобы убедить курсантов и слушателей, надо овладеть их вниманием, а овладеть им можно, только воздействуя на чувства и сознание. Невыразительный язык может сделать речь неубедительной, скучной. Таким образом, важным средством словесной наглядности военного педагога является выразительная, образная речь с использованием таких методических приемов, как сравнение, риторические вопросы, персонификации, метафоры, аллегории, ирония, гипербола, а также афоризмы, пословицы, поговорки. В создании словесно-образной наглядности большая роль принадлежит интонации, мимике и жестам. По мнению американского психолога Ф. Сьюда, при разговоре людей значимость слов составляет лишь 7 %, интонация говорящего 38 %, а на жесты и мимику приходится 55 %. Одно движение или выражение лица иногда могут полностью изменить смысл произнесенных слов [15]. Владеть средствами выразительности лектору просто необходимо. Порядок и темп изложения учебного материала должны способствовать курсантам и слушателям в конспектировании лекции. Специалисты в области дидактики приходят к общему мнению, что ведение конспекта обязательно для всех обучающихся, так как при этом они активно, а не созерцательно изучают материал. Научить курсантов и слушателей вести конспект – дело преподавателя. У каждого обучающегося в итоге вырабатывается своя манера вести конспект, и каждый понимает, что лучше всего иметь свой конспект, даже если он плохой. При проверке конспектов военный преподаватель должен обращать внимание на полноту и четкость записей, начиная с даты лекции, ее названия и плана. Курсантам и слушателям необходимо рекомендовать оставлять в конспекте место для дополнений и других пометок при самостоятельной работе. Для этого используются поля, отчерчиваемые на каждой странице (шириной не менее 3 см). Для обеспечения необходимой полноты и скорости конспектирования лектор использует сокращения. Как правило, в этом случае список сокращений по всему курсу разрабатывается и выдается курсантам и слушателям заранее в виде раздаточного материала или он накапливается постепенно, по мере необходимости. Для этого следует отвести 2–3 страницы в начале или в конце тетради. Заключительная часть чтения вузовской лекции имеет следующую структуру: – лектор напоминает тему и цель занятия; – излагает опорные точки по материалу первого вопроса и в качестве логического вывода формулирует название первого вопроса; – аналогично делается заключение по всем вопросам занятия; – лектор подводит краткий итог всей темы и отвечает на вопросы. Фактически заключительная часть становится конспективным изложением материала всего занятия, в которой особое внимание обращается на логическую увязку материала и выделение опорных точек (ключевых понятий). В ходе лекции нужно все время помнить, что показатель активности курсантов и слушателей – не только умение слушать и записывать материал, но и тот нескрываемый интерес, итогом которого являются вопросы, желание обсудить некоторые положения с лектором, дискуссия или спор после лекции, оживленный обмен мнениями, высказывание лектору или друг другу своих суждений по поводу услышанного. Военный преподаватель должен всячески развивать активность курсантов и слушателей на лекции, поощряя любые вопросы, помнить, что сформулированный обучающимся вопрос является не менее ценным результатом учебы, чем понятое и воспроизведенное знание. Вопросы служат одним из показателей качества, глубины усвоения знаний, а также степени активности личности в процессе обучения, первым признаком начала самостоятельного мышления. Во всех случаях отсутствие вопросов – признак тревожный, свидетельствующий о том, что у лектора с аудиторией должного контакта не получилось, а в лекции установка на запоминание преобладала над установкой на понимание. В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать. Мало дать на вопрос обстоятельный и обоснованный ответ, после лекции надо подумать над тем, почему задан такой вопрос и после этого внести необходимые изменения и дополнения в лекцию. Работа после лекции. Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупинки, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует ее сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как ее приняла аудитория. Он помнит, какие ее части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|