Проекты, свойства которых отражены ТЭП, содержащимися в кар-точке задания, могут несколько отличаться друг от друга по основному
СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Цель занятия: усвоение приемов определения относительных (удельных) значений показателей, характеризующих технический уровень проекта, а также методики оценки этого уровня одним из известных способов. Изложена методика и приведен пример оценки технического уровня строительной продукции (ТУ СП), которые базируются на технико-экономических показателях проекта этой продукции, приводимых в паспорте проекта. Предусмотрена возможность предварительного определения и последующего использования в процессе оценки показателей, характеризующих строительную продукцию (ее проект), но в явном виде не представленных в паспортных данных. Продолжительность занятия - 90 мин. Обеспечение занятия: А. Справочное: литература [1,2]. Б. Раздаточный материал: - образцы каталожных листов с паспортами типовых проектов; - карточки индивидуальных заданий (образец см. в прил. 1) Обеспеченность студентов: линейка, транспортир, карандаш, резинка, калькулятор, миллиметровка, писчая бумага, циркуль.
План занятия
2. Вопросы для подготовки к занятию
2.1. Что понимают под техническим уровнем строительной продукции (ТУ СП)? 2.2. Каким нормативным документом установлен порядок определения ТУ СП? 2.3. Какие методы оценки ТУ СП Вы знаете? 2.4. С какой целью оценивается ТУ СП? 2.5. Какие свойства строительной продукции характеризуют ее качество, технический уровень? 2.6. Какими показателями выражаются эти свойства, в каких единицах они измеряются? 2.7. Что общего и в чем различие между техническим уровнем и качеством строительной продукции?
3. Рекомендации по выполнению отдельных элементов занятия.
3.1. Выбор показателей, привлекаемых для оценки ТУ СП.
В паспортах типовых проектов объектов строительства (а проект - это не что иное как модель строительной продукции), как правило, содержится около двух десятков технико-экономических показателей (ТЭП), односторонне и, зачастую, косвенно, характеризующих ТУ СП. Типичный набор таких показателей по сопоставимым объектам (одинакового функционального назначения, одного типоразмерного ряда) приведен в карточке индивидуального задания. Оценка ТУ СП по полному набору ТЭП может оказаться весьма трудоемкой. Поэтому целесообразно ограничить количество привлекаемых для оценки ТУ СП показателей. Ориентацией для ограничения может служить определенная целевая направленность оценки ТУ, т.е. фиксация внимания оценщика на материало- или энергоресурсной экономичности проекта. Для достижения учебных целей занятия достаточно привлечения 6-81 показателей из перечня, содержащегося в карточке.
3.2. Обеспечение сопоставимости показателей.
Проекты, свойства которых отражены ТЭП, содержащимися в кар-точке задания, могут несколько отличаться друг от друга по основному ("мощностному") параметру, т.е. по производительности (пропускной способности), площади, объему, и т.д. В целях обеспечения сопоставимости2 объектов оценки целесообразно использовать не абсолютные значения ТЭП, приведенные в карточках, а относительные (удельные), предварительно рас считанные на единицу основного параметра. Оценщику надлежит изучить карточку задания, определить по содержащимся там данным этот параметр и его значение, а также рассчитать относительные значения выбранных в п.3.1.1 ТЭП, приходящихся на единицу основного параметра. При этом следует быть внимательным, имея в виду, что показатели в паспортах типовых проектов (и, соответственно, карточке задания) могут приводиться в различной структуре (для получения нужного сопоставимого значения определенного показателя нужно объединять или, наоборот, расчленять имеющиеся значения). Они также могут быть представлены в разных (чаще всего разнопорядковых) единицах измерения (например, кВт и мВт, чел.-час и чел.-день, м3 в сутки и литр в сек. и т.д.). Пример результатов соответствующего вычисления приведен в табл.1 отчета по занятию (см.прил.2).
3.3. Построение "розы" технического уровня.
3.3.1. ТЭП, характеризующие ТУ СП, разнородны, они измеряются в несопоставимых единицах и, в общем случае, несводимы в какой-либо обобщающий показатель, поддающийся смысловой интерпретации. Это предопределяет невозможность непосредственного ранжирования рассматриваемых объектов по всей совокупности привлекаемых ТЭП, несоизмеримость их ТУ. Для решения этой задачи используются искусственные приемы, в частности, построение "розы". При нем площадь графического построения ("розы"), выполненного по определенным правилам, выступает в качестве относительного обобщающего измерителя ТУ рассматриваемого объекта.
3.3.2. Подготовка к построению графика 3.3.2.1. В качестве подосновы построения графика ("розы") используется круг. Его разбивают лучами на равновеликие секторы. Число лучей при этом должно быть равно количеству ТЭП, привлекаемых для оценки ТУ. На каждый луч наносится в условном масштабе фрагмент шкалы, используемой для измерения одного отдельно взятого ТЭП. При этом важно соблюсти следующие условия: - фрагмент шкалы, наносимой на отдельном луче, должен содержать наибольшее и наименьшее значения рассматриваемого показателя, характеризующие оцениваемые объекты, зафиксированные в предварительно подготовленной таблице (табл.1 прил.2); эти значения не должны быть крайними на обоих (нижнем и верхнем) концах фрагмента шкалы; - условный масштаб шкалы должен быть максимально крупным и, тем самым, обеспечивать достаточную разрешающую способность графика ("роза" должна быть крупной, выразительной); - лучшие значения технико-экономического показателя, отражаемого фрагментом отдельной шкалы, наносятся со стороны окружности, а худшие - со стороны центра круга1. Под лучшими значениями ТЭП понимают такие, которые увеличивают ТУ. Это могут быть как наибольшие, так и наименьшие значения отдельного показателя. Так, если мы считаем, что высокий ТУ проекта заключается в экономичности материальных ресурсов, то наименьшие значения металло-,цементо- и т.д. емкости следует нанести на шкалах со стороны окружности, а наибольшие - со стороны центра круга (оцифровка - к центру). Если при этом мы принимаем, что высокий ТУ проекта характеризуют большие значения ТЭП, например, удельного строительного объема, то со стороны окружности на фрагменте шкалы следует наносить наибольшие значения (оцифровка - от центра).
3.3.2.2. Характер изменения отдельного ТЭП (увеличение или уменьшение показателя) неоднозначно связан с ТУ. Например, увеличение значения удельной общей площади повышает или понижает ТУ? С одной стороны (при прочих равных показателях), чем больше такая площадь, тем выше комфортность объекта, или возрастает "гибкость" планировки и т.д. С другой стороны, избыток сверх необходимого) площади (или объема) предопределяет неэкономичность проекта. Направленность же такой связи имеет непосредственное отношение к оцифровке шкал. Поэтому следует уделить значительное внимание уяснению и фиксации в отчете направленности связей между отдельными ТЭП и ТУ. Пример оцифровки графика приведен на рис.1, а фиксации принятого для построения "розы" характера связи между отдельными ТЭП и ТУ - в прил.2, раздел 4. 3.3.3. Построение графика. 3.3.3.1. На каждом луче графика, в соответствии с принятыми шкалами, наносятся точки, отражающие ранее рассчитанное удельное значение каждого, соответствующего этому лучу, ТЭП. Точки соединяются отрезками прямых. Площадь полученного замкнутого многоугольника ("розы"), образец которого приведен на рис.2, не поддаваясь определенной смысловой интерпретации, количественно характеризует ТУ рассматриваемого объекта. 3.3.3.2. В соответствии с принятой в п.3.3.2.1 системой оцифровки шкал графика, чем больше площадь, тем выше ТУ.
Рис.1. Пример оцифровки шкал графика. 1 - обозначение отдельного ТЭП, соответствующее его порядковому номеру в таблице (прил.2, табл.1) Рис.2. Пример построения графика ТУ для одного объекта
3.3.3.3. Учитывая определенную условность свертки частных ТЭП в обобщающий показатель ТУ рассмотренным способом, затруднения со смысловой интерпретацией полученного на его основе результата, способ чаще всего применяется в аналитических целях. Его возможности, при использовании для сопоставительного анализа ТУ объектов одного функционального назначения, значительно выше, чем других известных методов оценки ТУ, например, метода свертки частных ТЭП при помощи весовых коэффициентов. Исходя из изложенного, и с целью поиска резервов повышения ТУ сопоставимых объектов, на одном графике, разными линиями (например, пунктиром, штрих-пунктиром и т.д.) строят их "розы". Пример такого построения приведен на рисунке в прил.2. 3.4. Оценка ТУ СП и выявление резервов его повышения. 3.4.1. Построенные графики позволяют провести относительную оценку ТУ рассматриваемых объектов (ранжирование объектов по ТУ). При этом наиболее высокий (первый) ранг присваивается объекту, площадь "розы" которого наибольшая. С целью удобства подсчета площади "роз" график предпочтительнее строить на миллиметровке.
3.4.2. Построенный график позволяет выявить относительно сильные и слабые стороны рассматриваемых проектов и на этой основе отметить направления, в которых целесообразно совершенствовать последующие проектные решения. Такие возможности обусловлены тем, что на графике видны наилучшие, достигнутые в разработанных проектах, значения каждого конкретного ТЭП. Они и являются ориентирами для последующего проектирования. Замкнутый многоугольник, соединяющий все наилучшие значения ТЭП рассматриваемых проектов, условно отражает эталонный (для конкретного времени, на определенную дату) ТУ для рассматриваемого типа строительной продукции. При этом важно отметить, что чем больше разброс значений отдельного ТЭП по анализируемым проектам, тем вероятнее наличие резерва повышения ТУ за счет этого показателя, путем "подтягивания" его значения к эталону в последующих проектных разработках. Пример соответствующего анализа и предлагаемых рекомендаций приведен в прил.2, раздел 6.
Литература Временное положение об оценке технического уровня и качества проектов на строительство, расширение и реконструкцию предприятий//Экономика строительства, 1988, N 9,с.117-122. ГОСТ 2.116-84. Карта технического уровня и качества продукции. - М.: Издательство стандартов,1985.-5с.
Приложение 1
Вариант 45
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|